Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
методическая разработка на тему
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
на тему:
«Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
Воспитатель МБДОУ детского сада №5
общеразвивающего вида г. Рассказово
Балыбина И.А.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи создания условий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, медицинского просвещения, оказание психологической помощи.
Раскрывая суть дошкольного образования, мы прежде всего говорим о его содержании.
Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями.
Под содержанием дошкольного образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, творческого способа их освоения и эмоционально-ценностного, субъективного отношения ребенка к окружающему миру, природе, людям, обществу в целом и самому себе.
Содержание дошкольного образования определяется
Федеральными Государственными Требованиями,
общеобразовательными программами дошкольного образования (комплексными, коррекционными и парциальными),
системой дополнительного образования,
уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг,
формированием здорового образа жизни;
системой работы с социумом.
Содержание дошкольного образования предусматривает:
формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;
воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;
утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;
развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Дошкольное образование в пределах базового компонента осуществляется по государственной базовой программе и учебно-методическим пособиям. Получение дошкольного образования детьми, которые нуждаются в коррекции развития, осуществляется по отдельным программам и методикам, разработанным на основе государственной базовой программы. Дополнительные образовательные услуги, которые не определены базовым компонентом дошкольного образования, вводятся с согласия родителей (законных представителей) в рамках предельно допустимой нагрузки ребенка.
Федеральные Государственные Требования (ФГТ), предъявляемые к дошкольным образовательным учреждениям, подразумевают модель выпускника дошкольника, как составляющей ФГТ. Педсовет проведенный в нашем детском саду, позволил определить наиболее приоритетные направления в формировании определенных качеств личности выпускника, а именно:
мировоззрение
интеллектуальное развитие
отношение к труду, деятельности, обязанностям
личностные качества
отношение к окружающим
культура поведения
здоровье и ЗОЖ, отношение к природе
эстетическая культура
человек – творец самого себя
Например, интеллектуальное развитие, что оно подразумевает?
Умение проявлять интеллектуальную компетентность, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Свободное владение речью, способность строить языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно речевые каноны фонетики, семантики, грамматики. Проявление креативности
Любознательность, желание знать новое, задавать вопросы, экспериментировать.
Интеллектуально развитый ребенок владеет элементами учебной деятельности: способен принять учебную задачу, подчинить свою деятельность ее достижению, довести работу до конца и адекватно оценить результат.
Содержание дошкольного образования реализуется в программах: комплексных, коррекционных и парциальных, которые включают все основные направления развития ребенка.
Программы, используемые дошкольным учреждением, обеспечивают оптимальную нагрузку на ребенка, они соответствуют Закону Российской Федерации "Об образовании" и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, ФГТ.
Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам дошкольного образования и большинство из них являются преемственными со школьными.
Образовательный процесс в нашем учреждении строится на основе комплексных и парциальных программ:
Парциальные программы с осуществлением отдельных направлений развития воспитанников дополняют содержание разделов комплексных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития ДОУ. Хочется отметить, что реализация парциальных программ проходит в рамках совместной деятельности воспитателей и детей через различные формы нерегламентированной видов деятельности. Одним из таких видов является кружковая работа.
В условиях модернизации и развития дошкольного образования произошли изменения как в организации, так и в содержании деятельности педагогического коллектива: образовательное пространство предполагает вариативность. Поэтому возникла необходимость разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, отражающую структуру воспитательно-образовательного процесса.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – конкретная модель учебно-воспитательного процесса учреждения и охватывает все виды деятельности детей с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде и подлежит постоянной корректировке на основании ежегодно проводимого мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг.
Именно путем удовлетворения запросов родителей на развитие, обучение и воспитание их ребенка обеспечивается повышение качества дошкольного образования:
в ДОУ постоянно ведется контроль качества образования и обозначены приоритеты развития учреждения;
приведены в систему используемые программы и технологии;
имеются собственные разработки педагогов, ведутся эксперименты по их апробации и внедрению в работу с детьми.
Формы предоставления образовательных услуг с целью социализации детей раннего возраста в 2009/2010 учебном году открылись группы кратковременного пребывания для детей в возрасте от 2 до 3 лет, с 6 до 7.
Формирование ЗОЖ, охрана и укрепление здоровья дошкольников – одна из основных задач учреждения. В соответствии с имеющейся лицензией на право ведения медицинской деятельности проводятся оздоровительные, медицинские, развивающие и организационные мероприятия. В ДОУ функционируют группы компенсирующей направленности (логопедические). Для детей с ограниченными возможностями составлены индивидуальные образовательные маршруты, которые направлены на коррекцию психического и физического развития каждого ребенка.
Важная роль отводится системе работы с социумом – это прежде всего работа с родителями воспитанников. Без грамотно выстроенной работы невозможно обеспечение высокого качества образования детей дошкольников. В этом направлении детский сад пошел по пути создания клубной системы работы. Семейный клуб – это наиболее эффективная форма родительского всеобуча и сотрудничества.
В мае 2008 года в учреждении сформирован коллегиальный орган самоуправления – Совет ДОУ. Планирование совместной работы администрации, педагогов, представителей Учредителя, родителей и общественности гарантирует учреждению прозрачность его деятельности и возможность совместного сотрудничества по созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.
Таким образом, содержание образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования"
Много изменений в последние годы происходят в системе образования. Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной пр...
Выступление на педсовете на тему "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования."
В своем выступлении я раскрыла принципы к формированию программы, содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, деятельность детей и в...
Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.
Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
выступление на педсовете на тему: "Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения."
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологиче...
Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.
Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....
Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей для реализации современной модели художественно – эстетического образования в ДОУ».
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи....
Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"
Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....