План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год
материал (младшая группа)

Якушева Ольга Викторовна

План по самообразованию на тему  «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год

 

Подготовила: Якушева Ольга Викторовна

Воспитатель ГБДОУ д/с 99

Московского района Санкт-Петербурга

Аннотация

        Познание окружающего мира для ребёнка раннего дошкольного возраста начинается с его ощущений, восприятия им предметов и явлений, их образов. Именно на основании ощущений и образов восприятия будут строиться и другие формы познания, такие как мышление, запоминание и воображение. В свою очередь, всё это будет являться важнейшей предпосылкой для интеллектуального развития ребёнка.         

Сенсорное воспитание направлено как раз на развитие восприятия и усвоения систем сенсорных эталонов (обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов), выработанных обществом, а также овладение способами обследования предметов с целью формирования представлений ребёнка об окружающем мире путём накапливания сенсорного опыта, через развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов, развитие моторной сферы.

          Чем богаче и разнообразнее будет окружающая малыша сенсорная среда, с которой он активно действует, тем богаче у него будет спектр ощущений и возможностей обследовать. При создании РППС с учётом сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста педагогу ДОУ очень важно учитывать, что для обогащения представления детей о свойствах предметов необходимо ознакомление детей с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях.

Восприятие детей раннего дошкольного возраста развивается в процессе предметной деятельности. Орудийные и соотносящие действия с игрушками способствуют ориентации детей в различных свойствах предметов, главными из которых дети выделяют форму и величину предметов, а затем и цвет. Важно помнить и о развитии слуха детей, восприятия ими различных звуков. Ознакомление со всеми вышеперечисленными свойствами предметов будет проходить через игровую деятельность. Поэтому важно подобрать, а также разработать и изготовить игровые пособия и игрушки, способствующие сенсорному развитию детей раннего возраста, с учётом набором свойств, необходимых для формирования и развития восприятия, которые дети смогут использовать, в том числе и в ходе самостоятельной игровой деятельности.

Тема создания условий РППС группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста, является для меня актуальной, так как данная ясельная группа создана в ДОУ только в сентябре 2019г. На основании вышеизложенного, РППС группы нуждается в наполнении соответствующим содержанием и в обогащении этого содержания с целью сенсорного развития детей раннего возраста, в том числе и в ходе самостоятельной детской игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 99

Московского района  Санкт-Петербурга

План по самообразованию на тему

«Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста» на 2019 – 2020 учебный год

Воспитатель:

Якушева О.В.

Санкт-Петербург

2019


Аннотация

        Познание окружающего мира для ребёнка раннего дошкольного возраста начинается с его ощущений, восприятия им предметов и явлений, их образов. Именно на основании ощущений и образов восприятия будут строиться и другие формы познания, такие как мышление, запоминание и воображение. В свою очередь, всё это будет являться важнейшей предпосылкой для интеллектуального развития ребёнка.        

Сенсорное воспитание направлено как раз на развитие восприятия и усвоения систем сенсорных эталонов (обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов), выработанных обществом, а также овладение способами обследования предметов с целью формирования представлений ребёнка об окружающем мире путём накапливания сенсорного опыта, через развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов, развитие моторной сферы.

        Чем богаче и разнообразнее будет окружающая малыша сенсорная среда, с которой он активно действует, тем богаче у него будет спектр ощущений и возможностей обследовать. При создании РППС с учётом сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста педагогу ДОУ очень важно учитывать, что для обогащения представления детей о свойствах предметов необходимо ознакомление детей с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях.

Восприятие детей раннего дошкольного возраста развивается в процессе предметной деятельности. Орудийные и соотносящие действия с игрушками способствуют ориентации детей в различных свойствах предметов, главными из которых дети выделяют форму и величину предметов, а затем и цвет. Важно помнить и о развитии слуха детей, восприятия ими различных звуков. Ознакомление со всеми вышеперечисленными свойствами предметов будет проходить через игровую деятельность. Поэтому важно подобрать, а также разработать и изготовить игровые пособия и игрушки, способствующие сенсорному развитию детей раннего возраста, с учётом набором свойств, необходимых для формирования и развития восприятия, которые дети смогут использовать, в том числе и в ходе самостоятельной игровой деятельности.

Тема создания условий РППС группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста, является для меня актуальной, так как данная ясельная группа создана в ДОУ только в сентябре 2019г. На основании вышеизложенного, РППС группы нуждается в наполнении соответствующим содержанием и в обогащении этого содержания с целью сенсорного развития детей раннего возраста, в том числе и в ходе самостоятельной детской игровой деятельности.


План самообразования воспитателя

Тема: «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста».

Цель: Определение и создание условий РППС группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста. Повышение собственной профессиональной компетенции в данном вопросе.

Задачи:

  1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу, ознакомиться с опытом коллег (педагогов ДОУ) в данной области.
  2. Изучить применение инновационных образовательных технологий.
  3. Выявить недостатки в оснащении группы пособиями и дидактическими игрушками в области сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.
  4. Составить план по обогащению среды группы дидактическими игрушками и игровыми пособиями, развивающими восприятие детей раннего дошкольного возраста, на основе данных, полученных в ходе проведённого анализа РППС.
  5. Разработать и изготовить на основе обобщённых полученных знаний развивающие восприятие детей игровые пособия и дидактические игрушки, обогащающие РППС, и использовать их в работе с детьми раннего возраста.
  6. Разработать перспективный план внедрения в РППС вышеуказанных игровых пособий по сенсорному развитию для работы с детьми раннего дошкольного возраста.
  7. Организовать специальные условия, способствующие сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста, путём обогащения РППС привнеся в среду вышеуказанные игровые пособия и дидактические игры для сенсорного развития детей.
  8. Создать презентации и памятки, провести консультации родителей детей раннего дошкольного возраста касательно важности и пользы применения вышеуказанных пособий по сенсорному развитию с целью их использования в условиях ДОУ и в домашних условиях.
  9. Привлечь участие родителей к изготовлению развивающих восприятие игровых пособий и использованию их в домашних условиях.
  10. Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию и поделиться им с коллегами в рамках проекта «Делимся опытом».

Методическая работа

Форма работы, планируемые мероприятия по разработке темы

Сроки реализации мероприятий

Документальное подтверждение результативности работы

Изучение и сбор актуальной базы методической литературы по данной проблеме. Изучение методической  литературы по проблемному вопросу

Сентябрь – ноябрь

Составлен перечень нормативных документов, составлен перечень методической литературы по теме для использования в работе (Приложение № 1 к отчёту) 

Проведение анализа РППС и выявление недостатков, имеющихся РППС в области оснащения игровыми пособиями по сенсорному развитию у детей раннего дошкольного возраста (далее - сенсорному развитию)

Сентябрь - октябрь

Наличие списка недостающих игровых пособий, необходимых для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста

Создание первичного списка необходимых для обогащения РППС игровых пособий по сенсорному развитию, которые дети смогут использовать, в том числе и в ходе самостоятельной игровой деятельности

Октябрь

Наличие списка игровых пособий по сенсорному развитию с учётом полученных знаний, для их дальнейшей разработки и изготовления.

Дополнение по мере необходимости списка необходимых для обогащения РППС игровых пособий по сенсорному развитию

В течение года

Наличие обновлённого списка игровых пособий по сенсорному развитию с учётом полученных знаний, для их дальнейшей разработки и создания

Изготовление и внесение в РППС недостающих и  новых, (разработанных с учётом полученного опыта и знаний),  игровых пособий по сенсорному развитию, которые дети смогут использовать, в том числе и в ходе самостоятельной игровой деятельности

Октябрь-ноябрь, в течение года

Наличие разработанного материала в группе. Фотоотчёт

Консультации для родителей по вопросам важности и пользы применения детьми раннего дошкольного возраста игровых пособий по сенсорному развитию, изготовление памяток по обозначенной теме.

Октябрь-май

Наличие консультаций по обозначенной теме.

Наличие презентации.

Отчёт о проделанной работе

Май

Выступление на педсовете с докладом о достигнутых в ходе педагогической работы результатах

Приложение №1 к отчёту

Список нормативных документов:

  1. ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155); https://fgos.ru
  2. СанПин;
  3. Рабочая программа на 2019-2020 учебный год

Список методической литературы:

  1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988
  2. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
  3. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
  4. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В., Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие/Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
  5. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М.: Владос, 2001
  6. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2008
  7. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001
  8. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2005
  9. Плеханов А.В., Морозова О. В., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. - №7. - С. 31-35
  10.  Смирнова Е.О. «Детская психология»// Учебник для ВУЗов 3-е изд., перераб. –СПб.: Питер -2009. – 304 с. – с ил.
  11. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10 - с.4-9.
  12. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

Отчет по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деят...

План самообразования воспитателя на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» 2019– 2020 учебный год.

План самообразования воспитателя   на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» 2019– 2020 учебный год....

План работы по самообразованию «Проектная деятельность в развитии детей младшего дошкольного возраста» 2019-2020 уч.г.

Использование метода проекта в дошкольном образовательном учреждении как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, разв...

Мастер-класс "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в домашних условиях"

Познакомить с понятие «сенсорные эталоны».Познакомить с играми, направленными на формирование сенсорных эталонов.Создать условия укрепления сотрудничества между детским садом и семьёй и ра...

Мастер-класс для родителей Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в домашних условиях.

Мастер-класс для родителей Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в домашних условиях....