Использование приемов социоигровой технологии при организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
статья (старшая группа)
Главная забота воспитателей -
не обучение, не развлечение,
даже не развитие, а столь
недидактическая вещь как дружба".
Е.Е. Шулешко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_sotsioigrovoy.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тугарина Светлана Иосифовна,
воспитатель МБДОУ детского сада
комбинированного вида № 19
«Использование приемов социоигровой технологии при организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы»
Главная забота воспитателей -
не обучение, не развлечение,
даже не развитие, а столь
недидактическая вещь как дружба".
Е.Е. Шулешко
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на позитивную социализацию ребенка. Понятие «позитивная социализация» включает в себя умение ребенка взаимодействовать с окружающими его людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
В начале учебного года отметила, что у большинства детей группы недостаточно развиты навыки общения со сверстниками: часто происходят конфликты, ссоры во время игры и на занятиях, дети не умели слушать и слышать собеседника, аргументировано отстаивать свое мнение, на занятиях каждый старался перекричать товарищей.
Я провела социометрию в группе детей (Дж. Морено). При анализе получила следующие результаты: четыре ребенка в группе оказались непринятыми, лидер – один, у многих детей группы было по одному или два выбора, и часто эти выборы не совпадали.
Это и определило направление моей дальнейшей работы. Передо мной стояла цель: помочь детям научиться эффективно общаться.
Для достижения данной цели я выбрала социоигровую технологию, так как считаю, что использование её приемов при организации совместной деятельности детей и педагога дает возможность объединить всех общим делом. В процессе такой совместной деятельности дети научатся эффективно общаться, образовательный процесс станет более увлекательным не только для детей, но и для взрослого, дети смогут проявить свою активную позицию, самостоятельность и творчество.
Начала работу с проведения коммуникативных игр: «Запрещенное движение», «Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем», «Ходим кругом друг за другом», в которых ребенок придумывает движения, а остальные дети повторяют их.
В рамках социоигровой технологии эти игры относятся к играм творческого самоутверждения, поскольку подразумевает художественно исполнительский результат.
Такие игры как «Скучно, скучно нам сидеть», «Сижу, на кого-то смотрю», «Шаг – хлопок», «Передай улыбку», «Дружба», «Сундучок», «Разведчики», использую для настроя на общее дело, для создания игровой обстановки и для положительного взаимодействия друг с другом и воспитателем.
В игре «Поменяйтесь местами те, кто…» дети учатся видеть друг друга, уступать, кроме того, меняясь местами, снимают мышечное напряжение.
Стала применять деление на группы ровесников в рамках совместной деятельности детей. Сначала дети учились общаться в парах, затем в микрогруппах (3 ребенка), а затем в группах по 5-6 человек. На начальном этапе предлагала детям образовывать группы по личному желанию, затем познакомила детей с разными способами деления (по звуку в имени, по цвету в одежде, по росту, по результатам выполнения определенных заданий и т.д.). К концу года дети сами стали предлагать способы деления на группы, например: по росту, по длине волос, по телосложению, по полу, по цвету кожи, наугад (с закрытыми глазами).
Для того чтобы общение было бесконфликтным, мы познакомились с «золотыми» правилами работы в группе и между группами.
После того, как дети научились взаимодействовать в группах, я стала предлагать им выбирать лидера группы и посыльного, распределять роли. Для детей это была сложная задача, поэтому я тактично помогала им, предлагая способы выбора, например: голосование, по считалке, по стрелочке и т.д.
Сейчас дети, чаще всего, сами делают выбор, без моей помощи. Моей задачей остается напоминать детям о том, что лидер, посыльный и тот, кто представляет результат работы группы, должны постоянно меняться. Активным детям это помогает считаться с мнением других детей, а робким детям преодолеть свою неуверенность, поверить в свои силы. В процессе общения дети договариваются, то есть выполняют роль и говорящих, и слушающих.
Все мы знаем, что дети от природы очень подвижны, они не могут долго находиться в одной позе, утомляются от однообразия, легко отвлекаются, педагогу достаточно сложно контролировать эту ситуацию. Прием социоигровой технологии «смена мизансцен» помогает организовать образовательный процесс таким образом, что дети могут удовлетворить свою потребность в двигательной активности: они могут свободно передвигаться по группе, выбирать рабочее место.
Так, постепенно я перешла к следующему этапу работы, который предполагает организацию непосредственно-образовательной деятельности в форме игры между микрогруппами детей.
На занятии, которое я представила на Вернисаже педагогического опыта, я использовала:
- деление детей на команды и малые группы, общение и работу в них;
- выбор капитанов и посыльных;
- смену мизансцен;
- игровую разминку со смешным, несерьезным содержанием.
Игровые разминки привлекательны для детей своей, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным содержанием. Это игры, требующие передвижения: «Мы летим, летим, летим», «Шла большая черепаха», «Тумба, тумба, где ключи?». Они направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего, будь то взрослый или ребенок, а также на снятие психоэмоционального напряжения.
Результаты промежуточной социометрии таковы: в группе стало 4 лидера, и они поменялись, нет непринятых детей, у некоторых детей количество выборов увеличилось до четырех, добавились взаимовыборы.
В заключение хотелось бы отметить, что используя приемы социоигровой технологии в непосредственно-образовательной деятельности, мне удается сделать образовательный процесс более увлекательным и интересным для детей. Объединяясь, дети учатся эффективно взаимодействовать друг с другом, проявляют активность, творчество, самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология поисково-познавательной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема "Дикие животные". Тема: "Игра - путешеств...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Весна пришла". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Материал разработан в соответствии с требованиями ФГТ. С использованием современных образовательны...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Путешествие по заколдованным островам". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.
В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР в игровой форме закрепляются знания детей о временах года: зиме и весне, и о зимующих и перелётн...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Зимушка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.
В непосредственно-образовательной деятельности с детьми активизируются, обобщаются и систематизируются представления детей о зиме. Используя игровой материал педагог совершенствует грамматический стро...
Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе ( ручной труд + театрализованная деятельность) Тема: «Госпожа Метелица» (по сказке Братьев Гримм)
Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе( ручной труд + театрализованная деятельность)Тема: «Госпожа Метелица»(по сказке Братьев ...
по технологии организации поисково-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группе.
Технология организации поисково-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группе....
Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Наше здоровье в наших руках"
Цель деятельности педагога: дать детям представление о здоровье, как ценности, о которой необходимо заботиться....