Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
материал (младшая группа)

Стефанишина Наталья Владимировна

Дошкольное детство — это особый период в жизни ребенка, когда каждый день имеет уникальное значение в его развитии. Изучая литературу по проблеме сенсорного развития детей младшего возраста, выяснилось, что оно является фундаментом общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Дошкольное детство — это особый период в жизни ребенка, когда каждый день имеет уникальное значение в его развитии. Изучая литературу по проблеме сенсорного развития детей младшего возраста, выяснилось, что оно является фундаментом общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и дальнейшей жизни.

Предположим, что игры и занятия – это самый простой и доступный способ сенсорного развития.

Проведенное обследование сенсорного развития детей 3- 4 лет, по методике Стребелевой Е.А. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), выявило недостаточный уровень сенсорного развития детей младшей группы, из чего сделан вывод что, планомерность обучения детей - один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Изучая работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов, видно значимость сенсорного развития для детей дошкольного возраста. В своей работе они используют большое количество дидактических игр и различных занятий.

Дети дошкольного возраста,  в процессе организованной педагогической деятельности и хорошо подготовленных условий, проявляют интерес к деятельности изобразительного искусства и игре, что в последствии дает результат на развитие мелкой моторики руки и выражению личностных качеств: самостоятельности принятия решений в игре и выполнения работы разной тематики и разной сложности, использования технических приемов и цветовой насыщенности при выполнении работ и  раскрепощение эмоциональной составляющей при рассмотрении и оценивании изобразительных работ.

Цель педагогической деятельности воспитателя: обогащение сенсорного развития детей 3-4 лет.

На начальном этапе работы были реализованы педагогические условия сенсорного развития детей 3-4 лет, а именно:

- разработан перспективный план по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет;

- разработаны и проведены занятия НОД и дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3-4 лет;

- развивались и совершенствовались у детей все виды восприятия, обогащался их чувственный опыт. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

В соответствии с образовательной программой, по которой ведется обучение и воспитание в ДОУ, в комплекс вошли занятия НОД по аппликации, лепке, рисованию, конструированию и математике. Разработанные с помощью перспективного плана, игры и упражнения на развитие умений узнавать основные цвета; различать основные геометрические формы; различать предметы по величине и другие.

   Повышение интереса у обучающихся связанное с работой по данной теме возросло, занятия проводились в системе с играми, менялись способы организации, вводились не только предусмотренные учебные пособия, но и разнообразие упражнений нетрадиционных техник.

Повторная диагностика в конце учебного года (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), проведенная на контрольном этапе работы, показала положительную динамику сенсорного развития детей в данной группе.

Можно сделать вывод, что все реализованные педагогические условия сенсорного развития детей 3-4 лет, являются одним из наиболее простых и доступных способов сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, цель работы достигнута.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1

Рисунок 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3-4 лет

Дидактические игры и упражнения

на развитие умения узнавать основные цвета.

Игра «Разноцветные палочки».

Цель: учить различать цвета по принципу «такой ‒ не такой»; сортировать предметы по цвету.

Материалы: счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 штук каждого цвета).

Ход игры: высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай. Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные, а сюда все синие». Постепенно количество палочек можно увеличивать.

Игра «Привяжи шарики».

Цель: учить детей различать цвета по принципу «такой ‒ не такой»; знакомить с названиями цветов.

Материалы: воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего, желтого цветов.

Ход игры: перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте ленточки. Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с ними? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было с ними играть. У каждого шара должна быть ленточка такого же цвета». Дайте четырем детям ленточки и попросите их подобрать шарики, какого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки. Предложите детям поиграть с шариками. При этом назовите цвета шариков, не требуя от малыша повторения.

Игра «Построим башню».

Цель: учить различать цвета принципу «такой ‒ не такой».

Материалы: крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).

Ход игры.

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!» В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

Дидактические игры и упражнения

на развитие умения различать основные

геометрические формы.

Игра «Разложи фигурки по кроваткам».

Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами ‒ квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.

Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры ‒ домики и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится ‒ вот так! А это квадрат. Его можно поставить». Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

Игра «Фигуры играют в прятки».

Цель: познакомить с объемными геометрическими телами ‒ кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Материалы: картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.

Ход игры: покажите детям коробку и научите их проталкивать в прорези сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку». Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно. Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом кубики.

Игра «Башни».

Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

Материалы: пластмассовые или деревянные вкладыши ‒ пирамидки квадратной и круглой формы.

Ход игры: сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком. Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни-пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы ‒ квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.

Дидактические игры и упражнения

на развитие умения различать предметы

по величине.

Игра «Спрячь в ладошке».

Цель: познакомить с понятием величины.

Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей).

Ход игры: сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

Игра «Две коробки».

Цель: закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Материалы. Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3-6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям.

Ход игры.

Приведем пример игры с использованием шариков. Раздайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!»

Обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие.

В следующий раз дайте детям более детальную инструкцию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте внимательны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми. Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а маленький ‒ в маленькое».

Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вместе с детьми проверьте результат. Возможно, кто-то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался маленький шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой, кажется, кто-то заблудился! Давайте поможем маленькому шарику добраться до дома!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок 3

Рисунок 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

Самообразование "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

—В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается разви...

Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Ранний  возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры».

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»....

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...