Формирование коммуникативных навыков посредством сказок с использованием приемов социоигровой технологии.
методическая разработка

Бусарова Ольга Сергеевна

Формирование коммуникативных навыков посредством сказок с использованием приемов социоигровой технологии.

 

Слайд 2

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения, чтения вслух. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: игре, труде, учёбе, социальной ориентации. Общение оказывает влияние на становление личности детей, способствует построению взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. В то же время, оно не является врожденным видом деятельности, оно формируется.

В последнее время вопрос о проблемах развития речи как средства общения, несформированности у детей коммуникативного поведения, неумения строить партнёрские отношения в детском сообществе вызывает особую тревогу у педагогов, а также родителей.

Поэтому как никогда актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка, его общения со сверстниками и взрослыми.

 

Слайд 3

Одним из методов в решении данной проблемы является сказка.

Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально- нравственным правилам жизни. Сказка помогает развивать у детей способность к сопереживанию, учит определять эмоциональное состояние героев на основе жестов, мимики и поступков. Детей, которые не любят, когда им читают и рассказывают сказки, не бывает.

Главное – как их преподнести, ведь дети хорошие критики.

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес при рассказывании сказок, не используя интересных методов и приёмов.

 

Слайд 4

Сказку можно не только прочитать и рассказать. Ее можно обыграть. А еще сказка может звучать. В  работе с детьми я собираюсь использовать:

  1. Чтение и пересказ сказок, состоящих из одного предложения

С.Я. Маршак Детки в клетке

 

Слайд 5

Л. Н. Толстой Рассказы для маленьких детей.

 

Слайд 6                                                     

  1. Сказки, рассказанных с помощью пальчиковых игр

 

Слайд 7

  1. Лингвистические сказки Людмилы Петрушевской. Они написаны в довольно странной и непривычной форме. Все слова, за исключением «служебных», переиначены и не похожи на то, что мы привыкли слышать. писательница пытается, подражая языку детей, заинтересовать ребенка, увлечь рассказом. Широко известная сказка Л. Петрушевской «Пуськи Бятые» (из сборника «Дикие животные сказки») часто воспринимается как просто забавный, интуитивно понятный текст со словами, которых нет в русском языке. Однако сказка явно имеет сюжет, Сказку можно пересказать и даже проиллюстрировать. Но каждый представит что-то своё.  

 

Слайд 8

  1. Терапевтические сказки. Слушая их, дети с интересом и большим удовольствием получают незаменимый опыт и знакомятся с неизведанным миром. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.

 

Слайд 9

  1. Сказки-шумелки (автор Екатерина Железнова). Сказки-шумелки, это упражнения для общения, развития мелкой моторики, слуховой памяти, художественно-творческих способностей, фантазии у детей.

 

Слайд 10

Данные сказки могут планироваться в разных образовательных областях:

  1. художественно-эстетической (показ театров, музыкальная деятельность).
  2. социально-коммуникативной (ребёнок общается и с героями сказки и с другими детьми)
  3. познавательной (в игровой форме ребёнок познаёт что-то новое).

 

Эти сказки могут представлять собой непосредственно-образовательную деятельность детей и взрослого или дидактическую игру, использоваться в течение всего дня.

 

В данной работе я буду использовать следующие методы и приёмы социо-игровой технологии:

  • Позиция воспитателя. Я для детей равноправный партнёр, умею интересно рассказать, обыграть и придумать сказку.
  • Смена обстановки, дети разыгрывают сказку в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке. Деление на группы, распределение ролей, выбор лидера – главного героя.
  • Следующий приём: самостоятельное изготовление шумового инструмента, маски, атрибута.

 

Таким образом, при использовании социоигровых подходов в организации образовательной деятельности у дошкольников формируется следующее интегративное качество овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

 

Литература:

  1. Журнал «Воспитатель» №2/2014, «Игровые методы в работе со сказками» Л.О. Хлупина. стр.53.
  2. Опыт работы Московских И. Авоспитатель http://festival.1september.ru/articles/660277/
  3. Методика С. и Е. Железновых http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/metodika-zheleznovoj.html

 

  1. Чтение и пересказ сказок, состоящих из одного предложения

С.Я. Маршак Детки в клетке

Слон

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Жираф

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

 

Кто лучше всех? Л. Н. Толстой

 

 В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: "Какая же твоя мама, деточка?" А дитя сквозь слёзы отвечает: "Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех".

 

  1. Сказки, рассказанных с помощью пальчиковых игр

КОЛОБОК (пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

За горами, за лесами,

Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская их в стороны.

За широкими морями

Выпрямите руки перед собой, соедините кисти,затем плавно разведите в стороны

Жили дед и баба,

Тимофей да Капа.

«Дед» — покажите воображаемую бороду, «баба» — «наденьте» воображаемый платочек на голову и «завяжите» его под подбородком.

«Как же, как же,

Как нам быть?

Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.

 

Где муки на хлеб добыть?

Надо нам совсем чуток —

Покажите пальцами «чуть — чуть».

 

Испекли бы колобок!

Пальчиковое упражнение «Шарик».

По амбарам пометем,

 

Покажите, как метут пол веником.

 

По сусекам поскребем

Руки выставьте перед собой, «поскребите» ноготками.

Небольшой у нас роток —

Возьмитесь пальцами за губы.

Соберем на колобок

Поднимите руку вверх и махните ею вниз — «Эх!»

 

  1. Лингвистические сказки Людмилы Петрушевской. Они написаны в довольно странной и непривычной форме. Все слова, за исключением «служебных», переиначены и не похожи на то, что мы привыкли слышать. писательница пытается, подражая языку детей, заинтересовать ребенка, увлечь рассказом. Широко известная сказка Л. Петрушевской «Пуськи Бятые» (из сборника «Дикие животные сказки») часто воспринимается как просто забавный, интуитивно понятный текст со словами, которых нет в русском языке. Однако сказка явно имеет сюжет, Сказку можно пересказать и даже проиллюстрировать. Но каждый представит что-то своё.  

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

— Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

4 Терапевтическая сказка

Почему нужно кушать

Ирина Гурина

Жила-была девочка Настенька. Она очень не любила кушать.

- Смотри, какая вкусная кашка, - говорила ей бабушка. - Съешь хоть ложечку. Ты только попробуй - тебе обяза­тельно понравится.

Но Настенька только крепко сжимала губы и мотала го­ловой.

- Скушай творожок, - уговаривал Настеньку дедушка. - Он очень вкусный и полезный.

Но и творожок она есть не хотела.

- Смотри, какой вкусный супчик, - говорила мама. - Посмотри только, какой он красивый! Там красная морков­ка, зелёный горошек, белая картошечка!

- Не буду! - кричала Настенька и убегала из кухни. День шел за днём. Как-то пошла Настенька с подружками гулять. Решили они покататься с горки. А на ту горку вела высокая лесенка. Подружки топ-топ-топ - и поднялись на са­мую вершину, а Настенька стоит внизу и расстраивается:

- Вон вы все какие большие да сильные! А почему же я такая маленькая? На ступеньки мне не подняться, за пе­рильца не удержаться, с горки не покататься!

- И правда! - удивились подружки. - Что же ты такая маленькая?

- Не знаю, - расстроилась Настенька и пошла домой. Заходит она в дом, раздевается. А слезки так и капают: кап да кап, кап да кап. Вдруг слышит она шёпот. Зашла На­стенька в свою комнату. Нет никого, тихо. Зашла к бабушке с дедушкой. Тоже пусто. Заглянула она в комнату к родите­лям - и там никого.

- Ничего не понимаю, - пожала плечами девочка. - Кто же шепчется?

Прокралась она на цыпочках к кухне. Приоткрыла дверь - шёпот стал громче. На стуле пусто, в углах пусто. Только на столе стоит тарелка супа.

Ой, - удивилась Настенька, - да это же овощи разго­варивают!

Я тут самая главная, - сердилась морковь. - Во мне есть витамин А - это самый главный витамин. Он помогает детям расти. А ещё тот, кто ест витамин А, хорошо видит, почти как орёл. Без меня нельзя!

Нет, мы! Нет, мы главные! - подпрыгивали горошин­ки. - В зеленом горохе тоже есть витамин А. И нас больше, значит, мы главнее! И вообще, в нас ещё и витамин В есть!

Во мне тоже есть витамин В. Я же не хвастаюсь, - проворчало мясо. - Во мне вообще много всяких витами­нов, которые нужны, чтобы хорошо работало сердечко и чтобы зубки и десны были здоровыми.

А во мне витамин С, - подпрыгнула картошка. - Он важ­нее всех остальных. Кто ест витамин С, тот не простужается!

Тут они закричали все хором и чуть не подрались. Боль­шая столовая ложка, тихо дремавшая рядом с тарелкой, поднялась, шлепнула по бульону и сказала:

Хватит спорить! Вот услышит Настя про то, что суп волшебный и что тот, кто хорошо кушает, быстро растёт и не болеет, обрадуется и съест Вас всех вместе с витаминами!

А я слышала, слышала! - закричала Настенька, вбегая в кухню. - Я очень хочу вырасти и кататься с горки вместе со всеми!

Взяла она ложку и съела суп.

С тех пор Настенька хорошо кушала каждый день. Вско­ре она выросла и даже стала выше подружек!

 

5 сказка – шумелка

  1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ 
    Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
    (СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
    И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. 
    (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
    Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
    (УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
    Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки,
    (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
    Грызли зёрнышки
    (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)
    И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
    (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
    Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
    (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)
    А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
    (ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
    Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
    (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
     

 

Основные принципы социоигровой методики:

*Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
*Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
*Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
*Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
*Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
*Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.
*Движение и активность.
*Жизнь детей в малых группах.
*Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsioigrovye_tehnologii.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных навыков посредством сказок с использованием приемов социоигровой технологии. Бусарова Ольга Сергеевна, Воспитатель подготовительной группы №5 МАДОУ № 18 «Полянка» г. Балашиха , мкр . Железнодорожный, 201 9 г.

Слайд 2

В последнее время вопрос о проблемах развития речи как средства общения, несформированности у детей коммуникативного поведения, неумения строить партнёрские отношения в детском сообществе вызывает особую тревогу у педагогов, а также родителей.

Слайд 3

Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально- нравственным правилам жизни.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование приемов социоигровой технологии при ознакомлении детей с культурным наследием родного края»

«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству, - Это источник любви к Родине... Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в сердце и в памяти навсегда ...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе №6 компенсирующей направленности с использованием приемов социоигровой технологии.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе №6 компенсирующей направленности с использованием приемов социоигровой технологии.Тема: «Такая разная осень».Цель:...

Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...

«Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольног возраста посредством социо-игровой технологии»

Почему мной выбрана социо-игровая технология?  В современном мире человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую акт...

Использование приемов социоигровой технологии при организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

Главная забота воспитателей -не обучение, не развлечение,даже не развитие, а стольнедидактическая вещь как дружба".Е.Е. Шулешко...