Эссе на тему "Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования"
материал по теме
Много изменений в последние годы происходят в системе образования. Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования внесли значительные изменения в систему дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgt_kak_osnova_sovremennoy_modeli_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования.
Много изменений в последние годы происходят в системе образования. Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования внесли значительные изменения в систему дошкольного образования. В соответствии с Федеральными государственными требованиями программа ДОУ состоит из двух частей – это обязательная и формируемая участниками образовательного процесса. Обязательной часть программы - 80% времени, а остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса. Раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» является одним из обязательных разделов программы ДОУ. В нем описаны интегративные качества дошкольника. Основная программа - это единство образовательных областей. Они обеспечат разностороннее развитие детей по направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Весь образовательный процесс строиться в соответствии с ФГТ и с учетом принципа интеграции образовательных областей. Интеграция разных образовательных областей – важный шаг в структуре программного материала. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Образовательные программы с учетом ФГТ позволяют педагогам больше играть с детьми. Обучать, играя в дошкольном возрасте – это принцип образовательной программы. Планирование опирается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и использовании интегративного подхода.
Это касается и образовательной области «Музыка» - интегрированный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. При планировании музыкальных занятий учитывается: четкость, компактность, сжатость учебного материала; логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии; взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; систематичность и доступность изложения материала; необходимость соблюдения временных рамок занятия. Содержание образовательной области «Музыка»- интегрируется с содержанием образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание», «Соци ализация». Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегриру ется с содержанием таких образователь ных областей, как «Коммуникация», «Познание», «Безо пасность», «Труд», «Му зыка», «Чтение художественной литерату ры» и «Физическая культура» . Простой пример – интеграция музыкально-художественной деятельности и двигательной активности (утренняя гимнастика под музыку), музыкально-художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки), познавательно-исследовательской, игровой и коммуникативной деятельностей (игры с правилами, направленные на познавательно-речевое развитие детей) и т.д.
Педагог использует разные формы работы с детьми, продумывает ситуации. Положительный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, но и от педагогов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовки, инициативы, самостоятельности и ответственности исполнения своих обязанностей. Положительным моментом для отслеживания результатов образовательного процесса является и новое требование, обозна ченное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.
Образовательная область «Музыка» внесет свой весомый вклад в формирование интегративных качеств детей. Ведь, например, двигательная активность детей под музыку, окрашивающую движения ребенка эмоция ми, способствует физическому развитию, что помогает формированию интегративного качества «Физически разви тый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Музыкальная деятельность вызывает активность детей в вопросах, ответах (интегративное качество «Любознательный, активный»); эстетические чувства при слушании музы ки закрепляются в виде л нравст венных качеств (интегративное каче ство «Эмоционально отзывчивый»); совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых… Изменился способ организации детских видов деятельности: это стало не руководство взрослого, а совместная деятельность ребенка и взрослого.
На современном этапе педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования."
В своем выступлении я раскрыла принципы к формированию программы, содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, деятельность детей и в...
Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош
презентация к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...
Методическое сопровождение педагогического процесса с учетом введения Федеральных государственных требований к структуре основной программы дошкольного образования
Целью проекта является Создание условий для развития профессиональной компетентности педагога; обеспечение информационного и организационно-методического сопровождения педагогического процесса в...
Сравнительный анализ федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Для использование на педсовете...
Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...
Рефлексивное эссе на тему: «Что нового , на мой взгляд, принесет стандарт дошкольного образования для ребенка-дошкольника»
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства ч...
Рефлексивное эссе на тему: «Что нового, на мой взгляд, принесет стандарт дошкольного образования для ребенка-дошкольника?»
Главная задача ФГОС для дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду, с учетом интересов детей. Это одна из фундаментальных вещей, с...