Педагогическая технология "Портфолио дошкольника"
статья (подготовительная группа)

Шаховая Светлана

Что такое портфолио и для чего оно предназначено.

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Портфолио дошкольника — это первый шаг в откры­тии малышом своего Я.

Это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог – успехи своего воспитанника в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портфолио дошкольника27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология «Портфолио дошкольника»

Воспитатель Шаховая С.С.

С особым трепетом родители предвкушают тот день, когда малыш пойдет первый раз в первый класс. И вот, когда настает этот момент, все поздравляют дорогого первоклашку, в поздравлении непременно отмечают, что "начинается новая жизнь" и "теперь ты будешь учиться", "пройдет время, и ты многого достигнешь"… А ведь ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Родители снимают его на видеокамеру, фотографируют, т. е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, в основном фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания? Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы детей: рисунки, поделки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в цирк или на праздник и многое-многое другое. Хорошим решением для исправления этой "печальной ситуации" вполне может стать детское портфолио.

Что такое портфолио и для чего оно предназначено.

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я.

Это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог – успехи своего воспитанника в детском саду.

Стоит подойти к этой непростой задаче ответственно, потому что с этим самым портфолио вы будете в недалеком будущем поступать в первый класс.

При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача педагогов и  родителей  – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.  Портфолио дошкольника способствует установлению преемственных связей  между  ДОУ и начальной школой.

Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • Создание для каждого воспитанника ситуации переживания успеха;
  • Поддержка интереса ребенка к определенному виду деятельности;
  • Поощрение его самостоятельности и активности;
  • Формирование навыков учебной деятельности;
  • Содействие индивидуализации образования дошкольника;
  • Укрепление взаимодействия с семьей воспитанника, повышение заинтересован-ности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

     Создание портфолио дошкольника  - это пока ещё мало освоенная технология.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

  • Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей.
  • Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
  • для сбора достижений, например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения.
  • накопительной, когда информация собирается за определённый период и можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени.
  • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, я путешествую.
  • Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  • Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  • Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
  • Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Определены основные функции портфолио:

  • диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка;
  • целеполагающая – поддерживает учебные цели;
  • мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;
  • содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
  • социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельности;
  • развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
  • рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Портфолио можно разделить на несколько видов:

  • Электронный портфолио. 
  • Портфолио-раскраска. 
  • Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, как у нас, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей.

Таким образом, работа над созданием портфолио - это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Критерии оценивания

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов.

Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:

  • творческий подход к оформлению;
  • интерес и желание ребенка;
  • значимость для ребенка, его родителей, педагогов.

Алгоритм работы по составлению портфолио.

  • Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
  • Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
  • Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.
  • Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.
  • Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.)
  • Презентация.

Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Разделы портфолио также могут быть разные, например, такие:

  Это Я

  Моя семья

  Мой детский сад

  Мои лучшие друзья

  Мои домашние животные

  Мои увлечения

  Я мечтаю

  Мои путешествия

  Мое творчество

  Мои достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНРОбщее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Связь между речевыми нарушениями и д...

педагогическое обследование дошкольников

педагогическое обследование дошкольников...

Психолого-педагогическое изучение дошкольников с общим недоразвитием речи

АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 3. – М.: МОСУ, 2006. – С. 9-13. Дельфин Е.В. Учитель-логопедПсихолого-педагогическое изуче...

Карта психолого педагогического обследования дошкольника

Примерная карта психолого педагогического обследования дошкольников...

Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника и его семьи

   Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи....

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....

Психолого-педагогический профиль дошкольника

Очень удобная диагностика с наблюдением динамики в развитии ребёнка по 12 шкалам основных психических процессов, личностных и коммуникативных качеств. Есть инструкция, помогающая на начальной стадии д...