Тематическое-планирование по финансовой грамотности
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Воспитательная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_finansovoy_gramotnosti_1.docx | 117.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Составили:
Гончарова А.В., Димова А.И., воспитатели группы № 8
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Тематический план
Модуль 1. «Финансовая азбука»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях. Задачи:
1. познакомить детей с многообразием потребностей человека; 2. научить определять разницу между «хочу» и «надо»;
3. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
1 Что такое потребности?
Потребности семьи
2 Что необходимо человеку?
Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра «Если бы я выиграл миллион…»
Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение.
Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?»
Сентябрь Компьютер, фрагмент м/ф
«Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?».
Модуль 2. «Труд»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде. Задачи:
1. расширить представления детей о труде взрослых;
2. познакомить детей с многообразием профессий человека;
3. способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;
5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
1 Почему все взрослые работают?
Беседа, соревнование, д/и, упражнение.
Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий, лэпбук
«Все профессии важны», Октябрь фрагмент м/ф «Уроки
тётушки Совы» (6 се
2 Путешествие в страну профессий
Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.
цветные карандаши. Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.
Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров. Задачи: 1. познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;
2. научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; 3. объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
4. объяснить, от чего зависит цена товара;
5. развивать внимание, мыслительные операции, речь;
6. воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.
1 «Кто что делает?»
2 Что такое товар? Обмен и покупка
товаров
Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки.
Беседа, загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости.
Картинки или предметы с названием профессий,
лэпбук. Ноябрь
Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Модуль 4. «Деньги»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Задачи:
1. познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»; 2. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
3. учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
5. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег; 6. способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
7. формировать разумное отношение к расходованию денег;
8. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
1 Деньги. Монета. Банкнота.
2 «Достоинство монет и купюр»
3 «Путешествие в прошлое денег.
Деньги, какие они бывают?»
Беседа, д/и, НОД, изобразительная деятельность.
Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку»
Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин.
Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.
Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где
дети смогут раскладывать Декабрь монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся
последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр. Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка
Модуль 5. «Семейный бюджет»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Задачи:
1. познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;
2. научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
3. сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
4. сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
6. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
1 «Семейный бюджет» Метод моделирования, беседа, анализ игровой
ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».
Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные
накопления, Январь необязательные
расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по
2 Как приходят деньги в семью, азбука
доходов
Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».
финансовой грамотности. Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.
Модуль 6. «Семейные доходы и расходы»
Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Задачи:
1. познакомить с понятием «денежные сбережения»;
2. продолжать познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
3. закрепить понятия «доход», «расход»;
4. раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
5. воспитывать бережное отношение к собственным доходам.
2
«Семейный бюджет и расходы семьи»
3 «Азбука юного финансиста»
Упражнения, проблемная ситуация, игра-размышление, игра-соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Даль «пословицы и поговорки», дидактическая игра «Какие бывают доходы».
Чтение художественной литературы «Три поросенка», беседа, изобразительная деятельность, решение проблемных ситуаций.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов
семьи; карточки с Февраль изображением предметов, символизирующих
основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением
различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка,
компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки. Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.
Модуль 7. «Юные финансисты»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
1 «Путешествие в Дидактическая игра Деньги бумажные, сказочную страну «Супермаркет», рассказ - металлические,
Финансов» визуализация, отгадывание компьютер, презентация, загадок, изобразительная материалы для детского деятельность. творчества: бумага для
рисования, фломастеры,
деньги бумажные и Март металлические (можно
копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».
2 «Юные финансисты» Игра «Брейн-ринг», команда Монеты, красные, «Знайки» зеленые смайлики, схема и команда «Почемучки», потребностей, кошелек, загадки, дыхательная
гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами.
Модуль 8. «Магазины бывают разные»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание
необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1. ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»;
2. продолжать знакомить детей с профессиями продавца, кассира;
3. учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;
4. продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка;
5. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
6. продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
7. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
8. воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом;
9. воспитывать культуру речевого общения.
1 Магазины бывают разные. Как
правильно выбирать товары в магазине?
Сюжетно - ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.
Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и
2 «По страницам сказки «Цветик-
семицветик»
3 «Магазин «Детский мир»
Экскурсия.
Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами.
Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки.
Игровое занятие Подвижная игра, беседа -рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару»
названием видов магазинов, мяч, магнитная
доска с магнитами. Апрель Компьютер, плакат с
изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров
Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницам сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран. Комнатные растения, семена, луковицы.
Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники».
Модуль 9. Страна «Зкономград»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;
Задачи:
1. учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
2. закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках.
3. развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
4. выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
5. развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
6. развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
7. воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями
бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе.
1 «Путешествие в сказочную страну
Экономию»
2 «Веселая ярмарка»
3 «Путешествие в страну «Экономград»
Диагностика на конец учебного года май
Путешествие, беседа, загадки, поговорки о бережливости, игра «Услуги и товары», динамическая пауза. Ролевая игра.
Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд.
Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы Товары и Услуги.
Диски с аудиозаписями Май песен и музыки к
танцам; русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки;
корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры).
Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер, ноутбук, мульти-медиа проектор, экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...
перспективно-тематическое планирование по финансовой грамотности
планирование по финансовой грамотности в подготовительной группе...
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Тематическое планирование совместной деятельности с дет...
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...
Перспективно- тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;во...
Тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.
Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста...