Методическая разработка для проведения психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ и инвалидностью школьного возраста
методическая разработка

Галле Алла Геннадиевна

 Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики помогут специалистам качественно провести диагностику детей и определить уровень развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики обучающихся с интеллектуальными нарушениями

для проведения шппк ( ГБОУ школа №90) .

составитель: учитель –дефектолог Галле А.Г.

Процедура проведения диагностического обследования:

Диагностика проводится ШППК (психологом, логопедом, дефектологом) индивидуально с каждым ребенком. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая ребенку адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт (с использованием вопросов, приведенных в диагностических картах.

Одним из важных диагностических показателей является эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (адекватность поведения).

После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, можно переходить к следующему этапу — диагностике с использованием субтестов. Ребенок выполняет ряд заданий, а специалист в это время ведет протокол обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы.

Протокол является частью Диагностической карты, которая заполняется на каждого ребенка и включает в себя также схему беседы, разделы «Примечания» и «Рекомендации». В примечаниях приводится дополнительная информация, отмечаются особенности работы ребенка: наличие или отсутствие интереса к заданию, темп, аккуратность, проявления утомления, уверенность, умение сосредоточиться; посадка ребенка за столом, сведения о том, какой рукой работает ребенок (ведущая рука), правильно ли держит карандаш, характер действий (целенаправленный или хаотичный), специфика эмоциональных реакций и т.п. (в зависимости от задания, которое выполняет ребенок).

По результатам проведенного обследования для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации, которые также фиксируются в карте.

Кроме того, результаты всех детей заносятся в Сводную таблицу класса (группы). Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей конкретного класса (группы).

Оценка результатов

Результаты по каждому субтесту оцениваются в баллах от 5 до 0:

 5 баллов (высшая оценка) действия ребенком выполняются самостоятельно по инструкции;

4 балла – действия ребенком выполняются по подражанию;

3 балла – действия ребенком выполняются по образцу;

2 балла - действия ребенком выполняются с частичной помощью;

1 балл - действия ребенком выполняются со значительной помощью;

0 баллов – ребенок пассивен, задание не вызывает интерес.

После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается общая сумма баллов.

Диагностика обучающихся начальной школы с глубокими или выраженными интеллектуальными нарушениями

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

С у б т е с т 1. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) (рис. 2), фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

В Протоколе отмечается, справился ли ребенок с заданием и как он действует — путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания» фиксируются высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.

С у б т е с т 2. «Матрешка 2-3-составная» (мышление)

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно- действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» — смог ли он поставить матрешек по росту.

Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные» (мышление, восприятие)

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания» фиксируется, какой рукой работает ребенок.

Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У специалиста и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

1) Специалист берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.

2)        Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.

3)        Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.

Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомленность)

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится успециалиста. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.

Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понима¬ния инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а специалист убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

В Протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.

Диагностика обучающихся средней школы с глубокими или выраженными интеллектуальными нарушениями.

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

Субтест I. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры- вкладыши и ставится ящик с прорезями. Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».

В Протоколе отмечается, как ребенок выполняет задание — путем зрительного соотнесения или методом проб, в разделе «Примечания» могут фиксироваться высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.

Субтест 2. «Покажи и назови» (общая осведомленность)

Цель: выявление общей осведомленности ребенка.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут листы с рисунками, затем задают ему вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:

1.        Покажи        и        назови,        что растет на грядке?

2.        Покажи        и        назови,        кто лечит детей?

3.        Покажи        и        назови,        что растет на дереве?

4.        Покажи        и        назови,        кто работает в магазине?

5.        Покажи        и        назови домашнее животное.

6.        Покажи        и        назови,        кто готовит обед?

7.        Покажи        и        назови дикое животное.
8.        Покажи        и        назови,        кто летает?

9.        Покажи        и        назови,        что растет в лесу?

В Протоколе следует отметить, какие вопросы вызывают затруднения, какие слова не понятны ребенку.

Субтест 3. «Матрешка 4-составная» (восприятие, моторика)

Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».

В Протоколе отмечается, как ребенок выполняет задание — путем зрительного соотнесения или методом проб, в примечании — может ли поставить матрешек по росту, показать самую большую и маленькую, какой рукой работает.

Субтест 4. «Разрезные картинки 4-составные» (восприятие)

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

Процедура проведения. Ребенку предлагают четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Специалист говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».

В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок назвать изображенный на разрезанной картинке предмет, сколько проб он сделал, собирая картинку.

Субтест 5. «8 предметов» (память)

Цель: исследование объема образной памяти.

Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время специалист убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

В Протоколе ставят «+» или «—» под номерами от 1 до 8 и фиксируют, сколько предметов запомнил ребенок.

Субтест 6. «Лабиринты» (внимание)

Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком на столе лежит рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания психолог кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

В Протоколе отмечают, какой лабиринт вызывает затруднения, принимает ли ребенок помощь взрослого.

Субтест 7. «Найди такую же картинку» (внимание)

Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком размещают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (специалист показывает на цветок, помещенный слева в рамке). ...А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».

В Протоколе отмечается правильность выбора («+» или «—»).

Субтест 8. «Найди домик для картинки» (мышление)

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают 4 домика. В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго - овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается психологом. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?»

Возможная помощь специалиста: если ребенок не сразу понимает задание, специалист спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»

Критерии оценки

В Протоколе фиксируется, какие категории вызвали затруднение, какие обобщающие слова ребенок называет, какую помощь оказал специалист.

! Субтест 9. «На что это похоже?» (воображение)

(этот тест проводится с более сохранным контингентом)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

В Протоколе записывают ассоциации на каждый рисунок, фиксируют количество ассоциаций, в Примечаниях отмечается оригинальность рисунков!.

Диагностика обучающихся школы с интеллектуальными нарушениями в умеренной степени.

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

1. Общая осведомленность

Субтест 1. «Нелепицы»

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, специалист может оказать ему помощь, задав следующие вопросы:

-        Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?

-        Где и как растет морковка, редиска? И т.п.

В Протоколе фиксируется, все ли нелепые ситуации смог найти ребенок, и заданные психологом вопросы; в разделе «Примечания» фиксируются трудности звукопроизношения, грамматические ошибки, оценивается словарный запас.

Субтест 2. «Времена года»

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

В Протоколе следует отметить, какое время года вызывает затруднение. В разделе «Примечания» отмечается активный словарный запас, точность передачи признаков времен года.

2. Развитие психических процессов

Субтест 3. «Найди такую же картинку» (внимание)

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают лист с рисунками. Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

В Протоколе отмечается правильность выбора («+» или «—»).

Субтест 4. «10 предметов» (память)

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку переворачивают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

В Протоколе отмечается, сколько предметов запомнил ребенок (предварительно ставятся «+» или «—»).

Субтест 6. «Найди "семью"» (мышление).

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (ведущий берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

В Протоколе отмечается, верно или неверно названы обобщающие слова («+» или «—»), а в Примечаниях — какая помощь психолога была использована.

Субтест 6. «Рыбка» (мышление)

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Психолог спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

•        Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 7 балла.

•        Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.

•        Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, как ребенок складывает картинку по образцу, умеет ли он находить ошибки, сверяясь с образцом. В разделе «Примечания» отмечается знание геометрических фигур и цвета.

Субтест 7. «Рисунок человека»

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Процедура проведения: перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

•        Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 4-5 балла.

•        Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 3-2 балла.

•        Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 1 балл.

Не смог нарисовать – 0 баллов

В Протоколе отмечается, с чего ребенок начинает рисовать (голова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования и т.п., в Примечаниях делаются записи о состоянии мелкой моторики, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом рисует и т.п.

 Субтест 8. «Последовательные картинки» (речь, мышление)

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».

В Протоколе фиксируется, правильно ли ребенок выкладывает последовательность, исправляет ли ошибки, в Примечаниях записываются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), оценивается словарный запас ребенка, связность рассказа, грамматическая правильность речи.

С у б т е с т 9. «Разрезные картинки» (4 части) (восприятие)

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Ребенку предлагают разрезанные изображения предметов. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезанном виде; сколько проб он сделал, чтобы сложить картинку.

Литература

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н.,

Айзман Л.К., Савенков А.И., Забрамная С.Д., Ядрихинская И.Е. Подготовка ребенка к школе. М., 1991.

2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Бирякова Н.Ю. Ступеньки развития. М.: Гном-Пресс, 1999.

4. Вархотова Е.К.,Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис, 1998.

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе. М.: А.П.О., 1994.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика. М.: Ось-89, 2004.

7. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 1981.

8. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 1982.

9. Воспитание детей в старшей группе детского сада / Сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 1984.

10. Гуткина НИ. Психологическая готовность к школе. М.: Комплекс- Центр, 1993.

11. Дети, в школу собирайтесь / О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева и др. М.: Просвещение, 1996.

12. Дьяченко О.М. Понимаете ли вы своего ребенка? М.: Просвещение, 1996.

13. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателей д/с. М.: Просвещение, 1985.

14. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М.: Новая школа, 1998.

15. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик». СПб.: Речь, 2004.

16. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972.

17. Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

18. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: ЛИН КА-ПРЕСС, 1998.

19. Минаева В.М. Диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе. М.: ALMA-MATER, 1993.

20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.

21. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В.Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996.

22. Радуга. Пособие для воспитателей детского сада но работе с детьми 3—4 л. М.: Институт общего образования Министерства образования РСФСР, 1992.

23. Радуга. Программа и руководство для воспитателей второй мл. группы детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1993.

24. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1994.

25. Радуга: Программа и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5—6 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1996.

26. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6—7 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1997.

27. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

28. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6—7 лет. М.: Эксмо, 2003.

29. Степанов С.С. Диагностика интеллекта метолом рисуночного теста. М., 1994.

30. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития,1996.

31. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / Сост. М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. СПб.: Дельта, 1997.

32. Тихомирова Jl.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО Гринго, 1995.

33. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

34. Урунтаева Г.А.,

Афонькина Ю.А. Практикум но детской психологии. М.: Просвещение, 1995.

35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1996.

36. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

37. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М., 1990.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (9.2, 8.4)

(начальная школа)

Дата______________________________Класс___________________________

Фамилия, имя обучающегося_________________________________________

Дата рождения_____________________Возраст__________________________

Вопросы для беседы:

  1. Как тебя зовут? _______________________________________________
  2. С кем ты живешь? _____________________________________________
  3. Как зовут маму? _______________________________________________
  4. Как зовут папу? _______________________________________________
  5. Сколько тебе лет?______________________________________________

Субтесты.

Протокол.

Оценка.

Примечания.

1. Коробка форм (восприятие формы, пространственных отношений).

2. Матрешка (мышление).

3. Разрезные картинки (целостное восприятие картинки, мышление).

4. Цветные кубики (восприятие).

1)___________

2)___________

3)___________

5. Парные картинки (внимание, общая осведомленность).

6.  Угадай, чего не стало? (память).

Сумма баллов

Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (9.2, 8.4)

Средняя школа

Дата______________________________Класс___________________________

Фамилия, имя обучающегося_________________________________________

Дата рождения_____________________Возраст__________________________

Вопросы для беседы:

  1. Как тебя зовут? _______________________________________________
  2. С кем ты живешь? _____________________________________________
  3. Как зовут маму? _______________________________________________
  4. Как зовут папу? _______________________________________________
  5. Сколько тебе лет?______________________________________________

Субтесты.

Протокол.

Оценка.

Примечания.

1. Коробка форм (восприятие).

2. Покажи и назови (общая осведомленность).

3. Матрешка (мышление).

4. Разрезные картинки (восприятие, мышление).

5. 8 предметов (память).

1

2

3

4

5

6

7

8

6.  Лабиринты (внимание).

7. Найди такую же картинку (внимание).

8. Найди домик для картинки (мышление).

9. На что это похоже?

1)__________________

2)__________________

3)__________________

Сумма баллов

Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (9.1)

Дата______________________________Класс___________________________

Фамилия, имя обучающегося_________________________________________

Дата рождения_____________________Возраст__________________________

Вопросы для беседы:

  1. Как тебя зовут? _______________________________________________
  2. С кем ты живешь? _____________________________________________
  3. Как зовут маму? _______________________________________________
  4. Как зовут папу? _______________________________________________
  5. Сколько тебе лет?______________________________________________
  6. Где ты живешь?_______________________________________________
  7. Какие сказки ты знаешь?________________________________________
  8. Какие части суток ты знаешь?___________________________________

Субтесты.

Протокол.

Оценка.

Примечания.

1. Нелепицы (общая осведомленность).

2. Времена года (общая осведомленность)

3. Найди такую же картинку (внимание)

4. 10 предметов (память).

1

2

3

4

5

6

7

8 910

5.Найди «семью» (мышление)

пс

од

тр

ов

фр

мб

6. Рыбка (мышление)

7. Рисунок человека

8.Последовательные картинки (речь. мышление)

9.Разрезные картинки (восприятие, мышление).

Сумма баллов

Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьям воспитывающих детей с нарушением зрения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая  помощь семьямвоспитывающих детей с нарушением зрения»...

Методическая разработка недельного планирования психолого – педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Здоровое питание – залог здоровья»

Всем известно, что питание в жизни каждого из нас, а особенно в жизни ребенка, играет особо важную роль. Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувс...

Выступление на методическом объединении 2014 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста".

Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении 2015 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-ой год".

Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-ой год...

"Методические рекомендации по проведению психолого-педагогического мониторинга в соответствии с ФГОС ДО"

Материал будет интересен старшим воспитателям и воспитателям детских садов. Здесь Вы найдёте общие подходы к организации мониторинга в нашем ДОУ и пошаговую инструкцию непосредственно осуществления мо...

Методическая разработка конспект проведения утренней прогулки для детей старшего дошкольного возраста (ЗИМА).

Конспект проведения утренней прогулки для детей старшего дошкольного возраста (ЗИМА)....