Реализация парциальной программы по краеведению Квест - игра "Путешествие по родному краю"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Реализация парциальной программы по краеведению Квест-игра "Путешествие по родному краю"

Способствовать  закреплению знаний о родном городе Бердске

Скачать:


Предварительный просмотр:

НСО г. Бердск

МБДОУ ЦРР №28 «Огонёк»

Воспитатели подготовительной группы №12 «Пчёлки»

Баландина Татьяна Ивановна,  Глазунова Надежда Викторовна

Название культурной практики

Квест - игра 

Возраст детей

 Дети подготовительной группы  12 «Пчёлки» 6-7 лет

Тема (с указанием культурного (-ых) объекта(-ов)

          Квест - игра "Путешествие по родному краю"

Задачи реализации

Цель: Способствовать закреплению знаний о родном городе Бердске.

Задачи:

 1. Закреплять и расширять знания детей о родном городе,  его красоте, природе, животном и растительном мире.

2. Активизировать умственную и речевую деятельность, расширять и активизировать словарный запас;

3. Развивать любознательность детей в процессе ознакомления со своей малой Родиной. Развивать зрительное и слуховое восприятие, эстетическое восприятие природных объектов;

4. Воспитывать любовь к своей Родине, познавательный интерес к природе своего родного края, желание охранять природу.

    5. Побуждать детей к взаимодействию при выполнении заданий

Материалы и оборудование

1. Работы детей по проекту «Улицы родного города»

2. Пазл  (герб города  Бердска)

3.  Карточки «Деревья», «Грибы», «Птицы», «Насекомые»

«Дикие животные»

4. Стол, магнитная доска.

Предварительная работа

  1. Беседы с детьми в рамках реализации парциальной программы по краеведению

«Наш любимый город»,

«Природа родного края», «Животные Сибирского края».

  1. Совместная работа с родителями

Проект «Улицы родного города».

  1. Экскурсия в осенний парк.
  2. Чтение  и обсуждение книги А. Лямина «Путешествие в историю Бердска»

Место проведение

Экологическая тропа в детском саду № 28 «Огонёк»

Ход реализации культурной практики

Ход занятия:

Дети находятся на экологической тропе детского сада.

Воспитатель: -  День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас.

Для умной игры собралась детвора,

Квест   начинать нам настала пора.

- Ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое квест? (ответы игрой)

- Квест - это такая игра, в которой участники находят и выполняют  ряд заданий для того, чтобы выполнить главную задачу. А о чём будет наша игра, вы узнаете из загадки:

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Дети:   Родина.

Воспитатель:  - Что такое Родина?

Дети:  - Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

Воспитатель: послушайте стихотворение о Родине, прочтет нам его Полина.

Полина: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Воспитатель: - Так  вот, ребята, Родина – это место, где мы родились и живем, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это место, где стоит наш  дом и наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне. И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с деревьев в нашем дворе, с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим в детский сад. Родина – это наш город.

Воспитатель: -  Как называется наш город? А как называют людей, живущих в Бердске?(ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему наш город назвали Бердск? (потому что он стоит на реке Бердь)

Воспитатель: - Да, ребята, мы с вами живем в красивом и большом городе, в нем много достопримечательностей, магазинов, домов, предприятий, парков, улиц и микрорайонов. И для того, чтобы в нем не заблудиться нужно знатьсвой домашний адрес. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Веселый домик» и узнаем как хорошо вы знаете свои домашний адрес. Дети проговаривают слова : «Ты беги, веселый домик, по пригоркам и полям, у кого веселый домик – адрес свой тот скажет нам»

(ребенок называет свой адрес и объясняет название улицы, на которой он живет)

Проект «Улицы родного города»:

Полина:  До 19 века в селе Бердском было всего три улицы: Большая, Средняя, Задняя. После революции в наши края хлынул поток переселенцев из Центральной России, село стало расстраиваться и в нем появились новые улицы.  Улица Красная Сибирь, на которой я живу, сохранила свое название с тех времен и означает любимый цвет большевиков, которые пришли к власти после революции - «красный» и местность, в которой мы живем – Сибирь.

Инга: Я живу на улице Рогачева. Раньше эта улица называлась Донская, позднее была переименована в улицу Рогачева, в честь советского военнослужащего, участника Великой Отечественной войны и Героя Советского Союза Михаила Иосифовича Рогачева. На доме, в котором после  войны жили его родители, была установлена мемориальная доска.

Агний: Я живу на улице Павлова. Свое название улица получила в честь известного русского и советского ученого, академика  Ивана Петровича Павлова.

Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному городу. Вам помогут ваши знания, находчивость и смекалка. В конце путешествия вас ждет сюрприз. Ну как, вы согласны?(ответы детей)

- В нашем городе очень много парков и скверов  и весь город окружен лесами. Отправляемся с вами в путешествие в наш бердский лес?(ответы детей)

 Дети отправляются в ту часть участка, в которой больше зеленых  насаждений и лесной домик.

 - Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес!

На полянке детей встречает Лесовичок. Он очень рад видеть детей у себя в лесу.

Лесовичок сообщает детям, что у него дома произошла неприятность Он вчера ушел в лес и забыл закрыть окно, поднялся сильный ветер, его любимая картина слетела со стены и разбилась на кусочки, и эти кусочки разлетелись по всему лесу, остался в домике только один. Лесовичок показывает часть картины детям и просит их помочь ему найти оставшиеся части.

Воспитатель. - Ну что, ребята, поможем Лесовичку найти части его любимой картины?

Дети рассматривают оставшуюся у Лесовичка часть картины и видят нарисованное дерево, значит, следующую часть надо искать под деревом. Дети подходят поближе к деревьям.

1 станция «Лесная».

1 задание - детям предлагается   назвать дерево, картинку с изображением которого показывает воспитатель,  найти его на экотропе и объяснить, какое оно   (лиственное или хвойное).

Последнее дерево - сосна, воспитатель предлагает детям найти на участке сосну и подойти к ней, среди веточек дети находят 2 часть картины. На этой части - загадка про стол, дети отгадывают загадку и направляются к столу на экотропе, там находят следующее задание.

2 станция — грибная.  На столе дети находят картинки с изображением грибов. Они должны разложить их в 2 корзинки  -  съедобные - несъедобные грибы.

Воспитатель: Дети, мы с вами разделили грибы на съедобные и несъедобные, а кто их ест-то?

Дети замечают на магнитной доске белочку и подходят к доске. На ней дети находят 3 часть картины с заданием.

3 станция «Лесные жители»

Здесь на полянке спрятались лесные жители. Отгадайте загадки и найдите их следы.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса)

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

(Заяц)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Воспитатель: Молодцы! Всех животных отгадали! А теперь назовите их детенышей:

у лисы - …

у зайца - …

у медведя - …

у волка - … и т.д

На  доске висит 4 часть картины с загадкой  о кормушке:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом? (кормушка)

Дети подходят к кормушкам.

4 станция – «Птичья столовая»

Воспитатель спрашивает у детей, для чего нужны кормушки и чем кормят люди птиц. (ответы детей)

Воспитатель: - А летом? Чем питаются птицы летом? (ответы детей)

Игра 4 лишний (Птицы и насекомые). Дети должны назвать насекомых и объяснить, для чего они нужны птицам.

Следующее задание от Лесовичка – «Узнай  птицу по голосу» (звучит фонограмма с голосами птиц, дети отгадывают голос какой птицы звучит)

Воспитатель:-  Каких птиц мы можем увидеть в кормушках зимой? (ответы детей)

 Следующее задание – распределить  птиц на 2 группы (зимующие, перелетные)

Воспитатель показывает картинку с изображением птицы, дети ее называют и говорят перелетная это птица или зимующая. Зимующих птиц дети раскладывают по кормушкам, перелетные остаются у воспитателя.

В кормушках дети находят оставшиеся части картины Лесовичка.

Воспитатель: - Молодцы, ребята!  Посмотрите,  мы уже нашли все части картины и  можем  ее собрать.

 На столе дети собирают пазл  -  герб города Бердска, объясняют  Лесовичку его символику.

Лесовичок: – Спасибо вам, ребята, Бердск - мой любимый город, я здесь родился, я здесь живу, значит, это моя Родина

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое-

Это все мое родное

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я!

Воспитатель: - А мы с ребятами, Лесовичок, знаем ещё песню про Бердск и сейчас споем её для тебя!

Песня про Бердск  (музыка и слова Надежды Базылевой)

  1. Есть на свете большие города,

Там с тобой не бывали никогда,

Городок, где с рождения живем,

Мы родным своим городом зовем.

Припев:

Это Бердск!

Обойди весь белый свет,

Но для нас

Лучше места в мире нет!

И, хотя

Городок наш небольшой,

Его любим всей душой!

  1. Утром выйдем новый день встречать,

Рядом лес шумит, зовет гулять,

И Обское море нам поет,

Яхты мчатся по волнам вперед.

Припев:..

  1. А зимой со всеми наравне

Пробежаться любим по лыжне,

Великаны – сосны всякий раз

Красотою удивляют нас.

Припев:..

Рефлексия деятельности

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, помогли Лесовичку.

- Вам понравилось наше занятие - путешествие? (ответы детей). Пора нам возвращаться в детский сад!

Лесовичок благодарит ребят и угощает их шоколадными грибочками.

Дети прощаются с Лесовичком и уходят в детский сад.

                                                                                                                          Приложение

C:\Users\Пользователь\Desktop\фотки\IMG-20230212-WA0007.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\фотки\IMG-20230212-WA0005.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\фотки\IMG-20230212-WA0006.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\фотки\IMG-20230212-WA0001.jpgДети  в гостях у Лесовичка на экотропе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Мониторинг эффективности реализации парциальной программы «Лучше нет родного края» МБДОУ «Курумканский детский сад «Росинка» 1 младшая группа (2-3 года)

На основе полученных данных, я  разрабатываю индивидуальные образовательные траектории развития воспитанников своей  группы (с учетом зон активного и ближайшего развития) по методике  А...

Конспект занятия: Мир природы - краеведение, Тема: "Знакомство с родным краем".

В конспекте знакомим детей с природой родного, северного края, с памятниками г. Усинска,  с промышленностью , интересными зданиями, с гербом г. Усинска, с 35 летием г. Усинска....

Парциальная программа по краеведению и экологии "Мой край родной"

Программа обеспечивает знакомство детей дошкольного возраста c социальным и природным миром городом Новосибирск (Новосибирской области)....

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....