Наблюдения на прогулке в апреле
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Маслова Евгения Ивановна

Наблюдения на прогулке в апреле

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_na_progulke_v_aprele.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения на прогулке в апреле

Наблюдение № 1

Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка.

Русская народная потешка:

   Идет матушка-весна,

   Отворяйте ворота,

   Первый март пришел –

   Всех детей провел;

   А за ним и апрель –

   Отвори окно и дверь;

   А уж как пришел май –

   Сколько хочешь гуляй.

Наблюдение № 2

Наблюдение за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.

Стихотворение И.Никитина:

   Звонко тенькает синица

   Возле нашего окна…

   Скоро в дверь к нам постучится

   Настоящая весна!

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

- Что делают птицы весной?  (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов и т.. д).

Наблюдение № 3

Наблюдение за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней –

                Не поймаешь    (тень).

Наблюдение № 4

Сравнительное наблюдение, что изменилось по сравнению с февралем: снег тает на солнце, рыхлый, ручейки в солнечную погоду, сосульки, капель (откуда берется, как звенит).

Дидактическая игра «Угадай!»:

  • веселая, звонкая, прозрачная – что это?

(капель, сосулька).

  • Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный – что это?

(день).

Наблюдение № 5

Наблюдение за небом. Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды.

Загадка: Пушистая вата

                Плывет куда-то.

                Чем вата ниже,

                Тем дождик ближе.   (Облако)

Наблюдение за облаками

Цельпродолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Ход наблюдения

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Посмотрите на небо, что вы видите?
  • Какие сегодня облака?
  • Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?
  • В каком направлении плывут облака?

Наблюдение № 6

Наблюдение за изменениями погоды. Становится еще теплее, появились проталины, началась капель.

Дидактическая игра «Умный словесник» -развивать логическое мышление.

  • Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

(капель).

  • Совсем маленькая капля (капелька).
  • Теплая погода зимой или весной, когда тает снег и лед (оттепель).
  • Место, где стаял снег и открылась земля (проталина).

Стихотворение Ф.Тютчева:

     Зима недаром злится,

     Прошла ее пора –

     Весна в окно стучится

     И гонит со двора.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

     Весне и горя мало:

     Умылася в снегу

     И лишь румяней стала

     Наперекор врагу.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

     Зима еще хлопочет

     И на Весну ворчит.

     Та ей в глаза хохочет

     И пуще лишь шумит…

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега на солнце и в тени.

Наблюдение № 7

Наблюдение за капелью

Цели:

— закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;

— обучать исследовательским действиям.

Ход наблюдения

На солнышках согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна,

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

И замедляя хитрый бег,

Идя по снегу в бор,

Проваливаясь в талый снег,

Лиса у лунки пьет.

Жемчужинки слетают вниз:

«А ну, ловите нас!»

Весь в дырочках от светлых брызг

Под елкой хрупкий наст.

Но все же март, а не апрель...

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед. 3. Александрова

Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.

  • С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной и теневой? (С солнечной.)

Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они «растут».)

  • В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра)
  • А в солнечный день? (Растет.)
  • С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)

Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.

А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.

Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.

Наблюдение № 8

Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?

Дидактическая игра «Умный словесник»:

  • Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).
  • Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).
  • Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).
  • Небольшой водный поток (ручей).
  • А как назвать его ласково? (ручеек).

Наблюдение № 9

Продолжать наблюдение за признаками весны (апрель). Обсудить народные приметы и пословицы:

  • Много снега – много хлеба.
  • Вода с гор потекла – весну принесла.
  • Весенний дождь лишним не бывает.
  • Длинные сосульки – к долгой весне.
  • Из берез течет много сока – к дождливому лету.

Стихотворение С.Маршака «Апрель»:

     Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

     По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

     Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

     Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

     Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

Наблюдение за высотой стояния Солнца

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Без него плачемся,

А как появится —

От него прячемся. (Солнце.)

Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава. Что же еще происходит в природе? (Установить и закрепить представления об экологических связях.) Где восходит, где заходит солнце?

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Наблюдение № 10

Наблюдение за воздухом.

Стихотворение «Прозрачный невидимка»:

   Он – прозрачный невидимка,

   Легкий и бесцветный газ.

   Невесомою косынкой

   Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

   Летом он бывает теплым,

   Веет холодом зимой,

   Когда иней лег на стекла

   Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

   Какими свойствами обладает воздух? (бесцветный, прозрачный, без запаха).

Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? (лесной воздух не только чистый, но и целебный. В городе воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.). 

Подумайте, когда воздух в городе становится свежее, чище? (после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть).

Что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (люди сажают в городе деревья, особенно хорошо очищает воздух тополь). 

Наблюдение № 11

Наблюдение за признаками весны в неживой природе. Как изменился снег  с приходом весны? Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? Как изменилась почва с приходом весны?

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять а подборе существительных и в правильном согласовании слов.

  • Солнечный, веселый…
  • Ясная, холодная…
  • Серое, хмурое…
  • Робкая, ранняя…
  • Всходит, появляется, прорастает…
  • Прилетают, возвращаются…

Наблюдение № 12

Наблюдение за таянием снега

Цель: учить устанавливать взаимосвязи в природе.

Ход наблюдения

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходи,, это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

Наблюдение № 13

Наблюдение за таянием снега и льда. Задание детям: определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки с солнечной стороны тают, а в тени – нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на образование луж, ручейков (игра с лодочками).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

- Что можно сказать о снеге? Снег что делает?  (идет, падает, кружится, летает, ложиться, блестит, тает, переливается, скрипит…)

Наблюдение за таянием снега

Цель: учить устанавливать взаимосвязи в природе.

Ход наблюдения

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходи,, это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.


Наблюдение № 14.

Прогулка 3

Наблюдение за перелетными птицами

Цельзакреплять знания о трясогузке.

Ход наблюдения

  • Синичка-сестричка,
  • Тетки-чечетки,
  • Краснозобные снегирюшки,
  • Щеглята молодцы,
  • Воры-воробьи,
  • Вы по воле полетайте,
  • Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите.
  • В народе трясогузку зовут «ледоломкой» — срок ее приле-та совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом д6д разбивает».
  • Птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и название. Голос подает и в полете, и на земле. Кормится, собирая на «сугревах» мелких насекомых. Свои гнезда трясогузка устраивает вблизи водоемов.
  • Трясогузка, трясогузка —
  • Полосатенькая блузка!
  • Я тебя всю зиму жду,
  • Поселись в моем саду.
  • И за ставенкой резной
  • Свей гнездо свое весной.

Исследовательская деятельность: Сравнить трясогузку с воробьем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за ветром"

Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за работой дворника"

Цель задания: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.Задачи:1 Обучающие: закреплять знания детей о профессиях, активизировать словарь по темам «Инвентарь», &la...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за птицами"

Цель занятия: закрепить знания о птицах.Задачи:1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; - учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передв...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за небом"

Цель занятия: формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба.Задачи:1. Образовательные: формировать представления о различных со...