Аналитическая справка на тематический контроль "Преемственность детского сада и школы"
материал

Вайтиева Александра Вячеславовна

Аналитическая справка на тематический контроль "Преемственность детского сада и школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля на тему:

«Преемственность детского сада и начальной школы»

     Согласно годовому плану работы ДОО на 2023-2024 учебный год, во исполнение приказа заведующего «О проведении тематического контроля на тему «Преемственность детского сада и начальной школы» от 10.11.2023 г. № 56, с целью анализа состояния работы по реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования, экспертной группой в составе заведующего и старшего воспитателя  был проведён тематический контроль в период с 13.11. 2023 г. по 29.11.2023 г.

Участники контроля: педагоги подготовительных и логопедической групп.

Использовались следующие методы контроля:

- беседы, собеседование;

-  проверка документации;

- посещение занятий;

- анализ условий РППС.

В ходе контроля осуществлялся анализ работы педагогов  по следующим направлениям: 

1.  Оценка документации педагогов

2. Оценка профессиональных умений воспитателя

3. Оценка уровня готовности детей к школе на начало учебного года

4. Оценка условий для подготовки детей к школе.

     1. «Оценка документации педагогов». Для того, чтобы выпускник был успешен на следующей социальной ступени – в роли ученика, педагогами применяются инновационные программы и технологии для создания условий в развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств. Анализ документации (календарных планов) показал, что воспитатели подготовительных групп в своей работе используют различные виды детской деятельности, различные инновационные технологии, среди которых большой популярностью пользуется проектная деятельность на различные темы, расширяющие кругозор детей об окружающем мире.  Так, в подготовительной группе «Капельки» реализуются проекты на темы «Гербарий» и «Классическая музыка в детском саду. Музыка П.И. Чайковского детям»;в подготовительной группе «Веснушки» - «По ступенькам в первый класс»; в логопедической группе «Улыбка» -«День детской дорожной безопасности», «По следам осени», «Солнечные зайчики», «Тело человека», «Загадочный ветер», «Посуда бывает разной», «Интерактивная логопедия», «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергетики», «Карнавал животных», «Знание музыки в нравственно-патриотическом восприятии дошкольников». Во всех группах реализуется проектная деятельность по теме «Финансовая грамотность», ведется работа по приобщению к культуре и традициям родного края. В подготовительных группах «Капельки» и «Веснушки» ведется работа по изучению башкирского языка, что в свою очередь облегчит детям изучение башкирского языка в школе. Планируется различная индивидуальная работа с детьми по РЭМП, обучению грамоте, развитию речи, работа в прописях, рабочих тетрадях. Однако в планах воспитателей нет совместных мероприятий со школой, совместных проектов. Единственная совместная форма работы со школой - это экскурсия в школу. В сентябре была запланирована и проведена экскурсия в МБОУ лицей г. Янаул, на которой ребятам была предоставлена возможность посидеть за партами, увидеть школьную жизнь своими глазами, понаблюдать за учебным процессом.

     Анализ планирования работы с родителями (плана родительских собраний) показал, что педагоги планируют родительские собрания на темы готовности к школе, однако не планируют приглашение учителей начальных классов на родительские собрания.

      Для изучения степени взаимодействия школ и детских садов был проведен опрос старших воспитателей и завучей школ, целью которого было выявить состояние преемственности между школами и дошкольными учреждениями г. Янаул. В опросе приняли участие 11 старших воспитателей и 8 завучей. Анализ опроса показал следующие результаты (Приложение 1):

Ответ на вопрос: «Как Вы думаете, что означает преемственность ДО и НОО в теории?»

100 % педагогов выбрали ответ: «связь и согласованность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образования, обеспечивающие успешный переход ребёнка на следующую ступень образования».

0 % - «старшее звено учитывает достижения предыдущего звена».

Ответ на вопрос: «Как Вы считаете, какое состояние преемственности ДО и НОО наблюдается в реальной практике образовательных учреждений?»

74 % (7 ст.воспитателей и 7 завучей) отметили, что состояние преемственности отвечает идеальным требованиям и отметили вариант «связь и согласованность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образования, обеспечивающие успешный переход ребёнка на следующую ступень образования».

16 % (3 ст.воспитателя) выбрали ответ: «старшее звено диктует свои требования предыдущему звену».

10 % ( 1 ст.воспитатель и 1 завуч)  выбрали ответ: «старшее звено учитывает достижения предыдущего звена».

Ответ на вопрос: «Имеете ли Вы договор о взаимодействии с ДОУ (ГОУ)?»

6 старших воспитателей  ответили –да, 5 – нет; 5 завучей ответили –да, 3 – нет. Анализируя состояние преемственности, очень важно оценить соотношение ответов на данный вопрос (лишь чуть более половины респондентов положительно ответили на него!). Это значит, что школа или детский сад не рассматриваются (или не рассматривались) в качестве важного социального партнера смежной стороной. 40% образовательных учреждений (детские сады и школы) не выполняют важной работы по обеспечению преемственных связей между дошкольным и начальным звеном. Между тем, в п. 1.6 ФГОС ДО записано, что Стандарт направлен на решение разных задач, в том числе указывается: «... обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)». Наш детский сад – не имеет договора со школой.

Ответ на вопрос: «Какова Ваша цель сотрудничества?» На данный вопрос респонденты сами формулировали ответ.

Старшие воспитатели: знать и учитывать требования школы (1), создать условия для успешной адаптации в школе (3), привести к единым требованиям ДОУ и школы(2), подготовка дошкольников к школе (1).

Завучи: подготовка детей к школе (4), совместная разработка и реализация моделей взаимодействия образовательных учреждений (1), преемственность (1). Успешная адаптация (1 ). По итогам ответов видно, что учителя и воспитатели видят одинаковые цели сотрудничества. Объединяет их общее — все стремятся к созданию условий для успешной адаптации выпускников детских садов в 1-м классе и достижения ими образовательных результатов освоения ООП НОО.

Ответ на вопрос: «Какие формы взаимодействия детского сада и школы Вы используете?»

Экскурсии- 100 % ст.воспитателей и 63 % учителей (5 школ);

Приглашение коллег на родительские собрания – 91 % ст.воспитателей (10 ДС), 63 % учителей (5 школ);

Приглашение на дни открытых дверей – 45 % ст.воспитателей (5 ДС) и 38 % учителей (3 школы);

Совместные методические мероприятия – 27 % ст.воспитателей (3 ДС) и 25 % учителей (2 школы);

Посещение открытых уроков в школе, в детском саду – 27 % ст.воспитателей (3 ДС) и 63 % учителей (5 школ);

Совместные образовательные проекты – 9 % (1 ДС)  и 50 % школ (4 школы).

Мастер-классы для воспитанников ДС – 3 школы.

Таким образом , наиболее используемыми формами являются: экскурсии для детей в школу, приглашение на дни открытых дверей, приглашение коллег на родительские собрания.

Ответ на вопрос: «Достигаете ли Вы цели взаимодействия?»

Детские сады большая часть 64% (7 ДС)  ответили – частично, 27% -да (3 ДС), 9 % ( 1 ДС) – нет.

Школы: 63 % (5 школ) –да, 25 % (2 школы) – частично, 12 % ( 1 школа) – нет. Наблюдается интересный факт: школы большая часть считают, что они достигают все цели, а детские сады большая часть-частично достигают.

Ответ на вопрос: «Знаете ли Вы нормативные документы, относящиеся к образовательной деятельности Ваших социальных партнёров?»

36 % ст.воспитателей (4 ДС) и 38 % учителей (3 школы) – не знакомы с с нормативными документами социальных партнёров.

36 % ст.воспитателей (4 ДС)  и 38 % учителей (3 школы)– знакомы с образовательными стандартами смежной стороны;

26% ст.воспиталей ( 3 ДС) и 24 % учителей  (2 школы)— знакомы с образовательной программой.

 С образовательной программой смежных сторон знаком очень маленький % детских садов и школ, что говорит о не возможности соблюдения преемственности.

Ответ на вопрос: «Какие Вы видите проблемы в организации взаимодействия детских садов и школ с целью обеспечения преемственности ДО и НОО?»

На данный вопрос респонденты сами формулировали ответ.

Нехватка времени-37% педагогов

Загруженность педагогов -16 %

Нет проблем – 25 % (4 учителя и 1 ст.воспитатель)

Завышенные требования к готовности ребенка  к школьному обучению (лицей и гимназия) – 5 % ( 1 ст.воспитатель)

Нет преемственности между школой и ДС – 5% (1 ст.воспитатель)

Не привлекать дошкольников в школьную жизнь – 5% ( 1 ст.воспиталеь)

Воздержались от ответа 7 % ( 1 ст.воспитатель)

Выводы по результатам анкетирования:

1. Администрации образовательных учреждений  понимают важность взаимодействия с целью обеспечения преемственных связей, верно определяют понятие «Преемственность дошкольного и начального общего образования» .

2. Больше половины опрошенных отмечают, что состояние преемственности отвечает идеальным требованиям и отметили вариант «связь и согласованность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образования, обеспечивающие успешный переход ребёнка на следующую ступень образования», однако по остальным вопросам наблюдаются противоречия к данному суждению.

3. Примерно 40% образовательных учреждений договор о взаимодействии не имеют. Тем не менее, многие образовательные учреждения из данной группы проводят разовые совместные мероприятия для воспитанников детских садов и их родителей.

4. Информированность образовательных учреждений в вопросе знания нормативных документов смежной стороны (ФГОС, образовательные программы) не высокая. Скорее всего, именно эта причина является основной, когда воспитатели и учителя школ считают, что на законодательном уровне преемственность не прописана.

5. При формулировке проблем, которые возникают в организации взаимодействия, очень высока доля ответов нехватки времени и загруженности педагогов, что мешает полноценно осуществлять преемственность образовательных учреждений.

Опросник для родителей (Приложение 2). В опросе приняли участие 44 родителя. Анализ опроса показал следующие результаты:

1. В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе 

Около 59-55 % (26-20 человек) выбрали: умение читать и писать, умение считать;умение общаться со сверстниками и взрослыми;ответственность и самостоятельность;интерес к знаниям, процессу их получения ;

30% (12-13 человек)-  способность  логично рассуждать, способность  координации; здоровье, физическая выносливость;

11%- (5 человек) - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных  навыков;

 2. Какую помощь при подготовке к школе,  по Вашему мнению,   может оказать ребёнку детский сад?

 читать и писать, считать  (18 родителей)

Общение со сверстниками в коллективе – 6 родителей

 получать знания – 5 родителей

Знать буквы и цифры – 5 родителей

Подготовить к школе – 4 родителей

Дисциплине – 3 родителей

Адаптация к внешнему миру, социальная адаптация – 2 родителей

Воспитание, воспитанность – 2 родителя

Развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха – 1 родитель

Усидчивости – 1 родитель

Научить размышлять- 1 родитель

Занятия – 1 родитель

Дополнительные кружки- 1 родитель

общительность, физическое и психическое развитие- 1 родитель

Грамотность – 1 родитель

3. В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе? 

Моральная поддержка – 10 родителей

Учить слушать учителя, быть усидчивым, дисциплине, умение сдерживать себя – 5 родителей

Учить читать, считать, писать – 4 родителя

Подготовить к школе – 3 родителя

Помощь во всем- 3 родителя

Дать знания – 3 родителя

Сплоченно работать с воспитателями, помогать им – 3 родителя

Говорить о школе, вызвать интерес к школе – 3 родителя

Приобретать учебный материал, обеспечить всем, что требует школа – 2 родителя

Помогать в получении информации – 2 родителя

Выполнять домашние задания – 2 родителя

Водить на занятия по подготовке- 2 родителя

Заниматься с ребенком дома – 2 родителя

Закреплять навыки, усвоенные в ДС – 1 родитель

Воспитывать здорового человека – 1 родитель

Общаться с ребенком – 1 родитель

Содействовать в умственном и физическом развитии – 1 родитель

Психологическая и грамматическая подготовка – 1 родитель

Помощь в социализации  1 родитель

Воспитывать уважение и доброту к другим людям – 1 родитель

Быть самостоятельным – 1 родитель

Логически рассуждать – 1 родитель

Не знает что ответить – 1 родитель

 Привел, одел, обул – 1 родитель

4. Считаете ли   Вы   необходимым   ребенку   посещать подготовительные курсы  перед школой?  

41 родитель – да, 3 родителя – нет.

5. Рассказываете Вы ребёнку о школе:   

37- да

7 - иногда

6. Какие   игры   предпочитает   ребёнок

31 родитель – подвижные

14-коллективные

14 – индивидуальные

12 – настольные

7.  Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? 

40 – да

3 – нет

1 –им нет еще 5 лет

Вывод: родители имеют четкое представление о значимости подготовки детей к школе, о роли детского сада и семьи в подготовке к школе, о помощи ребенку успешно и безболезненно адаптироваться к школе.

     2. Оценка профессиональных умений педагогов осуществлялась  на основе анализа занятий в подготовительных и логопедической группах по развитию речи (ЧХЛ и обучение грамоте) и РЭМП. Анализ занятий показал, что педагоги ведут активную и систематическую работу с детьми по реализации образовательной программы в соответствии с возрастными особенностями, используют различные формы, методы и средства, позволяющие более эффективно освоить информацию. Дети многое знают и умеют в пределах своего возраста. По результатам посещения занятий, можно сделать вывод, что работа по подготовке детей к школе ведется систематически и на достаточно хорошем уровне.

  3. Оценка уровня готовности детей к школе на начало учебного года. В начале учебного года педагогом-психологом была проведена психологическая диагностика детей 3 подготовительных групп на предмет готовности к школе (первичная диагностика). Всего было обследовано 41 ребенок. Из нах 22 % (9 человек) имеют высокий уровень, 61 % (25 детей)- средний уровень, 17 % ( 7 человек) – низкий уровень. На основе анализа результатов, педагог-психолог порекомендовала воспитателям подготовительных групп поработать в течение года над следующими трудностями: ориентация в пространстве и в собственном теле (право-лево); общие представления (не все знают свое ФИО, возраст, ФИО родителей, их место работы, свой домашний адрес), количественный счет (затрудняются в обратном счете с 10 до 1), недостаточные временные представления (времена года, их признаки, месяцы, время суток, дни недели), не достаточно развито логическое мышление (умение обобщать, выделять главное, умение классифицировать, обратить внимание на произношение слова Мебель (Небель)), недостаточно развито зрительное внимание (задание «лабиринт» не видят дорожку, перескакивают), находить сходства и отличия.

Вывод: все эти задания включены в программное содержание подготовительного возраста, и они будут доработаны в течение года. Надеемся на высокий результат в конце учебного года.

4. Оценка условий для подготовки детей к школе. В подготовительных и логопедической группе были проанализированы наличие демонстрационного и раздаточного материала для занятий по РЭМП, развитию речи, обучению грамоте. Анализ показал: в группах имеются картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, цветовые сигналы для звукового анализа слов, материалы для звукового анализа слов, светофоры для определения места звука в слове, дидактические игры, книги для чтения, буквари, тетради с ручками, прописи, рабочие тетради, детские журналы, энциклопедии, тематические альбомы, портреты писателей, поэтов, крупные плоскостные изображения, крупные модели геометрических фигур, крупные карточки с цифрами и знаками, магнитные доски, наборное полотно, измерительные приборы, мелкие плоскостные изображения, наборы геометрических фигур в пеналах, мелкие карточки с цифрами и знаками, счетные палочки, перфокарты, детские наборные полотна многое другое. Но во всех группах нет кассы букв, мелких игрушек (в Капельках только матрешки), в Улыбке и Веснушках нет схем анализа предложений, в Капельках нет наборного полотна, в Веснушках нет светофоров для определения звуков в слове.

     Заключение

 Таким образом, можно сделать общий вывод: что на каждой ступени образования ведется систематическая работа по освоению образовательной программы в полном объеме с использованием различных инновационных технологий. Преемственность детского сада и школы осуществляется частично, и для достижения целей преемственности детского сада и школы есть еще над чем поработать:

     

1. Заключить договора со школой. Разнообразить формы взаимодействия детского сада и школы: планировать совместные проекты, совместные методические мероприятия, мастер-классы учителей для воспитанников, посещение родительских собраний в подготовительных группах учителями, посещение открытых уроков учителями и воспитателями, поддерживать связь с учителями начальных классов наших выпускников во время адаптации к школе, взаимное приглашение коллег на Дни открытых дверей и т.п.

Ответственный: старший воспитатель. Сроки 2023-2024 учебный год.

3. Продолжать работу по просвещению родителей в вопросах готовности детей  к школе.

Ответственные: воспитатели. Сроки: постоянно.

4. Продолжать работу с детьми по подготовке детей к школе.

Ответственные: воспитатели. Сроки: постоянно.

5.Обогатить РППС всеми необходимыми демонстрационными и раздаточными материалами во всех группах детского сада.

Ответственные: воспитатели групп. Сроки: до 10.12.2023 года.

Ст.воспитатель     ______________________                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по тематическому контролю "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ".

Тематический контроль "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ"...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей подготовительной к школе речевой группы № 7 МАОУ СШ №148 СП « Детский сад»

Как родители оценивают роль воспитателя  в развитии ребенка это один из показателей профессионализма педагога....

Аналитическая справка по тематическому контролю «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Аналитические справки по контролю иногда вызывают затруднения в написании, отнимают большое количество времени. В помощь старшим воспитателям (методистам) материал, разработанный мной....

Аналитическая справка по тематической проверке в МБДОУ ДС № 1 СП «Радуга» по теме «Организация работы педагогов с детьми и родителями по реализации материалов проектов»

Цель: оценить знания и умения педагогов при составлении и реализации метода проектов, наметить пути дальнейшей работы по теме.Тематическая проверка проводилась в рамках задачи на 2014 – 2015 уче...

Аналитическая справка по тематическому контролю в МБДОУ ДС № 1 СП «Радуга» по теме «Организация и эффективность работы по развитию связной речи у детей в режиме ДОУ»

Цель: оценить воспитательно-образовательную и развивающую работу с детьми по совершенствованию связной речи; наметить пути дальнейшей работы по теме.Тематическая проверка проводилась в рамках задачи н...

Аналитическая справка, рейтинг педагога в детском саду по мнению родителей

Итоговый лист анкеты "Удовлетворенность родителей" и выводы....

Аналитическая справка по тематическому контролю "РППС ДОО"

Аналитическая справка по тематическому контролю " РППС ДОО"...