«Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
консультация

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»

Старший воспитатель

МБДОУ «ЦРР-Д/С№7»

 г. Тула

Наливайко Г. И.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи создания условий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, медицинского просвещения, оказание психологической помощи.

 Раскрывая суть дошкольного образования, мы прежде всего говорим о его содержании.

Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями.

Под содержанием дошкольного образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, творческого способа их освоения и эмоционально-ценностного, субъективного отношения ребенка к окружающему миру, природе, людям, обществу в целом и самому себе.

Содержание дошкольного образования определяется Федеральными Государственными Требованиями,

общеобразовательными программами дошкольного образования (комплексными, коррекционными и парциальными), системой дополнительного образования, уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг, формированием здорового образа жизни; системой работы с социумом.

Содержание дошкольного образования предусматривает: формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка; воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде; утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека; развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Дошкольное образование в пределах базового компонента осуществляется по государственной базовой программе и учебно-методическим пособиям. Получение дошкольного образования детьми, которые нуждаются в коррекции развития, осуществляется по отдельным программам и методикам, разработанным на основе государственной базовой программы. Дополнительные образовательные услуги, которые не определены базовым компонентом дошкольного образования, вводятся с согласия родителей (законных представителей) в рамках предельно допустимой нагрузки ребенка.

Федеральные Государственные Требования (ФГТ), предъявляемые к дошкольным образовательным учреждениям, подразумевают модель выпускника дошкольника, как  составляющей ФГТ. Наиболее приоритетные направления в формировании определенных качеств личности выпускника:

мировоззрение

интеллектуальное развитие

отношение к труду, деятельности, обязанностям

личностные качества

отношение к окружающим

культура поведения

здоровье и ЗОЖ, отношение к природе

эстетическая культура

человек – творец самого себя

Например, интеллектуальное развитие, что оно подразумевает?

Умение проявлять интеллектуальную компетентность, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Свободное владение речью, способность строить языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно речевые каноны фонетики, семантики, грамматики. Проявление креативности, любознательность, желание знать новое, задавать вопросы, экспериментировать.

 Интеллектуально развитый ребенок владеет элементами учебной деятельности: способен принять учебную задачу, подчинить свою деятельность ее достижению, довести работу до конца и адекватно оценить результат.

Содержание дошкольного образования реализуется в программах: комплексных, коррекционных и парциальных, которые включают все основные направления развития ребенка.

Программы, используемые дошкольным учреждением, обеспечивают оптимальную нагрузку на ребенка, они соответствуют Закону Российской Федерации "Об образовании" и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, ФГТ.

 Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам дошкольного образования и большинство из них являются преемственными со школьными.

Образовательный процесс строится на основе комплексных и парциальных программ:

Парциальные программы с осуществлением отдельных направлений развития воспитанников дополняют содержание разделов комплексных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития ДОУ. Хочется отметить, что реализация парциальных программ проходит в рамках совместной деятельности воспитателей и детей через различные формы нерегламентированной видов деятельности. Одним из таких видов является кружковая работа.

В условиях модернизации и развития дошкольного образования произошли изменения как в организации, так и в содержании деятельности педагогического коллектива: образовательное пространство предполагает вариативность. Поэтому возникла необходимость разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, отражающую структуру  воспитательно-образовательного процесса.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – конкретная модель учебно-воспитательного процесса учреждения и охватывает все виды деятельности детей с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде и подлежит постоянной  корректировке на основании ежегодно проводимого мониторинга качества  предоставляемых образовательных услуг.

Именно путем удовлетворения  запросов родителей на развитие, обучение и воспитание их ребенка обеспечивается повышение качества дошкольного образования: контроль качества образования и обозначены приоритеты развития учреждения; приведены  в систему используемые программы и технологии; собственные разработки педагогов, эксперименты по их апробации и внедрению в работу с детьми.

Для предоставления образовательных услуг с целью социализации детей раннего возраста открываются группы кратковременного пребывания для детей в возрасте от 2 до 3 лет, с 6 до 7.

Формирование ЗОЖ, охрана и укрепление здоровья дошкольников – одна из основных задач ДОУ. Ведение медицинской деятельности,  проведение оздоровительных, медицинских, развивающих и организационных мероприятий. В ДОУ функционируют группы компенсирующей направленности (логопедические). Для детей с ограниченными возможностями составляются индивидуальные образовательные маршруты, которые направлены на коррекцию психического и физического развития каждого ребенка.

Важная роль отводится системе работы с социумом – это прежде всего работа с родителями воспитанников. Без грамотно выстроенной работы невозможно обеспечение высокого качества образования детей дошкольников. В этом направлении детский сад пошел по пути создания клубной системы работы. Семейный клуб – это наиболее эффективная форма родительского всеобуча и сотрудничества.

В учреждениях сформирован коллегиальный орган самоуправления – Совет ДОУ. Планирование совместной работы администрации, педагогов, представителей Учредителя, родителей и общественности гарантирует учреждению прозрачность его деятельности и возможность совместного сотрудничества по созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.

Таким образом,  содержание образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени,  немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования"

Много изменений в последние годы происходят в системе образования. Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной пр...

Интеграция как основа обновление содержания дошкольного образования в рамках изменения воспитательно – образовательной системы

Кареева Светлана Анатольевнастарший воспитатель высшей категорииМБДОУ Краснозерский детский сад №6Краснозерский  район Интеграция  как основа обновление содержания дошкольного обр...

Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования

   В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО     Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной п...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"

Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....