Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
методическая разработка (старшая группа)
Тематическое планирование совместной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по формированию основ финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_v_st.gr_.docx | 46.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование совместной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по формированию основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Разработанное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в ходе НОД, их продолжительность составляет 25 - 30 минут.
Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.
Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:
- Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
- Решение проблемных ситуаций.
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Супермаркет», «Путешествие», «Ярмарка»».
- Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
- Решение арифметических задач, кроссвордов.
- Чтение художественной литературы.
- Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
- Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
- Игровые упражнения для развития математических способностей.
Предполагаемые результаты
По завершению проведенных мероприятий дети могут:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
- Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
- Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
- Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Тематический план мероприятий с детьми
№ | Тема | Педагогические средства | Оборудование | Сроки проведения |
Входная диагностика | Беседа, упражнения, работа с | Сентябрь | ||
«Финансовая азбука» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях. Задачи:
| ||||
1 | Что такое потребности? Потребности семьи | Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра «Если бы я выиграл миллион…» | Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?» | Сентябрь |
2 | Что необходимо человеку? | Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение. | Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?». | |
«Труд» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде. Задачи:
| ||||
1 | Почему все взрослые работают? | Беседа, соревнование, д/и, упражнение. | Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий, лэпбук «Все профессии важны», фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия), цветные карандаши. | Октябрь |
2 | Путешествие в страну профессий | Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение. | Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов. | |
«Товар. Результаты труда человека» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров. Задачи:
| ||||
1 | «Кто что делает?» | Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки. | Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук. | Ноябрь |
2 | Что такое товар? Обмен и покупка товаров | Беседа, загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости. | Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран. | |
«Деньги» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
| ||||
1 | Деньги. Монета. Банкнота. | Беседа, д/и, НОД, изобразительная деятельность. | Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши. | Декабрь |
2 | «Достоинство монет и купюр» | Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку» | Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр. | |
3 | «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?» | Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин. | Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка | |
«Семейный бюджет» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Задачи:
| ||||
1 | «Семейный бюджет» | Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход». | Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности. | Январь |
2 | Как приходят деньги в семью, азбука доходов | Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет». | Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи. | |
«Семейные доходы и расходы» Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. Задачи:
| ||||
2 | «Семейный бюджет и расходы семьи» | Упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Даль «пословицы и поговорки», дидактическая игра «Какие бывают доходы». | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка, | Февраль |
3 | «Азбука юного финансиста» | Чтение художественной литературы «Три поросенка», беседа, изобразительная деятельность, решение проблемных ситуаций. | Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши. | |
«Юные финансисты» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи:
| ||||
1 | «Путешествие в сказочную страну Финансов» | Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ - визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. | Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего». | Март |
2 | «Юные финансисты» | Игра «Брейн-ринг», команда «Знайки» и команда «Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами. | Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек, | |
«Магазины бывают разные» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи:
| ||||
1 | Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине? | Сюжетно - ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная игра. Экскурсия. | Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров | Апрель |
2 | «По страницам сказки «Цветик-семицветик» | Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами. Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки. | Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран. Комнатные растения, семена, луковицы. | |
3 | «Магазин «Детский мир» | Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару» | Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники». | |
Страна «Зкономград» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; Задачи:
| ||||
1 | «Путешествие в сказочную страну Экономию» | Путешествие, беседа, загадки, поговорки о бережливости, игра «Услуги и товары», динамическая пауза. | Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы Товары и Услуги. | Май |
2 | «Веселая ярмарка» | Ролевая игра. | Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам; русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки; корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры). | |
3 | «Путешествие в страну «Экономград» | Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд. | Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер, ноутбук, мульти-медиапроектор, экран. | |
Диагностика на конец учебного года | май |
Работа с родителями
№ | Мероприятие | Сроки реализации |
1 | Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье» Анкета для родителей. | сентябрь |
2 | Консультации и рекомендации для родителей. «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» | октябрь |
3 | Рекомендации для родителей «Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы» | ноябрь |
4 | Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников». | декабрь |
5 | Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности». | январь |
6 | Консультация « Правила карманных денег» | февраль |
7 | Посещение открытого мероприятия | март |
Буклет «Советы финансового воспитания» | апрель | |
Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2019-2020 учебный год. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование основ финансовой грамотности. Образовательные задачи: Познакомить детей с деньгами, их предназначением. Дать определение понятиям «деньги», для
Занятие по математике для детей 5-6 лет...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...