Создание эколого - развивающего пространства в детском саду
консультация по окружающему миру по теме
Как лучше организовать среду для ознакомления ребенка с экологией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolog.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание эколого-развивающего пространства в ДОУ
Сорока В.В.
ГБДОУ №141
Невского района
Г. Санкт – Петербурга
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.
Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Руководствуясь данными требованиями, педагоги ДОУ проводят работу по созданию соответствующей эколого-развивающей среды .
Цель данной работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства .
Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты
Уголки в группах :
- Экспериментальные;
- Природы;
- Выставочные.
Экологическая комната
- Комнатные растения и картотека к ним;
- Карты звездного неба;
- Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
- Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и т.д.);
- Макет "Скотный двор";
- Природный материал;
- Оборудование для ухода за живыми объектами.
Минилаборатория
- Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);
- Микроскоп;
- Природный материал.
Библиотека
- Познавательная литература о природе;
- Литература по уходу за животными;
- Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.
Территория детского сада
- Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
- Различные породы деревьев.
Огород, цветник
- Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры ( свекла, картофель, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника).
Экологический театр
- Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок;
Аудиозаписи.
- Экологический музей
Растения и животные, находящиеся в детском саду, расположены и сгруппированы в интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы в групповых помещениях. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.
Кроме постоянных растений и животных в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.
В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы.
Помимо групповых уголков природы в помещении детского сада можно организовать "Зеленую комнату". В ней можно расположить большой аквариум с различными водными обитателями, большую клетку с кроликами. В разных местах - на полу и стенах, отдельно и в композициях - растения. Организовать место для столов, за которыми будут занимаются дети. Так же в "Зеленой комнате" можно расположить зону коллекций, собранных родителями, детьми, воспитателями на участке детского сада, в местах проведения экскурсий и местах летнего отпуска. В равной степени это "экологическое пространство" может использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников.
Постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.
В ДОУ можно организован экологический театр. С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней, Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.
Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада, т.к. он находится на пересечении улиц с интенсивным движением автотранспорта. Зеленый щит должен создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.
Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
Ведь именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду»
В статье отражена организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду, представлена системa мер по обеспечению безопaсного обрaзовательного пространствa в ДОУ....
Выступление на педагогическом совете Тема: «Создание единого речевого пространства в детском саду»
Из опыта работы...
Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду
Материал для выступления на педсовете...
Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».
Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...
Эколого-развивающая среда в детском саду
Эколого-развивающая среда в детском саду...
Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....