Система проведения психолого-педагогической диагностики в ДОУ компенсирующего вида
статья

В статье рассматривается система проведения психолого-педагогической диагностики в ДОУ компенсирующего вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_diagnostiki_v_dou_kompensiruyushchego_vida.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система проведения психолого-педагогической диагностики

в ДОУ компенсирующего вида

Система диагностики разработана на основе нормативных документов РФ и ЛНА ДОУ:  

- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании»,

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития ГБДОУ 79

Оценивание качества образовательной деятельности по Программе направлено на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г.» № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандартом, в котором определены государственные гарантии качества образования.

Оценивание качества, т.е. оценивание соответствия образовательной деятельности в ДОО заданным требованиям Стандарта и ФАОП ДО для обучающихся с ЗПР, направлено в первую очередь на оценивание созданных ДОО условий в процессе образовательной деятельности.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДОО на основе достижения детьми с ЗПР планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития обучающихся с ЗПР;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся с ЗПР;

- не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться у разных обучающихся в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися (воспитанниками) адаптированной образовательной программы дошкольного образования в ДОУ разработано с целью определения порядка проведения процедуры индивидуального учета результатов освоения обучающимися (воспитанниками) Адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

В условиях ДОУ учет индивидуального освоения обучающимися АОП ДО осуществляется во всех группах дошкольного возраста по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):

        социально-коммуникативное развитие;

        познавательное развитие;

        речевое развитие;

        художественно-эстетическое развитие;

        физическое развитие

Педагогический мониторинг представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.

Учет индивидуального освоения обучающимися АОП ДО производится в форме педагогической диагностики воспитателем, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем:

педагогическая диагностика индивидуального освоения АОП ДО проводится воспитателем во всех группах, инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений индивидуального развития детей от 2 до 7 лет в виде таблиц, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика осуществляется воспитателем через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые всех возрастных групп 2 раза в год:

- в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

В основу разработки показателей педагогической диагностики для детей с 2 лет до 6-7(8) лет была взята модель педагогического мониторинга - Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 г.

Педагогическая диагностика в группах для детей с ТМНР осуществляется на основе диагностики, разработанной Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», Кафедра развития дошкольного образования. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ. Методические рекомендации.

Педагогическая диагностика учителя-дефектолога по освоению содержания АОП ДО детей с ОВЗ соответствующих нозологий; инструментарий для педагогической диагностики учителя-дефектолога – карты первичного обследования детей и индивидуальная карта развития ребенка раннего, младшего, среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста.

Педагогическая диагностика учителя-логопеда по освоению содержания АОП ДО детей с ОВЗ (ТНР); инструментарий для педагогической диагностики учителя – логопеда карта индивидуального развития (речевая карта) младшего, среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста.

Педагогическая диагностика специалистами ДОУ осуществляется с использованием научно- обоснованных методик, соответствующих положениям ФГОС ДО, АОП ДО.

Периодичность проведения:

- сентябрь (стартовая диагностика),

- январь (промежуточная диагностика)

- май (итоговая диагностика).

Оценка физического развития проводится инструктором по физической культуре.

Оценка музыкального развития проводится музыкальным руководителем.

Психологическая диагностика проводится педагогом-психологом.

 - психологическая диагностика педагога – психолога направлена на выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, которые могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития обучающихся, а также диагностика степени психологической готовности ребенка к школьному обучению (в подготовительных группах).

Любой вид психолого-педагогической диагностики обучающихся проводится строго с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

Оценка индивидуального развития воспитанников осуществляется с участием родителей (законных представителей). Собирается информация о развитии ребенка в семье о его интересах и индивидуальных особенностях через разнообразные формы (анкетирование, опрос и др.), родители (законные представители) могут принимать участие в заполнении карт наблюдений развития ребенка.

Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на педагогических заседаниях ДОУ, психолого-педагогических консилиумах для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных маршрутов.

Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности ГБДОУ в целях принятия управленческих решений.

Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:

- родители (законные представители) обучающихся,

- педагоги (непосредственно работающие с ребенком).

Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются:

- педагогический совет ГБДОУ,

- ППК ГБДОУ,

- ЦПМСС (ТПМПК)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...

Система организации психолого-педагогических практикумов.

Не секрет, что большинство детей с речевыми нарушениями испытывают состояние дискомфорта и неуверенности в собственных силах, имеют высокий уровень тревожности, очень чувствительны к ситуациям стресса...

Система формирования психолого - педагогической компетентности родителей одарённых детей в условиях ДОУ.

В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно,  играет семья.  Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одар...

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Особенности проведения психолого- педагогической диагностики детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды

Проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с пониманием и осознанием ребенком себя, своей личности, своего Я, как особого, отличающегося от нормально видящих детей; пониман...

Методическая разработка для проведения психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ и инвалидностью школьного возраста

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики помогут специалистам качественно провести диагностику детей и определить уровень развития...