Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования
методическая разработка на тему
В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО
Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы дошкольного образования с учётом их образовательных потребностей и интересов.
Вариативность форм, методов и средств используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками с дошкольниками зависит от:
· возрастных особенностей воспитанников;
· их индивидуальных и особых образовательных потребностей;
· личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;
· степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnye_formy.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования
В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО
Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы дошкольного образования с учётом их образовательных потребностей и интересов.
Вариативность форм, методов и средств используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками с дошкольниками зависит от:
- возрастных особенностей воспитанников;
- их индивидуальных и особых образовательных потребностей;
- личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;
- степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей).
Основные трудности при проектировании образовательного процесса в ДОО
Ряд примерных образовательных программ побуждает педагогов переходить от «вчерашних привычных» учебных занятий к новым вариативным формам (игры, беседы, мастерские, проектная деятельность и др.).
Данный призыв объясним и актуален, однако является предпосылкой для отсутствия взаимопонимания внутри педагогических коллективов, а также несёт в себе риск депривации свободной спонтанной игры воспитанников:
- хаотичное использование понятийного аппарата дошкольной педагогики;
- отсутствие чётких структурных компонентов образовательного процесса с детьми дошкольного возраста;
- неспособность разработать, спланировать и организовать процесс обучения и воспитания.
Формы непосредственно образовательной деятельности классифицировать в зависимости от:
- количества воспитанников (индивидуальные, подгрупповые, индивидуально-подгрупповые, фронтальные);
- степени интеграции (интегрированные, с доминирующей образовательной областью (занятие по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, по рисованию и др.);
- ведущего метода и/или совокупности методов в целом (ознакомительное, экспериментирование, формирование определённых навыков и др.);
сюжетообразующего компонента (пространство, основной идейный и эмоциональный тон (лейтмотив)).
Формы образовательной деятельности в режимных моментах
Совместные с педагогом коллективные игры | Педагог выступает в качестве носителя игрового опыта, предлагает детям образцы исполнения различных ролей, обучает режиссёрской игре, позволяющей проживать любую воображаемую ситуацию |
Дежурство, хозяйственно-бытовой труд | Самостоятельная деятельность в рамках выполнения поручений, соблюдение принятых в коллективе правил и обязанностей, формирование полезных навыков и привычек |
Мероприятия, связанные с организованной двигательной деятельностью, и закаливающие мероприятия | Оптимизация двигательной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни |
Самообслуживание | Формирование навыков самообслуживания, самоконтроль, труд ребёнка, направленный на уход за самим собой, включающий комплекс культурно-гигиенических навыков |
Природоохранный труд | Развивает наблюдательность, бережное и ответственное отношение к природе и всему живому (садоводство, уход за растениями в уголке живой природы и др.) |
Чтение художественной литературы | Способность к сопереживанию, восприятию произведения, постижение его идейно-духовной сущности, видение его как произведение искусства, отображающего действительность |
Совместные с педагогом коллективные игры | Педагог выступает в качестве носителя игрового опыта, предлагает детям образцы исполнения различных ролей, обучает режиссёрской игре, позволяющей проживать любую воображаемую ситуацию |
Дежурство, хозяйственно-бытовой труд | Самостоятельная деятельность в рамках выполнения поручений, соблюдение принятых в коллективе правил и обязанностей, формирование полезных навыков и привычек |
Мероприятия, связанные с организованной двигательной деятельностью, и закаливающие мероприятия | Оптимизация двигательной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни |
Самообслуживание | Формирование навыков самообслуживания, самоконтроль, труд ребёнка, направленный на уход за самим собой, включающий комплекс культурно-гигиенических навыков |
Природоохранный труд | Развивает наблюдательность, бережное и ответственное отношение к природе и всему живому (садоводство, уход за растениями в уголке живой природы и др.) |
Чтение художественной литературы | Способность к сопереживанию, восприятию произведения, постижение его идейно-духовной сущности, видение его как произведение искусства, отображающего действительность |
Методы передачи сведений и информации, знаний
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой.
Основным средством выступает устное или печатное слово: фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);
скороговорки, загадки и др.
Методы практического обучения:
- упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые);
- приучение;
- технические и творческие действия
Основные средства: скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.
Методы эстетического восприятия:
- побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.);
- побуждение к сопереживанию;
- культурный пример;
- драматизация.
Средства:
- разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;
- личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;
- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)
Методы проблемного обучения
- проблемная ситуация;
- познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);
- диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы);
- метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы);
- экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);
- прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц);
- метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических)
Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т.д.); оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).
Методы поддержки эмоциональной активности
- игровые и воображаемые ситуации;
- похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение);
- придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.;
- игры-драматизации;
- сюрпризные моменты, забавы, фокусы;
- элементы творчества и новизны;
- юмор и шутка.
Средства поддержки эмоциональной активности: картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»
Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский тра...
ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...
Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.
Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....
Методы, принципы и технологии реализации образовательной программы дошкольного образования.
Одним из ведущих методов реализации образовательной программы дошкольного образования является метод проектов. Сущность этого метода состоит в достижении дидакт...
Рабочая программа по реализации Образовательной программы дошкольного образования в рамках ФГОС.
Программа является составным компонентом Образовательной программы Учреждения, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов с детьми младшей группы, определяет содержание н...
Рабочая программа по реализации Образовательной программы дошкольного образования для детей ОРН 4-5 лет в рамках ФГОС ДО.
Программа разработана с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе использования образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих развитие де...
Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"
Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....