«Создание условий развивающего пространства группы для поддержки детской инициативы и баланса взаимодействия взрослых и детей: подходы и практические примеры».
презентация к уроку (подготовительная группа)

Парфенова Валентина Николаевна

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_sreda_novaya_.pptx1.27 МБ
Файл 1.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное общеобразовательное учреждение ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА» 108840, г. Москва, г. Троицк, ул. Школьная, д.10, тел./факс (495) 851-03-11, , , , ОКПО 45756043, ОГРН 1025006034723, ИНН 5046051906, КПП 775101001 «Создание условий развивающего пространства группы для поддержки детской инициативы и баланса взаимодействия взрослых и детей: подходы и практические примеры». Подготовили и провели воспитатели Парфенова Валентина Николаевна Клевцова Юлия Николаевна

Слайд 2

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.

Слайд 3

Развивающая предметно-пространственная среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Слайд 4

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где лежит; могут воплощать все ими задуманное. В группе созданы центры активности, которые обогащаются и наполняются в соответствии с темой недели или проекта (демонстрационный материал, игры, игрушки, таблицы, книги, иллюстрации).

Слайд 5

«Портрет группы»- это визитная карточка и ориентир актуального и ближайшего развития детей для родителей и педагогов.

Слайд 6

Азбука темы (проекта) – это лист бумаги с нанесённым на него вертикально алфавитом. Идея состоит в том, что знакомясь с новой темой или проектом дети фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ними. ВАЖНО!!! • Нет «неправильных» слов • Можно несколько слов на одну букву • Азбуку можно бесконечно расширять во все стороны • Решать, где будет висеть, вместе с детьми • Висит вертикально • Можно не заполнять до конца.

Слайд 7

Тема «Зима»

Слайд 8

Опрос « Кем я хочу стать?»

Слайд 9

Проект «Моя читающая семья» призвана возрождать традицию семейного чтения.

Слайд 11

Детский календарь «Как меняются деревья »- это проект, в рамках которого дети наблюдают за и зменениями одного дерева в разные месяца.

Слайд 13

«Лента времени» - прекрасный способ научить детей чувствовать время и наглядно представить ход времени.

Слайд 14

Я пришел в детский сад.

Слайд 15

Огород на подоконнике – это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей.

Слайд 16

Посадка лука- 2025г..

Слайд 17

Ростомер – это элемент развивающей среды в детском саду.

Слайд 19

Технология «Умный пол»— это интерактивный пол для проведения групповых или индивидуальных занятий в детских садах, которая создана для движения ребенка и детской игры через взаимодействие с изображенными на полу макетами .

Слайд 21

Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи. Общеизвестно, что правильно организованная развивающая среда предоставляет каждому ребенку возможности для разностороннего развития, б удет способствовать формированию познавательных интересов, трудовых навыков, воображения, и просто правильного позитивного человеческого роста и общения.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Текст к презентации

«Создание условий развивающего пространства группы для поддержки  детской инициативы и баланса  взаимодействия взрослых и детей: подходы и практические примеры».

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашем ДОУ организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где лежит; могут воплощать все ими задуманное. В группе созданы центры активности, которые обогащаются и наполняются в соответствии с темой недели или проекта (демонстрационный материал, игры, игрушки, таблицы, книги, иллюстрации). 

Изменения, которые произошли в развивающей среде нашей группы,благодаря инициативе и поддержке Веры Павловны, позволили нам фиксировать голос ребенка, его инициативу. Вначале учебного года мы решили оформить «Портрет группы».                                      

  «Портрет группы» — это визитная карточка и ориентир актуального и ближайшего развития детей для родителей и педагогов. На стенде в раздевалке разместили возрастные особенности группы, подборку ответов детей и родителей из интервью и фотографии жизни группы. Это позволило нам узнать об эмоциональном состоянии детей, их актуальных и потенциальных возможностях, а также изучая ответы детей и родителей, выделили общие интересы, индивидуальные особенности и предпочтения. 

Применение в детском саду таких технологий, как «Азбука темы» и использование опросников является одним из методов организации «говорящей среды». Используя их, мы получаем обратную связь от наших детей. Стимулируем их активность, инициативность, помогаем ощутить свою значимость.

Азбука темы (проекта) – это лист бумаги с нанесённым на него вертикально алфавитом. Идея состоит в том, что знакомясь с новой темой или проектом дети фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ними. Слова могут быть как существительными, так прилагательными, глаголами.

Опросники

Опросники – это таблицы, в которых дети отвечают на написанные или нарисованные ответы. Детям предлагается ответить на вопрос при помощи знаков (например, +/-), или написать своё имя или свой ответ. Дети все заполняют сами и участвуют по желанию. Опросники могут быть нескольких уровней сложности. Здесь был вопрос для родителей: «Кем я хочу стать или быть». Дети нарисовали кем они хотят стать, когда вырастут, а родители должны были догадаться кем же хочет стать их ребенок. Сколько было эмоций вечером, когда родители узнавали по рисункам профессии своих детей и заполняли опросные листы. Не всем родителям сразу удавалось это сделать, дети как могли подсказывали, расстраивались, что так долго не могут догадаться, кто-то, наоборот, что быстро отгадали, некоторые родители сфоткали работы, чтобы подумать дома. Это надо было видеть.

Опросники помогают увидеть индивидуальность каждого ребенка, лучше понять его, как по-разному они думают и чувствуют, какой разный у них жизненный опыт.   В своей работе мы также используем технологию «Читающая семья»?

Технология «Читающая семья» призвана возрождать традицию семейного чтения. Для этого со средней группы мы начали приобщать родителей и детей к художественной литературе. Сначала мы подбираем детскую литературу в соответствии с ФОП ДО, сезонными явлениями, темой недели или проекта. Оформляем для родителей стенд с перечнем литературы, на котором они вместе с детьми отмечают прочитанные книги. А дома взрослые вместе с ребёнком не просто читают художественные произведения, но и рисуют героев сказок прочитанных книг. У детей и родителей появилась заинтересованность к семейному чтению. Традицией нашей группы стало, после чтения книг дома, в детском саду с детьми на «Утреннем круге» проводить беседы «О прочитанной книге». Мы считаем, что использование в работе воспитателя технологии «Читающая семья», сближает взрослых и детей. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение. Ведь книга – друг человека. 

Детский календарь «Как меняются деревья»– это проект, в рамках которого дети наблюдают за изменениями выбранного дерева в разные месяцы.

 «Лента времени»- технология, направленная на расширение кругозора дошкольников, прекрасный способ научить детей чувствовать время и наглядно представить ход времени. Она представлена у нас иллюстрациями образовательной деятельности, благодаря чему ребенок наглядно видит то, что он будет делать в детском саду. А также вспомнить то, чем занимались вчера, какие занятия будут на следующий день.

Стенд «Я пришел в детский сад» является не только информационным, но инструментом воспитания, развития и обучения. Например, способствует формированию и закреплению математических навыков. Дети учатся считать сколько детей сегодня пришло,сколько девочек, сколько мальчиков, а такщк кого больше, кого меньше, на сколько.

«Огород на подоконнике» – это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Ростомер – это элемент развивающей среды в детском саду, который развивает у детей творческое самовыражение, любознательность, самостоятельность. Это возможность познакомить детей с условной меркой, с порядковым счетом, а также учить измерять свой рост и фиксировать результат измерения.

Технология «Умный пол»- это интерактивный пол для проведения групповых или индивидуальных занятий в детских садах.

Технология "Умный пол" пришла из Реджио- педагогики, ее создателем является итальянский педагог и психолог Лорис Маллагуцци (1920-1994). Основная цель Реджио-подхода - сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребёнка. Создавать «Умный пол» можно начиная с групп раннего возраста, усложняя задания в зависимости от возрастной группы. Сделать его очень просто: нужно только проявить фантазию и иметь под рукой цветную изоленту. Напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект, с помощью игры можно учить и закрепить полученные знания. Наши дети любят играть в такие игры, как «Найди лишний», «Крестики-нолики», «Состав числа», «Времена года», «Найди предмет на заданную букву», «Лабиринт», «Классики» и т.д.

Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи. Общеизвестно, что правильно организованная развивающая среда предоставляет каждому ребенку возможности для разностороннего развития, будет способствовать формированию познавательных интересов, трудовых навыков,

воображения, и просто правильного позитивного человеческого роста и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание эколого - развивающего пространства в детском саду

Как лучше организовать среду для ознакомления  ребенка с экологией...

Создание предметно-развивающего пространства в ДОО для эффективной реализации основной образовательной программы в средней группе по художественно-эстетическому развитию

Данная презентация отражает опыт моей работы по созданию предметно-развивающего пространства в ДОО для эффективной реализации основной образовательной программы в средней группе по художественно-эстет...

«Создание условий для поддержки индивидуальности и проявления инициативы в самостоятельной музыкально-игровой деятельности»

Я бы хотела затронуть вопрос создания условий для поддержки индивидуальности и проявления инициативы в самостоятельной музыкально игровой деятельности дошкольников и привести несколько фрагментовНеоце...

План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год

План по самообразованию на тему  «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на...

Создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребёнка

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причём предметно – пространственная среда не только должна обеспечив...