Проект по развитию речи «Развитии речи детей старшего дошкольного возраста с использование мнемотехники»
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, затруднены процессы запоминания, несовершенно логическое мышление. Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi_s_ispolzovaniem_mnemotehniki.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15
г.о. Тейково Ивановской области
Проект по развитию речи
«Развитии речи детей старшего
дошкольного возраста
с использование мнемотехники»
Подготовила :
Смирнова А.В.
1. Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно – игровой.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: долгосрочный.
2. Актуальность проблемы
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, затруднены процессы запоминания, несовершенно логическое мышление. Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей:
высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности;
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире; эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно - развитие речи.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
• Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
3. Цель проекта:
Развитие памяти и связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
Развивающие задачи: развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: групповой
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023 года)
Вид проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный
Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; метод «крокирования» (составление схем, чертежей, набросков, зарисовок), развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;
2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, мастер-класс для родителей, консультации для родителей по теме проекта.
3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта).
Предполагаемый результат:
Развить внимание, память, речь, коммуникативные навыки общения у старших дошкольников
Перспективный план работы педагога по проекту на 2022-2023 учебный год
Форма работы:
Сбор и анализ информации, работа с методической литературой. Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы: сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники.
Распланировать работу с детьми на новый учебный год
Сроки: Сентябрь – октябрь 2022г.
Подготовить консультации для родителей по данной теме
Сроки: Сентябрь-ноябрь 2022 г.
Создание картотеки мнемотаблиц.
Сроки: Сентябрь-октябрь 2022г.
Подготовка и проведение мастер-класса для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста».
Сроки: Декабрь 2022г.
Подготовить презентацию по теме проекта.
Сроки: Май 2023 г.
Перспективный план работы с детьми по проекту на 2022-2023 уч.г.
Сроки выполнения | Формы работы с детьми |
Сентябрь | Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу; Заучивание «Осенью» А. Плещеев. |
Октябрь | Заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке» с использованием мнемотаблицы. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» с опорой на мнемотаблицу |
Ноябрь | Заучивание стихотворения Б. Полякова «Синички» с использованием мнемотаблицы; |
Декабрь | Заучивание стихотворения «Дед Мороз» с использованием мнемотаблицы Заучивание «Песня о ёлке» С. Маршак. с использованием мнемотаблицы |
Январь | Составление описательного рассказа на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу; |
Февраль | Заучивание стихотворения И. Гуриной «Весёлый снеговик» с использованием мнемотаблицы Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» |
Март | Составление описательного рассказа на тему «Весна» с опорой на мнемотаблицу; |
Апрель | Заучивание стихотворения «Космонавт» с использованием мнемотаблицы Заучивание «Посидим в тишине» Е. Благинина с использованием мнемотаблицы |
Май | Заучивание стихотворения «День Победы – светлый праздник» с использованием мнемотаблицы Пересказ «Хотела галка пить». |
Перспективный план работы с родителями по проекту на 2022-2023 уч.г.
Формы работы | Сроки выполнения |
Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» | Октябрь 2022 |
Консультация «Что такое мнемотехника?» | Ноябрь 2022 |
Консультация «Учим ребёнка пересказывать» | Ноябрь 2022 |
Консультация «Как учить стихи с ребёнком» | Декабрь 2022 |
Мастер-класс для родителей «Мнемотаблицы своими руками» | Декабрь 2022 |
Круглый стол «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». | Февраль 2023 |
Оформление выставки детско-родительских работ, презентация проекта | Май 2023 |
Ожидаемые результаты:
- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;
- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;
- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;
- обогащение словарного запаса;
- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;
- получение родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- использование в образовательном процессе родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»
План работы используется для системной работы с детьми. На его основе планируется работа для следующей возрастной группы, опираясь на индивидуальные особенности детей....
Развитие речи детей с использованием приёмов мнемотехники
Мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей.Хорошая реч...
Проект на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К.Д. Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития пам...
занятие по развитию речи "Красна - Весна" с использованием мнемотехники
Закрепить знания детей по теме "Весна", помочь детям заучить стихотворение, ориентируясь на мнемотаблицу, закрепить характерные признаки весны; развивать связную речь.закреплять навыки рисов...
ООД по развитию речи «Здравствуй, осень» с использованием мнемотехники в подготовительной группе
ООД по развитию речи «Здравствуй, осень»с использованием мнемотехникив подготовительной группе...
Статья: "Развитие речи детей посредством использования элементов мнемотехники"
В сообщении говорится о том, что такое мнемотехника, что является целью и как можно использовать приемы мнемотехники в работе по развитию речи детей. В сообщении раскрыто какой наглядно-демонстративны...
Творческо-поисковый проект«Творческое развитие и развитие речи детей через театрализованную деятельность »
Проект для детей старшего возраста...