«Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
консультация
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
Старший воспитатель
МБДОУ «ЦРР-Д/С№7»
г. Тула
Наливайко Г. И.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи создания условий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, медицинского просвещения, оказание психологической помощи.
Раскрывая суть дошкольного образования, мы прежде всего говорим о его содержании.
Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями.
Под содержанием дошкольного образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, творческого способа их освоения и эмоционально-ценностного, субъективного отношения ребенка к окружающему миру, природе, людям, обществу в целом и самому себе.
Содержание дошкольного образования определяется Федеральными Государственными Требованиями,
общеобразовательными программами дошкольного образования (комплексными, коррекционными и парциальными), системой дополнительного образования, уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг, формированием здорового образа жизни; системой работы с социумом.
Содержание дошкольного образования предусматривает: формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка; воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде; утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека; развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Дошкольное образование в пределах базового компонента осуществляется по государственной базовой программе и учебно-методическим пособиям. Получение дошкольного образования детьми, которые нуждаются в коррекции развития, осуществляется по отдельным программам и методикам, разработанным на основе государственной базовой программы. Дополнительные образовательные услуги, которые не определены базовым компонентом дошкольного образования, вводятся с согласия родителей (законных представителей) в рамках предельно допустимой нагрузки ребенка.
Федеральные Государственные Требования (ФГТ), предъявляемые к дошкольным образовательным учреждениям, подразумевают модель выпускника дошкольника, как составляющей ФГТ. Наиболее приоритетные направления в формировании определенных качеств личности выпускника:
мировоззрение
интеллектуальное развитие
отношение к труду, деятельности, обязанностям
личностные качества
отношение к окружающим
культура поведения
здоровье и ЗОЖ, отношение к природе
эстетическая культура
человек – творец самого себя
Например, интеллектуальное развитие, что оно подразумевает?
Умение проявлять интеллектуальную компетентность, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Свободное владение речью, способность строить языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно речевые каноны фонетики, семантики, грамматики. Проявление креативности, любознательность, желание знать новое, задавать вопросы, экспериментировать.
Интеллектуально развитый ребенок владеет элементами учебной деятельности: способен принять учебную задачу, подчинить свою деятельность ее достижению, довести работу до конца и адекватно оценить результат.
Содержание дошкольного образования реализуется в программах: комплексных, коррекционных и парциальных, которые включают все основные направления развития ребенка.
Программы, используемые дошкольным учреждением, обеспечивают оптимальную нагрузку на ребенка, они соответствуют Закону Российской Федерации "Об образовании" и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, ФГТ.
Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам дошкольного образования и большинство из них являются преемственными со школьными.
Образовательный процесс строится на основе комплексных и парциальных программ:
Парциальные программы с осуществлением отдельных направлений развития воспитанников дополняют содержание разделов комплексных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития ДОУ. Хочется отметить, что реализация парциальных программ проходит в рамках совместной деятельности воспитателей и детей через различные формы нерегламентированной видов деятельности. Одним из таких видов является кружковая работа.
В условиях модернизации и развития дошкольного образования произошли изменения как в организации, так и в содержании деятельности педагогического коллектива: образовательное пространство предполагает вариативность. Поэтому возникла необходимость разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, отражающую структуру воспитательно-образовательного процесса.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – конкретная модель учебно-воспитательного процесса учреждения и охватывает все виды деятельности детей с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде и подлежит постоянной корректировке на основании ежегодно проводимого мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг.
Именно путем удовлетворения запросов родителей на развитие, обучение и воспитание их ребенка обеспечивается повышение качества дошкольного образования: контроль качества образования и обозначены приоритеты развития учреждения; приведены в систему используемые программы и технологии; собственные разработки педагогов, эксперименты по их апробации и внедрению в работу с детьми.
Для предоставления образовательных услуг с целью социализации детей раннего возраста открываются группы кратковременного пребывания для детей в возрасте от 2 до 3 лет, с 6 до 7.
Формирование ЗОЖ, охрана и укрепление здоровья дошкольников – одна из основных задач ДОУ. Ведение медицинской деятельности, проведение оздоровительных, медицинских, развивающих и организационных мероприятий. В ДОУ функционируют группы компенсирующей направленности (логопедические). Для детей с ограниченными возможностями составляются индивидуальные образовательные маршруты, которые направлены на коррекцию психического и физического развития каждого ребенка.
Важная роль отводится системе работы с социумом – это прежде всего работа с родителями воспитанников. Без грамотно выстроенной работы невозможно обеспечение высокого качества образования детей дошкольников. В этом направлении детский сад пошел по пути создания клубной системы работы. Семейный клуб – это наиболее эффективная форма родительского всеобуча и сотрудничества.
В учреждениях сформирован коллегиальный орган самоуправления – Совет ДОУ. Планирование совместной работы администрации, педагогов, представителей Учредителя, родителей и общественности гарантирует учреждению прозрачность его деятельности и возможность совместного сотрудничества по созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.
Таким образом, содержание образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/21/picture-14821-1616346072.jpg)
Эссе на тему "Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования"
Много изменений в последние годы происходят в системе образования. Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной пр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/29/picture-81636.jpg)
Интеграция как основа обновление содержания дошкольного образования в рамках изменения воспитательно – образовательной системы
Кареева Светлана Анатольевнастарший воспитатель высшей категорииМБДОУ Краснозерский детский сад №6Краснозерский район Интеграция как основа обновление содержания дошкольного обр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-602905-1425920070.jpg)
Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-539388-1417004919.jpg)
Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования
В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/27/picture-848840-1511734031.jpg)
Программа семинара-практикума «Апробация организационных решений в процессе реализации инновационной модели дошкольного образования «Сад детских инициатив»
laquo;… детство ради детства, а не ради подготовки к школе …» А. Асмолов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/02/picture-929018-1496424999.jpg)
Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.
Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/22/picture-742622-1626907369.jpg)
Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"
Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....