Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
проект по развитию речи
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi_v_st.gr_.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Обручевский детский сад»
Проект
по развитию речи
«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Разработала
воспитатель Новотаева Г.Ф
2020-2021 учебный год
Актуальность. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности;
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью мнемотаблиц.
Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
Развивающие задачи: развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: групповой
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021 года)
Вид проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный
Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций; развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;
2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Перспективный план работы педагога по проекту на 2020-2021 уч.год
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | |
Сбор и анализ информации, работа с методической литературой. Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы: сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники. | Сентябрь-октябрь 2018 г. | |
Подготовить консультации для родителей по данной теме | Сентябрь-ноябрь 2018 г. | |
Создание картотеки мнемотаблиц | Сентябрь-октябрь 2018 г. | |
Подготовка и проведение родительского собрания №2 на тему «Что такое мнемотехника», а также мастер-класса для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста». | Декабрь 2018 г. | |
Подготовить презентацию по теме проекта | Май 2019 г. |
Перспективный план работы с родителями по проекту на 2018-2019 уч.г.
Формы работы | Сроки выполнения |
Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» | Октябрь 2018 |
Консультация «Что такое мнемотехника?» | Ноябрь 2018 |
Консультация «Учим ребёнка перессказывать» | Декабрь 2018 |
Консультация «Как учить стихи с ребёнком» | Декабрь 2018 |
Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» | Январь 2019 |
Оформление выставки детско-родительских работ, презентация проекта | Май 2019 |
Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при заучивании стихов.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. В своей работе мы совместно с детьми будем создавать мнемотаблицы для заучивания стихотворений и составления описательных рассказов. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель совместно с детьми в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или стихотворению.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы ребёнок не отвлекался на яркость символических изображений. Совместно с детьми мы будем составлять мнемотаблицы по блокам «Осень» и «Зима».
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Для этого нами был разработан перспективный план, согласно которому мы с ребятами ежемесячно будем разучивать новое стихотворение (тематика стихотворений совпадала с комплексно-тематическим планированием). Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми будем беседовать по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.
Ожидаемые результаты:
- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;
- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;
- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;
- обогащение словарного запаса;
- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;
- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника для старших дошкольников и взрослых!...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...
Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...