«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок»
материал
адресная программа (самообразование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adresnaya_programma_razvitie_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 68.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад «Чебурашка»
АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЧИСТОГОВОРОК И СКОРОГОВОРОК»
НА 2021-2022 ГОД.
ВОСПИТАТЕЛЯ: НАТАЛЬИ
ГЕННАДЬЕВНЫ
ИВАНОВОЙ
пгт. Междуреченсикй 2021 г
1.АКТУАЛЬНОСТЬ
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования требует, чтобы он обладал такими компетенциями: знание возрастных особенностей детей и специфики образования в ДОУ; умение организовать деятельность детей, в том числе самостоятельную, которая станет залогом их всестороннего развития; умение анализировать результаты своей деятельности, при необходимости корректировать ее; сотрудничать с профильными специалистами; способность оценивать уровень усвоения знаний воспитанниками; эффективно взаимодействовать с родителями.
Таким образом, в современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно педагог является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны.
Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога.
Непрерывное педагогическое профессиональное развитие педагогических кадров – это особая конструктивная педагогическая деятельность, преобразующая процессы профессионального становления в процессы развития, основанные на потребности самоактуализации, самопроектирования, самовыражения личности (С.Г.Вершловский).
В связи с этим особое внимание необходимо уделить профессиональному развитию педагогов. Профессиональное развитие — это активное качественное преобразование педагога своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности. При несоответствии уровня профессионального развития педагога инновационной системе образования, возникают проблемы. Направленность на создание условий для понимания сущности и целей введения инноваций, обновления образовательной сферы, включение педагога в личностно значимый процесс профессионального развития становится важной направляющей осуществления процессов модернизации образования.
Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации.
2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
5. Закон об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, принят Государственной Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06. 2013г.;
6. Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
7. Уставом учреждения, другими нормативными документами
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» принят Государственной Думой 03.07.98, одобрен Советом Федерации 09.07.98
9. Трудовой кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 декабря 2001г. одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г.)
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016г. №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
12. Постановление от 01 декабря 2015 года №1297 «О продлении государственной программы «Доступная среда» до 2020 года».
13. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (Утверждена 28 мая 2014 г. № 3241п-П8).
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. № 276 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Положение о порядке предоставления психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
2. Положение о консультационном пункте для родителей детей, включенных в инклюзивный процесс.
3. Положение о психолого-педагогическом сопровождении участников образовательного процесса.
3. ДАННЫЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РАБОТНИКЕ
Ф.И.О.педагога | Иванова Наталья Геннадьевна |
Должность | Воспитатель |
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) | 1. Катайское педагогическое училище по специальности «Дошкольное воспитание», квалификация воспитатель в дошкольных учреждений, 1993 г. Диплом.
2. г. Москва Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет по специальности «Социальная педагогика», квалификация социальный педагог, 2012г. Диплом. |
Когда обучался на курсах повышения квалификации | 1. В 2019 г. «ООО Институт новых технологий в образовании» по программе «Социокультурные истоки в ДОУ», «Дети ОВЗ», «Оказание первой медицинской помощи», «ФГОС». 2. В 2020 г. повышение квалификации АНО ДПО «ОЦ Каменный город» по программе «Развитие ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) в соответствии с ФГОС ДО». 3. В 2020г. «Центр непрерывного образования и инноваций» (СДО ЦНОИ) Особенности работы образовательной организации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Использование новейших технологий в организации образовательного процесса. |
Квалификационная категория | 1 категория |
Методическая тема Учреждения | |
Индивидуальная тема самообразования | «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» |
Когда начата работа над темой | 01.09.21г. |
Когда предполагается закончить работу над темой | 31.05. 23 г. |
Сроки реализации | 2 года |
Цель самообразования по теме | Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через чистоговорки и скороговорки. |
Задачи самообразования | 1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме 2. Разработать перспективный план по изучению литературы по теме. 3. Подготовить необходимый материал для организации и проведения организованной образовательной деятельности (ООД) и в режимные моменты для воспитанников - картотеки с чистоговорками и скороговорками. 4. Повысить компетентность родителей в вопросах по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок (буклетов, памяток и консультации, и индивидуальные беседы). 5. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении. 6. Разработать консультаций для педагогов. |
Основные вопросы, намеченные для изучения | Изучить учебную, справочную, научно - методическую литературу по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок». |
Цель профессионального развития | От современного педагога сегодня требуется постоянно совершенствоваться, повышать уровень квалификации для того, чтобы успешно решать поставленные обществом перед детским садом задачи. Свои дальнейшие педагогические инициативы строю на основе стратегических ориентиров развития образования округа. Следующим этапом на пути своего профессионального саморазвития планирую активно продолжать участвовать в инновационной деятельности образовательного учреждения, распространять свой педагогический опыт в области повышения качества образования и воспитания, успешно внедрять ФГОС ДО, проводить мониторинги успешности обучающихся. |
Задачи профессионального развития | 1. Повышение методической грамотности за счет внедрения новых педагогических технологий, форм, приемов, помогающих реализовать системно - деятельностный подход в процесс внедрения ФГОС ДО. 2. Повышение профессиональной компетентности по обучению и развитию детей старшего дошкольного возраста. |
Этапы проработки материала | 1 этап. Теоретический 2 этап. Практико - ориентированный 3 этап. Заключительный. 4 этап. Работа с родителями. 5 этап работа с педагогами. |
Предполагаемый результат | -Повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок; - Обогащение предметно – развивающей среды группы: созданием альбома «Скороговорки», разработка картотеки чистоговорок по проектно - тематическим неделям и картотеки скороговорок; - Разработан перспективный план по данной теме. - Использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями. |
Форма предоставления результатов | 1. Апробирование в своей деятельности с воспитанниками картотек с чистоговорками и скороговорками. 2. Подготовить информации к отчёту «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок». 3. Разработка картотек чистоговорок и скороговорок. 4. консультации и буклеты для родителей. 5. Разработка консультаций для воспитателей. |
4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПУТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ
Период | Профессиональные дефициты | Способ преодоления Профессиональных дефицитов |
2021г. | Всероссийский онлайн-семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций «Подготовка детей к школьному обучению». | Прослушивание вебинара. |
«Поддержка детей с особенностями образовательными потребностями: эффективные практики и перспективы» для представителей ресурсных центров инклюзивного образования и представителей «Ассоциация школ инклюзивного образования». | Прослушивание семинара. | |
Учебно – методического материала по чистоговоркам и скороговоркам | Рациональное использование РППС в ДОУ | |
Повышение компетентность родителей в вопросе «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?» | Изучение методической литературы. Беседы с родителями. | |
2022г | Повышение компетентность родителей в вопросе «Влияние скороговорок на развитие речи» | Изучение методической литературы. Беседы с родителями. |
5. ПЛАН САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ | Этап | Сроки | Содержание | Цель | ||||
1 | Теоретический | Сентябрь | 1. Генинг. М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей дет. садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман., 2012. – 122 с. 2. Скороговорки и чистоговорки для развития речи: кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. – М.: Астрель. Сова, 2008. – 128 с. 3. Колунова. Л. А. «Умноватый мальчик»: работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л. А. Колунова. 4. Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки: кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. – М.: Астрель, 2009. – 96 с. 5. Логопедия (практическое пособие) В. И. Руденко 2009г. 6. Воспитание у детей правильного произношения М. Ф. Фомичёва 1981г. 7. Логопедические упражнения в рифмах Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова 2000г. 8. Скороговорки для развития дикции : Портал для всей семьи [Электронный ресурс] 9. Щемерова Н. Н., Буланова М. А. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 40-42. — URL 10. Давыдович. Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8 – С. 12-23. 11. О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. № 9. – С. 11-14. Кривошеева, Л. В. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи // Детский сад № 1 [Электронный ресурс] 12. Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание» Изучение материалов по теме на интернет - сайтах: 1 «Детство Гид». 2 Международный образовательный портал МААМ. RU 3 Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА. | Изучить учебную, справочную, научно - методическую литературу по теме «Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста». | ||||
Накопление теоретического и практического материала и создание личной педагогической копилки. Подбор картотек «Чистогорки», «Скороговорки» | Изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме самообразования, используя в том числе Интернет – ресурсы. | |||||||
Разработка плана работы по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» | Разработать план работы по «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» по проектно – тематическим неделям. | |||||||
Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, картотеки. | Создать условия для реализации плана по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» | |||||||
2 | Практико - ориентированный | Проектно – тематическим недели | Чистоговорки | Скороговорки | ||||
Сентябрь | Детский сад наш так хорош… | «Профессии в детском саду». | Скороговорки со звуком «А» | |||||
Осень, осень в гости просим | «Ранняя осень. Уборка урожая» | Скороговорки со звуком «Б» | ||||||
От зёрнышка к хлебушку | «Хлеб. Откуда хлеб пришел?» | Скороговорки со звуком «В» | ||||||
Грибы, ягоды беру и в лукошечко кладу | «Грибы. Ягоды» | Скороговорки со звуком «Г» | ||||||
Октябрь | Дары осени | «Огород. Овощи. Фрукты» | Скороговорки со звуком «Д» | |||||
Лес – богатство и краса, береги | «Лес». | Скороговорки со звуком «Е» | ||||||
Кто с нами рядом живёт | «Дикие животные» | Скороговорки со звуком «Ж» | ||||||
Летят перелётные птицы | «Перелетные птицы» | Скороговорки со звуками «З» | ||||||
Ноябрь | Домашние животные и птицы | «Домашние животные» | Скороговорки со звуком «И» | |||||
Край в котором мы живем, мы Югорией зовем | «Улица. Город» | Скороговорки со звуком «К» | ||||||
Я в мире человек (здоровье) | «Части тела. Человек» | Скороговорки со звуком «Л» | ||||||
Семья | «Семья» | Скороговорки со звуком «Ль» | ||||||
Декабрь | Рыбы | «Морское дно. Рыбы» | Скороговорки со звуком «М» | |||||
Здравствуй - зимушка зима | «Зима» | Скороговорки со звуком «Мь» | ||||||
Зимующие птицы | «Зимующие птицы» | Скороговорки со звуком «Н» | ||||||
Азбука безопасности | «Друзья спорта» | Скороговорки со звуком «Нь» | ||||||
Январь | Наша ёлка хороша | «Новогодний праздник». | Скороговорки со звуком «О» | |||||
Зимние забавы | «Зимние забавы» | Скороговорки со звуками «П» | ||||||
Животные Севера | «Животные Севера» | Скороговорки со звуками «Пь» | ||||||
Дом, в котором мы живѐм | «Дом. Квартира. Мебель» | Скороговорки со звуками «Р» | ||||||
Февраль | Транспорт | «Транспорт» «Профессии. Транспорт» | Скороговорки со звуками «Рь» | |||||
Есть такая профессия - Родину защищать | «День защитника отечеств». | Скороговорки со звуками «С» | ||||||
Мои любимые игрушки | «Игрушки» | Скороговорки со звуками «Сь» | ||||||
Весна. Мама я тебя люблю | «Весна», «Семья» | Скороговорки со звуками «Т» | ||||||
Март | Все работы хороши – выбирай на вкус! | «Профессии» | Скороговорки со звуками «Ть» | |||||
Народные промыслы | «Музыкальные инструменты» | Скороговорки со звуками «У» | ||||||
Животные жарких стран | «Животные жарких стран» | Скороговорки со звуками «Ф» | ||||||
Одежда, головные уборы, обувь | «Одежда и обувь» | Скороговорки со звуками «Х» | ||||||
Апрель | Космос. Приведем в порядок планету | «Космос» | Скороговорки со звуком «Ц» | |||||
Из чего, что сделано | Звук С, Сь | Скороговорки со звуками «Ч» | ||||||
Комнатные растения | Звук Ц. Звук Ш. Звук Ж. Звук Ч. | Скороговорки со звуками Ш | ||||||
Бравые солдаты | Звук Ф. Звук В. Звук Т. Звук Д. Звук Н. | Скороговорки со звуками Щ | ||||||
Май | Насекомые | «Насекомые» | Скороговорки со звуками «Э» | |||||
Травянистые растения, цветы | «Первые цветы» | Скороговорки со звуками «Ю» | ||||||
Книжкина неделя | «Сказки» | Скороговорки со звуками «Я» | ||||||
3 | Заключительный | Май | Содержание | Цель | ||||
Апробирование в своей деятельности с воспитанниками картотек с чистоговорками и скороговорками. | Систематизировать накопленный материал. | |||||||
Разработать методичку по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок. | Систематизировать накопленный материал. | |||||||
Отчет по данной теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» | Подготовить информации к отчёту (презентация, сбор информации, фотографий). | |||||||
4 | Работа с родителями | В течение года | 1. Консультация «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?» | Повысить компетентность родителей в вопросе «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?» | ||||
2. Разработка буклетов «Чистоговорки в речи детей старшего дошкольного возраста». | Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей чистоговорками. | |||||||
3. Консультация «Что такое скороговорки? Правила при работе со скороговорками» | Повысить компетентность родителей в вопросе «Что такое скороговорки? Правила при работе со скороговорками» | |||||||
4 Разработка буклетов «Скороговорки в речи детей старшего дошкольного возраста». | Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей скороговорками. | |||||||
5. Консультация «Что такое скороговорки? Чем полезны скороговорки? | Повысить компетентность родителей в вопросе «Что такое скороговорки? Чем полезны скороговорки? | |||||||
6. Консультация «Влияние скороговорок на развитие речи» | Повысить компетентность родителей в вопросе «Влияние скороговорок на развитие речи» | |||||||
7. Выставка рисунков «Нарисуй скороговорку» (совместный для родителей и детей группы). | Выставка рисунков «Нарисуй скороговорку» | |||||||
5 | Работа с педагогами | В течение года | 1. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования. | Рациональное использование РППС в ДОУ | ||||
2. Консультация «Правила разучивания скороговорок и чистоговорок». | Повысить компетентность воспитателей в вопросе «Правила разучивания скороговорок и чистоговорок». | |||||||
3. Консультация «Чистоговорка – средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми». | Повысить компетентность воспитателей в вопросе «Чистоговорка – средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми». | |||||||
4. Консультация для воспитателей «Использование скороговорок на занятиях по речевому развитию». | Повысить компетентность воспитателей в вопросе «Использование скороговорок на занятиях по речевому развитию». |
ПЛАН САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Периоды | Планируемые результаты повышения профессионального уровня | ||||
Знать | Уметь/освоить | Разработать | Внедрить | Форма представления отчета | |
2021 год | «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?» Чистоговорка – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном его повторении. Чистоговорка сначала произносится медленно, четко артикулируя каждый звук, затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, а за тем громко, можно сначала со сжатыми зубами. А потом повторить фразы с разжатыми зубами. | Освоить, как правильно научить детей произносить чистоговорки. | Разработать для детей старшего дошкольного возраста картотеки чистоговорок. | Внедрить картотеку по чистоговоркам | Презентация, картотека по чистоговоркам |
2022 год | Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. Первый шаг - произнесите скороговорку медленно и четко. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Важно не допустить неправильного произношения. Второй шаг – чтение скороговорки шепотом. Важно, чтобы шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Третий шаг - произносите текст вслух, медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. | Освоить, как правильно научить детей произносить скороговорки. | Разработать для детей старшего дошкольного возраста картотеки скороговорок, альбом создания скороговорок. | Внедрить картотеку по скороговоркам | Презентация, картотеки, альбом создания скороговорок, выставка рисунков по скороговоркам. |
6. ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок»
Актуальность выбранной темы:
Развитие речи у дошкольников - важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы активизации речевой деятельности детей.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Правильная речь - это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития ребенка.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с такой проблемой, что дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный словарный запас, умеет пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят звуки. Но иногда речь детей недостаточно четкая и внятная. Это бывает из-за вялости артикуляционного аппарата или когда у ребёнка торопливая речь. В этом случае ребёнок не проговаривает в словах ряд звуков, как мы говорим «проглатывает» их.
Преодолеть эти недостатки помогут различные чистоговорки и скороговорки.
Чистоговорка – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном его повторении.
Для развития чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми.
Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки.
Поэтому мной была выбрана данная тема для самообразования.
Форма самообразования: подгрупповая и индивидуальная.
ЦЕЛЬ: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через чистоговорки и скороговорки.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме
2. Разработать перспективный план по изучению литературы по теме.
3. Подготовить необходимый материал для организации и проведения организованной образовательной деятельности (ООД) и в режимные моменты для воспитанников - картотеки с чистоговорками и скороговорками.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок (буклетов, памяток и консультации, и индивидуальные беседы).
5. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
6. Разработать консультаций для педагогов.
Предполагаемый результат:
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок;
- обогащение предметно – развивающей среды группы: созданием альбома «Скороговорки», разработка картотеки чистоговорок по проектно - тематическим неделям и картотеки скороговорок;
- разработан перспективный план по данной теме.
- использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями.
7. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
План работы над темой по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки | Планируемый результат |
1.Теоретический | 1. Генинг. М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей дет. садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман., 2012. – 122 с. 2. Скороговорки и чистоговорки для развития речи: кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. – М.: Астрель. Сова, 2008. – 128 с. 3. Колунова. Л. А. «Умноватый мальчик»: работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л. А. Колунова. 4. Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки: кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. – М.: Астрель, 2009. – 96 с. 5. Логопедия (практическое пособие) В. И. Руденко 2009г. 6. Воспитание у детей правильного произношения М. Ф. Фомичёва 1981г. 7. Логопедические упражнения в рифмах Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова 2000г. 8. Скороговорки для развития дикции : Портал для всей семьи [Электронный ресурс] 9. Щемерова Н. Н., Буланова М. А. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 40-42. — URL 10. Давыдович. Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8 – С. 12-23. 11. О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. № 9. – С. 11-14. Кривошеева, Л. В. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи // Детский сад № 1 [Электронный ресурс] 12. Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание» Изучение материалов по теме на интернет - сайтах: 1 «Детство Гид». 2 Международный образовательный портал МААМ. RU 3 Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА. | Сентябрь | Изучить учебную, справочную, научно - методическую литературу по теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» |
Накопление теоретического и практического материала и создание личной педагогической копилки. Подбор картотек «Чистогорки», «Скороговорки» | Изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме самообразования, используя в том числе Интернет – ресурсы. | ||
Разработка плана работы по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» | Разработать план работы по дидактическим играм для детей раннего возраста по образовательным областям: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. | ||
Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, картотеки. | Создать условия для реализации плана по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» | ||
2. Практико - ориентированный | Апробирование в своей деятельности с воспитанниками картотек с чистоговорками и скороговорками во время режимных моментов. | Октябрь – Апрель | Использования чистоговорок и скороговорок в работе с детьми является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста. 1. Достаточно хорошо овладеть устной речью, выражать свои мысли и желания. 2. Осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми. 3. Развить фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность. 4. Сформировать речевую инициативу и речевую творческую самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. 5. Сформированы предпосылки грамотности |
3. Заключительный | Апробирование в своей деятельности с воспитанниками картотек с чистоговорками и скороговорками. | Май | Систематизировать накопленный материал. |
Разработать методичку по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок. | Систематизировать накопленный материал. | ||
Отчет по данной теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» | Подготовить информации к отчёту (презентация, сбор информации, фотографий). |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Уровень профессиональной компетентности по 4 -балльной шкале:
3 балла – показатель присутствует в полной мере;
2 балла – показатель присутствует не в полной мере;
1 балла – присутствует в деятельности в меньшей мере;
0 баллов – показатель отсутствует.
Показатели | Баллы | |
Профессиональные знания | 1.Знание законов развития ребёнка и технологии взаимодействия с ним | 2 |
2.Знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий | 2 | |
3.Знание особенностей содержания ООП ДО | 3 | |
4.Знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников | 3 | |
5.Знание основ преемственности между детским садом и школой | 3 | |
6.Знание частных методик развития детей | 2 | |
7.Знание содержания регионального образовательного компонента | 3 | |
8.Знание задач, содержания и методов работы с семьёй | 3 | |
Педагогические умения | Обучающая функция: | |
1.Учитываю поло-ролевые различия детей | 3 | |
2.Использую в практической работе развивающие программы нового поколения | 3 | |
3.Отбираю формы, методы и приемы обучения и воспитания в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений | 3 | |
4.Строю педагогический процесс на основе диагностики освоения программы | 3 | |
5.Самостоятельно проектирую процесс обучения | 2 | |
6.Создаю условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира | 3 | |
7.Использую современные технологии обучения, направленные на активацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, моделирование и др. | 2 | |
8.Реализую индивидуальный подход в обучении и воспитании детей | 3 | |
9.Владею способами оценки детской деятельности | 3 | |
10.Владею методикой поиска информации, умею её интерпретировать | 2 | |
Воспитывающая и развивающая функция: | ||
1.Отбираю содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления | 2 | |
2. Обеспечиваю социальное взаимодействие между детьми и взрослыми | 3 | |
3.Строю педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития, чутко реагирую на особенности развития детей | 3 | |
Организационно-педагогическая функция: | ||
1.Владею способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организационного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей | 3 | |
2.Владею фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей | 3 | |
Планово-прогностическая (планирующая) функция: | ||
1.Умею соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ | 2 | |
2.Умею точно сформулировать цели и систему задач воспитательно-образовательной работы | 2 | |
3.Умею отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей | 3 | |
4.Умею осуществлять внутри - и межпредметные связи в педагогическом процессе | 2 | |
5.Умею планировать воспитательно-образовательную работу с детьми | 3 | |
Коммуникативная функция: | ||
1.Умею находить общий язык с детьми, коллегами, родителями | 3 | |
2.Умею находить индивидуальный подход к детям и другим людям | 3 | |
Диагностическая функция: | ||
1.Владею методами педагогической диагностики | 3 | |
2.Использую результаты комплексной диагностики (педагогической, психологической, медико-социальной) в определении задач, содержания различных форм работы с детьми | 2 | |
Исследовательская функция: | ||
1.Ориентируюсь в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей | 2 | |
2.Выделяю проблему, её актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и её результаты | 2 | |
3.Разрабатываю (или отбираю из существующих) адекватную задачам исследования методику диагностики | 2 | |
4.Анализирую результаты своей деятельности | 2 | |
5.Внедряю результаты научных исследований и передовой практики | 2 | |
Аналитическая функция: | ||
1.Умею определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведения детей | 3 | |
2.Умею устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности | 2 | |
3.Умею на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности | 2 | |
Корректирующая функция: | ||
1.Умею строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики | 3 | |
2.Умею разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка | 2 | |
3.Умею управлять поведением и активностью детей | 3 | |
Гностическая функция: | ||
1.Умею строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования | 3 | |
2.Умею анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность | 3 | |
3.Умею сопоставлять свой опыт с достижениями других педагогов, науки | 2 | |
4.Умею предвидеть последствия своих действий | 2 | |
5.Умею прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка | 2 | |
Итого баллов | 119 | |
Уровень педагогической компетентности оптимальный |
97-144 балла - уровень педагогической компетентности оптимальный
49-96 балла - достаточный
48-20 балла - критический
менее 19 баллов – недопустимый
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Целевые индикаторы и показатели программы | 2021 | 2022 | 2023 |
планируется | |||
Прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности | + | ||
Использование дистанционных технологий для повышения педагогического мастерства (заочные курсы повышения квалификации, вебинары, участие в форумах на интернет - порталах педагогических сообществ и т.д.) | + | + | + |
Прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки | + | + | + |
Участие в экспертной и инновационной деятельности | + | + | + |
Участие в профессиональных конкурсах различного уровня | + | + | + |
Педагогические чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ технологий....
Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ....
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...
«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Проект по развитию речи «Развитии речи детей старшего дошкольного возраста с использование мнемотехники»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагоги...
Конспект открытого занятия по развитию речи Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста Тема «Зимняя книга» Подготовительная группа
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста...