Рабочая программа по освоению детьми 5-7 лет основ безопасности жизнедеятельности образовательная деятельность «Социально-коммуникативное развитие» «Путешествие в страну «Безопасность»
рабочая программа
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда : город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. С каждым годом на улицах городов, увеличивается количество автомобилей, автобусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах сами являемся именно пешеходами.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Рабочая программа
по освоению детьми 5-7 лет
основ безопасности жизнедеятельности
образовательная деятельность «Социально-коммуникативное развитие»
«Путешествие в страну «Безопасность»
2018-2020 учебный год
Составила:
старший воспитатель
Соколова Галина Яковлевна
г. Покачи
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
- Пояснительная записка………………………………………….…3
- Основные принципы программы…………………………….……5
- Этапы реализации программы…………………………………… 6
- Цели и задачи программы…………………………………….….. 7
- Методические рекомендации……………………………..………8
- Календарное планирование……………..………………………..16
- Результаты образовательного процесса с детьми 5-7 лет ….….34
- Ожидаемые результаты…………………………………………..36
- Используемая литература…………………………………….27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда : город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. С каждым годом на улицах городов, увеличивается количество автомобилей, автобусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах сами являемся именно пешеходами.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.
Возрастные особенности воспитанников 6-7 лет:
- появляются двигательные качества, такие как ловкость, быстрота, сила и др.;
- сформированы гигиенические навыки и привычки;
- в процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развивается мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом;
- основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
- используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное;
- развитие половой я – идентификации формированием позиции школьника;
- у детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки;
- мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме;
- формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности;
- формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная.
Большинство воспитанников посещающие учреждение, бывают или проживают в опасных, пожароопасных местах, (дома, дачи, квартиры, дороги, окружающая среда) которые, могут стать причиной несчастных случаев, или проживают. В городке ведется строительство домов и дорог, в непосредственной близости находятся дороги, лес и река (городок расположен в тайге). Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.
Рабочая программа «Путешествие в страну Безопасность» разработанная педагогическим коллективом нашего учреждения, предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами ДОУ содержания обучения и воспитания и направлена на формирование знаний, умений и навыков в области безопасности и здорового образа жизни у детей 5 – 7 лет.
Разработана на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Н.А. Ноткина,
и других программ. Программа разработана с учетом возрастных особенностей старшего и подготовительного возраста групп общеразвивающей направленности.
Программа формирует общую культуру, развивает интеллектуальные и личностные качества, формирует безопасное поведение обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех образовательных областях.
Детям доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, пожарной безопасности, здорового образа жизни и безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения в разных местах через игровые технологии, экскурсии, просмотры тематических фильмов, чтение художественной литературы. НОД проводятся 1 раз в две недели, а так же дополнительно проводятся экскурсии, целевые прогулки, интегрированные мероприятия с целью закрепления знаний, навыков и умений
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- принцип научности (содержание программы построено на научных и исторических фактах);
- принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);
-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний);
-принцип интеграции (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);
-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).
Этапы реализации программы:
Организационный - изучение теоретических основ - Программа «Безопасность» Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина; - Программа «Детство», И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Н.А. Ноткина, -Т.И. Попова «Мир вокруг нас»; - К.Ю.Белая «Твоя безопасность»; -О.В. Чермашенцева, «Основы безопасного поведения дошкольников» ; - Т.Ф. Саулина из опыта работы «Три сигнала светофора»; -Н.А.Извекова «Правила дорожного движения» | Деятельностный - реализация мероприятий программы - совместная деятельность с детьми; - работа с родителями (законными представителями); - взаимодействие педагогами, специалистами ДОУ. | Итоговый - обобщение и результаты - анкетирование детей; - родителей; - обобщение опыта работы; (оформление папки по самообразованию); -участие в семинарах, ГМО |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни (в быту, социуме, природе).
Задачи:
- сформировать основные правила личной безопасности;
- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
- развивать познавательные, творческие способности; воображение, мышление, коммуникативные навыки;
- научить детей оказать помощь себе и пострадавшим;
- воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.
Календарно – тематический план.
«Станция правил дорожного движения».
Тема НОД (1 занятие в 2 недели) | Цели и задачи |
сентябрь
«Безопасность»» | Познакомить детей с видами опасностей: опасности на дорогах и в транспорте, связанные с пожаром, с опасным поведением в разных местах и здоровьем. Формировать знания о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни. |
сентябрь 2. «Зебра», дорожные знаки, светофор. | Научить детей различать и понимать, что обозначают дорожные знаки для водителей и пешеходов. («Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы», «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы», «Дети», «Въезд запрещен», «Место отдыха», «Заправочная станция» и другие.) Н.Н.Авдеева с.117 «Безопасность» Закрепить знания о сигналах светофора, работы регулировщика и пешеходного маршрута: переход, светофор, островок безопасности. |
октябрь 3. «Как устроена дорога и тротуар». | Закрепить знания детей о частях улицы и её особенностях (проезжая част, тротуар, перекресток), закрепить правила поведения на улице: быть внимательным, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить дорогу только по подземному переходу или в установленном месте. Ознакомить с опасными ситуациями, возникающими на тротуарах и улицах, меры предостороженности. Н.Н.Авдеева стр. 125 |
октябрь 4. Виды транспорта. | Расширять и обогащать знания детей о различных видах транспорта, уточнить их представления о способах передвижения транспорта, дать знания о людях работающих на транспорте. Вызвать желание приобрести дальнейшую профессию, связанную с транспортом и воспитывать уважение к людям данных профессий. |
ноябрь 5. Правила пешехода и езды на велосипеде и не только | Рассмотреть и обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на дорогах, при катаниях детей на велосипедах, роликах, самокатах, коньках, при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности и правилам поведения в опасных ситуациях. Закрепить правила поведения на улицах города (на остановке, при переходе улиц и.п) Н.Н.Авдеева с.124 «Безопасность» |
ноябрь 6. Как вести себя в транспорте | Закрепить правила безопасного поведения в общественном и личном транспорте в разное время года. |
«Станция правил пожарной безопасности».
Тема НОД 1 занятие в 2 недели | Цели и задачи |
декабрь 7. Спички не тронь - в спичках огонь. Электроприборы, пожароопасные предметы. | Ознакомить детей с видами пожара: в быту, на дорогах, в доме, в транспорте. Расширять представления и знания о пожароопасных, электрических предметах. Закрепить знания о правилах обращения с пожароопасными предметами, о правилах безопасного поведения в пожароопасных местах. |
декабрь 8. Новогодние опасности (в доме, на даче, на улице). | Формировать навыки и умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях (в дни празднования НГ) Дать детям знания о правилах поведения при пожаре. Расширять представления и знания о пожароопасных предметах (гирлянды, питарды, феерверки, бенгальские огни и др.), Научить детей необходимым мерам осторожности и безопасному поведению. |
январь 9. Огонь друг, огонь – враг. (Пожар в квартире, в доме). | Научить детей различать и понимать, пожароопасные ситуации в период новогодних праздников. Закрепить знания о правилах обращения за помощью в пожароопасные ситуации (знать номер телефона, обращаться за помощью к взрослым, соседям, выбегать и горящего помещения); Воспитать самостоятельность, уверенность и смекалку. |
январь 10. Все о работе пожарных. Пожарная машина, техника. | Расширение и обогащение знаний детей о пожарных службах, о работе пожарных. Закрепление знаний о транспорте связанном с тушением пожаров. Вызвать желание приобрести дальнейшую профессию, связанную с оказанием помощи окружающим. Воспитывать уважение к людям данных профессий. Закрепление и расширение знаний о службах спасения и деятельности пожарных. |
февраль 11. Игровая НОД «Все правила пожарной безопасности». | Закрепление знаний, умений и навыков по направлению. |
февраль 12. Спортивное развлечение «Мы в пожарные пойдем» | Пропаганда и развитие культуры безопасности детей, навыков безопасного поведения в ЧС, при пожаре. |
Апрель Экскурсия в Пожарную часть |
«Станция Правил поведения в разных местах. (в социуме, в быту, в природе).
Тема НОД | Цели и задачи |
март «Когда один дома: 01;02;03» | Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в социуме Задачи: -учить пониманию, что может быть опасным в общении с другими людьми -предостерегать от контактов с незнакомыми людьми -продолжать учить правильно вести себя дома, когда дети остаются одни -стимулировать развитие самостоятельности и ответственности -развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление -воспитывать навыки личной безопасности |
«Знакомство с незнакомцем, если чужой приходит в дом». | |
апрель 3. «Опасные предметы, опасные ситуации» | Цель: формировать навыки безопасного поведения с опасными предметами (нож, игла, стекло) Задачи: - продолжать учить детей мерам предосторожности в обращении с острыми предметами; - закреплять знания детей что можно и что нельзя делать в домашней ситуации; -предостерегать в обращении с опасными предметами, как в помещении, так и на улице |
апрель
| Цель: формировать навыки обращения с животными (собаки, кошки, домашние птицы, хомяки, ежи) Задачи: -дать понятия детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными. |
май 5 . «Как сохранить природу» | Цель: формировать у детей навыки и умения вести себя правильно в окружающей среде и беречь её. Задачи - воспитывать природоохранное поведение -продолжать учить детей правилам поведения в лесу -продолжать учить необходимым мерам осторожности в лесу, на реке - учить детей различать съедобные и несъедобные растения, грибы, ягоды |
«Станция Правил здоровья»
| Цель: формировать у детей навыки и умения связанные с соблюдением чистоты. Задачи: -привитие культурно-гигиенических навыков; -обучение детей уходу за своим телом, одеждой, помещением; - формирование у детей отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам; |
2. «Наш режим» | Задачи: Цель: Приобщить воспитанников к основам здорового образа жизни, к соблюдению режима; -ознакомить с правилами режима дня; -дать знания о важности его соблюдения; -формировать отрицательное отношение к вредным привычкам (сидеть долго у телевизора, компьютера). |
3. «Правила здоровья» | Цель: формировать у детей навыки и умения связанные с соблюдением чистоты. Задачи: -привитие культурно-гигиенических навыков; -обучение детей уходу за своим телом, одеждой, помещением; - формирование у детей отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам; |
5. «Наше тело» | Цель: Формировать знания о строении человека, его органах Задачи: -дать понятия о органах слуха, зрения, обоняния; -продолжать работу по формированию заботливого отношения по отношению к своему здоровья и организму; -воспитывать мотивацию к здоровью |
6. «Наши органы». | Цель: Формировать знания о строении человека, его органах Задачи: -дать понятия о органах слуха, зрения, обоняния; -продолжать работу по формированию заботливого отношения по отношению к своему здоровья и организму; -воспитывать мотивацию к здоровью |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложите родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу эффективно проводить с небольшими подгруппами родителей (4-5 человек). Таким образом, можно выделить то основное, что потребует совместных усилий педагогов и родителей.
Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов будет меняться в зависимости и от времени года, и от возможных изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей.
Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия)
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Содержание материала к разделам программы.
- «На станции Правил Дорожного Движения»
Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах города. Рассказывает о правилах дорожного движения. Объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги, вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.
Педагог предлагает детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Педагогу не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы типа «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?».
Педагог рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»); запрещающими («Въезд запрещен»,
«Подача звукового сигнала запрещена»); предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»); информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»). Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Педагог знакомит детей с правилами езды на велосипеде:
ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах): маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Детям можно предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.
В связи с тем, что в летнее время дети часто с родителями путешествуют или на личном транспорте отправляются в отпуск, педагог знакомит детей с правилами поведения в личном и общественном транспорте. Объясняет, что входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поездка в автобусе». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу («Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям.
Детям рассказывают о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной - это соответствует красному сигналу. Повернулся боком - можно идти как на зеленый свет светофора.
Педагоги знакомят детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД). Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Детям показывают картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.
2.«На станции Правил Пожарной Безопасности»
Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил пожарной и противопожарной безопасности поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной критической ситуации может спасти жизнь. Полноценные знания о безопасности дети часто получают именно в детском саду. Педагогами проводятся различные мероприятия по ознакомлению с пожарной безопасностью. Рассказывают детям о профессии пожарных, проводят экскурсию в пожарную часть, беседуют с самими пожарниками.
Педагог знакомит детей с правилами поведения при пожаре. Объясняет, почему нельзя пользоваться детям спичками и зажигалками, маленьким детям без родителей нельзя оставаться или без присмотра взрослых .
Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда нужно сразу звонить, если почувствовали запах дыма и первые правила поведения при начале пожара. Можно организовать игру «Пожар в доме». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, модулей оборудуют дом и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли. Детям можно прочитать художественную литературу, например: С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К.Чуковский «Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки». Рассматривать различные иллюстрации и альбомы про пожарных, устраивать конкурсы рисунков по теме. Проводить беседы с детьми, кто наблюдал за пожарищем, какие опасности подстерегают людей при пожаре. В рамках тематических мероприятий необходимо научить детей сочувствовать другим людям, пострадавшим в пожаре, и как им можно помочь (дать необходимую одежду, посуду, так у людей огонь уничтожил все.) педагог так же знакомит детей, что огонь и приносит пользу (возле костра можно согреться, высушить сырые вещи, на печке люди готовят еду и т.д)
- «На станции Правил безопасного поведения (дома, в подъезде, во дворе, у водоема и пр.)
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.
Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые.
Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях2 А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).
Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек». Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».
В данном разделе следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к "грязной" воде.
Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, наглядные материалы, детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.
Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное-несъедобное» , соответствующий наглядный материал, а в летний сезон прогулки в лес, на природу.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями.
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов с родителями.
Педагог расширяет знания детей о жизни и содержании домашних животных; выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными; вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы; воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным. Для общей осведомленности педагог подбирает и изучает литературу по данной теме. Так же стихи, пословицы и поговорки. Можно оформить материал консультации для родителей «Уроки доброты», конкурсы писем, рисунков. При тесном сотрудничестве с родителями провести Час творчества (четверостишья о бездомных животных).Беседы по типу: «Откуда берутся бездомные животные?», что их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам. правила поведения во время встречи как с бездомным животным, так и с домашними.
4 На станции Правил здоровья
Материал направлен:
- на формирование знаний, умений и навыков сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;
- на получение элементарных знаний об инфекционных болезнях, их возбудителях, о лекарствах и витаминах, о той пользе, которую они приносят, а так же знакомятся с правилами первой помощи;
- умения чутко прислушиваться к своему организму, помогать ему;
- на воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни: привитие культурно-гигиенических навыков, обучение детей уходу за своим телом, одеждой, помещением; формирование у детей отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам;
- на приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни, к физической культуре;
- на развитие гуманного взаимодействия с окружающим миром
Мониторинг образовательного процесса (ФГТ)
Дети 5 – 6 лет | Образовательная область «Безопасность» Правила дорожного движения. | Образовательная область «Безопасность» Правила Пожарной Безопасности | Образовательная область «Безопасность» Правила безопасного поведения в разных местах (на воде, в лесу, во дворе, в быту). | Образовательная область «Безопасность» Правила здоровья. | ||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
2011-2012уч.год | 52 | 42 | 6 | 49 | 48 | 3 | 57 | 37 | 6 | 54 | 43 | 3 |
2012-2013уч.год | 55 | 43 | 2 | 53 | 46 | 1 | 59 | 39 | 2 | 55 | 44 | 1 |
2013-2014уч.год | 57 | 42 | 1 | 57 | 43 | 0 | 42 | 56 | 2 | 57 | 43 | 0 |
Мониторинг образовательного процесса (ФГТ)
Дети 6 – 7 лет | Образовательная область «Безопасность» Правила дорожного движения. | Образовательная область «Безопасность» Правила Пожарной Безопасности | Образовательная область «Безопасность» Правила безопасного поведения в разных местах (на воде, в лесу, во дворе, в быту). | Образовательная область «Безопасность» Правила здоровья. | ||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
2016-2017уч.год | 62 | 32 | 6 | 59 | 41 | 0 | 60 | 33 | 1 | 66 | 34 | 0 |
2017-2018уч.год | 63 | 34 | 3 | 60 | 39 | 1 | 61 | 39 | 0 | 66 | 33 | 1 |
2018-2019уч.год | 66 | 32 | 2 | 57 | 43 | 0 | 64 | 36 | 0 | 68 | 32 | 0 |
Мониторинг образовательного процесса (ФГОС)
Группа 5 - 6 лет | «Социально-коммуникативное развитие». Правила Дорожного Движения. | «Социально-коммуникативное развитие». Правила пожарной безопасности. | «Социально-коммуникативное развитие». Правила безопасного поведения в разных местах (на воде, в лесу, во дворе, в быту) | «Познавательное, социально-коммуникативное развитие». Правила Здоровья. | ||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
2017 - 2018 уч. год | 64 | 36 | 0 | 59 | 41 | 0 | 52 | 48 | 0 | 61 | 39 | 0 |
Мониторинг образовательного процесса (ФГОС)
Группа 6 - 7 | «Социально-коммуникативное развитие» Правила Дорожного Движения. | «Социально-коммуникативное развитие». Правила пожарной безопасности. | «Социально-коммуникативное развитие». Правила безопасного поведения в разных местах (на воде, в лесу, во дворе, в быту) | «Познавательное,социально-коммуникативное развитие». Правила Здоровья. | ||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
2017-2018 уч .год | 67 | 33 | 0 | 62 | 38 | 0 | 62 | 38 | 0 | 70 | 30 | 0 |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
- Анкетирование родителей;
- Анкетирование детей;
- Диагностические данные проведенной работы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
- Закрепление знаний об общепринятых нормах поведения в природе, в социуме, в быту.
- Знания основных правил личной безопасности и их применения в экстремальных ситуациях.
- Программа будет востребована детьми, родителями и другими педагогами.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ | |
Вопросы к блоку «На станции правил Пожарной Безопасности» | |
| |
Вопросы к блоку «Станция правил поведения в разных местах» | |
| |
| |
| |
Вопросы к блоку Станция Правил Дорожного Движения | |
| |
|
ПРИМЕЧАНИЕ:
ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ, ПОЛНЫЙ ОТВЕТ – 3 БАЛЛА НЕ ПОЛНЫЙ ОТВЕТ, С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО – 2 БАЛЛА НЕ ЗНАЕТ – 0 БАЛЛОВ | ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 60-78 БАЛЛА СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 25-60 БАЛЛА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 0-25 БАЛЛА |
Используемая литература:
- «Безопасность» , Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева - СПб: «Детство – Пресс», 2004;
- Программа «Детство», Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, профессор 3. А. Михайлова;
- «Из опыта работы», Т.Ф.Саулина, О.В. Чермашенцева, «Основы безопасного поведения дошкольников»;
- «Твоя безопасность», К.Ю.Белая М – Просвещение 2000;
- «Про правила дорожного движения», С. Волков;
- «Из опыта работы» Т.Ф. Саулина;
- «Тайны дорожных знаков» А.М.Кривицкая;
- Голицына Н.С., Шумова И.М., «Воспитание основ здорового образа жизни». Издательство. Скрипторий 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию "Путешествие в страну Спорта"
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей и обеспечение их полноценного физического развития.Вид занятия:Учебно – тренировочное.Программные задачи:1. Повышать уровень физического и музыкально...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну математики» с детьми среднего дошкольного возраста
Занятие о закреплении прямого и порядкового счета в пределах пяти,о закреплении геометрических фигур....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"
Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...

Сценарий мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе по теме «Путешествие в страну Безопасности»
Сценарий мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе по теме «Путешествие в страну Безопасности»Цель: учить детей правилам безопасности поведения как дома, так и...

Конспект игровой образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в страну Безопасности"
Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстризму....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну безопасности»
Цель: закрепить знания о безопасности: правила поведения в быту, на улице, в ситуации пожара.Задачи:Обучающие:закреплять знания детей о правилах безопасного поведения в быту, на улице, в случае пожара...

конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну безопасности"
В конспекте в интересной игровой форме с помощью сказочных героев закрепляются знания о правилах поведения в быту и на дороге...