Создание эколого - развивающего пространства в детском саду
консультация по окружающему миру по теме

Сорока Валентина Владимировна

Как лучше организовать среду для ознакомления  ребенка с экологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Создание эколого-развивающего пространства в ДОУ

                                                                                                 Сорока В.В.

                                                                   ГБДОУ №141

                                                                  Невского района

                                                              Г. Санкт – Петербурга

Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.

Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

Руководствуясь данными требованиями, педагоги ДОУ проводят работу по созданию соответствующей эколого-развивающей среды .

Цель данной работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства .

Эколого-развивающая среда  включает в себя следующие компоненты

 Уголки в группах :

  • Экспериментальные;
  • Природы;
  • Выставочные.

Экологическая комната 

  • Комнатные растения и картотека к ним;
  • Карты звездного неба;
  • Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
  • Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и т.д.);
  • Макет "Скотный двор";
  • Природный материал;
  • Оборудование для ухода за живыми объектами.

Минилаборатория

  • Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);
  • Микроскоп;
  • Природный материал.

Библиотека 

  • Познавательная литература о природе;
  • Литература по уходу за животными;
  • Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.

Территория детского сада 

  • Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
  • Различные породы деревьев.

Огород, цветник

  • Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры ( свекла, картофель, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника).

Экологический театр 

  • Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок;

Аудиозаписи.

  • Экологический музей

Растения и животные, находящиеся в детском саду, расположены и сгруппированы в интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы в групповых помещениях. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

Кроме постоянных растений и животных в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы.

Помимо групповых уголков природы в помещении детского сада можно организовать "Зеленую комнату". В ней  можно расположить большой аквариум с различными водными обитателями, большую клетку с кроликами. В разных местах - на полу и стенах, отдельно и в композициях - растения. Организовать место для столов, за которыми будут занимаются дети. Так же в "Зеленой комнате" можно расположить зону коллекций, собранных родителями, детьми, воспитателями на участке детского сада, в местах проведения экскурсий и местах летнего отпуска. В равной степени это "экологическое пространство" может использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников.

Постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.

В ДОУ можно организован экологический театр. С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней, Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада, т.к. он находится на пересечении улиц с интенсивным движением автотранспорта. Зеленый щит должен создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.

Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Ведь именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду»

В статье отражена организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду, представлена системa мер по обеспечению безопaсного обрaзовательного пространствa в ДОУ....

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».

Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...

Эколого-развивающая среда в детском саду

Эколого-развивающая среда в детском саду...

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....