Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Составила: Бондарева Алёна Владимировна
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Разработанное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в ходе НОД, их продолжительность составляет 25 - 30 минут.
Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.
Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия- викторины и т. д., включают в себя:
- Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
- Решение проблемных ситуаций.
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Супермаркет», «Путешествие»,
«Ярмарка»».
- Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
Решение арифметических задач, кроссвордов.
- Чтение художественной литературы.
- Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
- Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
- Игровые упражнения для развития математических способностей.
Предполагаемые результаты
По завершению проведенных мероприятий дети могут:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
– Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
- Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
- Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие
- и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
— Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Тематический план мероприятий с детьми
№ | Тема | Педагогические средства | Оборудование | Сроки проведения |
Входная диагностика | Беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение | Сентябрь | ||
Модуль 1. «Финансовая азбука» |
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях. Задачи:
| ||||
1 | Что такое потребности? Потребности семьи | Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра «Если бы я выиграл миллион…» | Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?» | Сентябрь |
2 | Что необходимо человеку? | Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение. | Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?». | |
Модуль 2. «Труд» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде. Задачи:
| ||||
1 | Почему все взрослые работают? | Беседа, соревнование, д/и, упражнение. | Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий, лэпбук «Все профессии важны», фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия), цветные карандаши. | Октябрь |
2 | Путешествие в страну профессий | Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение. | Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением |
предметов. | ||||||
Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров. Задачи:
| ||||||
1 | «Кто что делает?» | Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки. | Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук. | Ноябрь | ||
2 | Что такое товар? Обмен и покупка товаров | Беседа, загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости. | Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран. | |||
Модуль 4. «Деньги» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Задачи:
| ||||||
1 | Деньги. Монета. Банкнота. | Беседа, д/и, НОД, изобразительная деятельность. | Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши. | |||
2 | «Достоинство монет и | Работа с морфологической | Набор монет на каждого ребенка для практических |
купюр» | таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш. Галиева «Три копейки на покупку» | действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр. | Декабрь | |
3 | «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?» | Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин. | Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка | |
Модуль 5. «Семейный бюджет» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Задачи:
| ||||
1 | «Семейный бюджет» | Метод моделирования, беседа, | Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; | |
анализ игровой ситуации, чтение | картинки для модели: обязательные платежи, желательные | |||
художественной литературы, | расходы, длительные накопления, необязательные расходы; | |||
проблемный диалог, решение | мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности. | |||
арифметических задач, д/и «Доход- | ||||
расход». | ||||
2 | Как приходят деньги в | Психологическая разминка, | Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек | Январь |
семью, азбука | моделирование, проблемный | с изображением членов семьи. |
доходов | диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет». | |||
Модуль 6. «Семейные доходы и расходы» Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. Задачи:
| ||||
2 | Упражнения, проблемная ситуация, | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», | ||
игра- размышление, игра- | карточки с изображением членов семьи; карточки с | |||
«Семейный бюджет и | соревнование, кроссворд, чтение | изображением предметов, символизирующих основные и | ||
расходы семьи» | художественной литературы К. | неосновные расходы, иллюстрации с изображением | ||
Чуковский «Муха-цокотуха», В. | различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама | Февраль | ||
Даль «пословицы и поговорки», | стирает и т. д.), игрушка Незнайка, | |||
дидактическая игра «Какие | компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, | |||
бывают доходы». | картинки с изображением профессий, картинки с | |||
изображением предметов и орудий труда, фишки. | ||||
3 | «Азбука юного | Чтение художественной литературы | Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные | |
финансиста» | «Три поросенка», беседа, | карандаши. | ||
изобразительная деятельность, | ||||
решение проблемных ситуаций. | ||||
Модуль 7. «Юные финансисты» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: |
| ||||
1 | «Путешествие в сказочную страну Финансов» | Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ - визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. | Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего». | Март |
2 | «Юные финансисты» | Игра «Брейн-ринг», команда «Знайки» и команда «Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами. | Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек, | |
Модуль 8. «Магазины бывают разные» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи:
| ||||
1 | Магазины бывают разные. Как | Сюжетно - ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная | Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, |
правильно выбирать товары в магазине? | игра. Экскурсия. | магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров | Апрель | |
2 | «По страницам сказки «Цветик- семицветик» | Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами. Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки. | Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран. Комнатные растения, семена, луковицы. | |
3 | «Магазин «Детский мир» | Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару» | Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники». | |
Модуль 9. Страна «Экономград» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; Задачи:
| ||||
1 | «Путешествие в сказочную страну Экономию» | Путешествие, беседа, загадки, поговорки о бережливости, игра «Услуги и товары», динамическая | Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы «Товары и Услуги». |
пауза. | Май | |||
2 | «Веселая ярмарка» | Ролевая игра. | Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам; русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки; корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры). | |
3 | «Путешествие в страну «Экономград» | Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд. | Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер, ноутбук, мультимедиапроектор, экран. | |
Диагностика на конец учебного года | май |
Работа с родителями
Приложение 11
№ | Мероприятие | Сроки реализации |
1 | Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье» Анкета для родителей. | сентябрь |
2 | Консультации и рекомендации для родителей. «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» | октябрь |
3 | Рекомендации для родителей «Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы» | ноябрь |
4 | Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников». | декабрь |
5 | Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности». | январь |
6 | Консультация «Правила карманных денег» | февраль |
7 | Посещение открытого мероприятия | март |
Буклет «Советы финансового воспитания» | апрель | |
Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2020-2021 учебный год. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Тематическое планирование совместной деятельности с дет...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности "Что такое реклама?"
Задачи:Дать представление о рекламе, ее истории, видах и значении.Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли ...

Совместная образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «Квест-игра «Форт Боярд» с элементами экспериментирования
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Создавать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Финансовое просвещение и экономическое воспитание....
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по основам финансовой грамотности
Разработанное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий....