Сетевая пилотная площадка «Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста»
материал

Солянник Анна Викторовна

Здоровье человека – это одна из главных ценностей жизни. Формирование культуры здоровья, как части общей культуры общества - осознание ценности здоровья, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды должно начинаться с ранних лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл setevaya_pilotnaya_ploshchadka.docx62.99 КБ

Предварительный просмотр:

(ООО «Русское слово – учебник»)

Юр. адрес: ул. Мосфильмовская, д. 17Б, эт/пом/ком 3/I/14,

Москва, 119330.

Почт. адрес: Овчинниковская наб., д.20, стр.2, Москва, 115035.

E-mail: ; http://русское-слово.рф

ОКПО 29495732, ОГРН 1107746434377

Тел./факс: (495) 969-24-54 многоканальный.

Коммерческий отдел: (499) 689-01-65 многоканальный.

Отдел реализации: (499) 689-02-65 многоканальный.

E-mail:
ИНН/КПП 7729656731/772901001

Сетевая пилотная площадка
«Педагогические условия позитивной социализации

детей раннего и дошкольного возраста»

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия

детей и взрослых.

Актуальность:

Здоровье человека – это одна из главных ценностей жизни. Формирование культуры здоровья, как части общей культуры общества - осознание ценности здоровья, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды должно начинаться с ранних лет. Статистические исследования в области здравоохранения уже давно показывают, что снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста приобретает стойкие тенденции. Резкое снижение двигательной активности (гиподинамия), значительная образовательная нагрузка, которая предъявляется к ребёнку-дошкольнику (зрительная, умственная, эмоциональная), отсутствие учёта возрастных и индивидуальных особенностей, всё это в итоге приводит к снижению здоровья детей дошкольного возраста. Взрослые – педагоги и родители несут ответственность за сохранение здоровья ребёнка и воспитание в ребёнке ответственного отношения к своему здоровью и осознанного выполнения им элементарных правил здоровьсбережения. Здоровый образ жизни станет осознанной необходимостью в жизни ребёнка, только в том случае, если взрослые, которые окружают его сами являются ярким примером здорового образа жизни и создают условия здоровьесберегающего режима как в детском саду, так и в семье.

Проблемное поле:

Двигательная активность и физические нагрузки являются биологической потребностью человека и необходимым условием для нормального роста и созревания ребёнка. Исследователи отмечают в последние десятилетия резкое снижение двигательной активности человека в 100 и более раз. Недостаток движения современного человека можно объяснить рядом факторов: комфортные условия жизни (автомобиль, лифт), замена активных досуговых форм (подвижные игры, походы, спортивные состязания) на малоподвижные формы (компьютерные игры, просмотр мультфильмов, социальные сети). Недостаточный уровень двигательной нагрузки (гиподинамия) особенно неблагоприятно влияет на физиологические системы растущего организма: опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, нервную. Отмечается также снижение иммунитета организма и высокая подверженность стрессовым реакциям.

Необходимо активное и систематическое использование физкультурно-оздоровительных технологий в условиях ДОО и в семье, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие его физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Цель:

создание условий для полноценного развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, приобщения к здоровому образу жизни и формирования осознанного отношения к своему здоровью в результате социального взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для полноценного развития и сохранения здоровья детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах здоровьясбережения и использования в образовательном процессе различных оздоровительных технологий.
  3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законным представителей) в вопросах организации здоровьесберегающего режима в условиях семьи.

Ожидаемые результаты:

разработка модели социально-педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательнойорганизации в вопросах здоровьясбережения и формирования ЗОЖ;

разработка системы мероприятий по формированию ЗОЖ у всех участников образовательных отношений (педагоги – дети- родители): организация совместных туристических походов, спортивных соревнований и малых олимпиад, проведение фестиваля дворовых подвижных игр и игр-квестов, разработка и создание в семьях воспитанников физкультурных уголков;

создание на базе дошкольной организации кружковой работы и дополнительных услуг физкультурно-оздоровительной направленности: «Танцуем и двигаемся с настроением!», «Мы – туристы!», «Играем в бадминтон», «Академия мяча» и др.;

распространение опыта создания модели социально-педагогического партнёрства в вопросах формирования культуры ЗОЖ.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Формирование культуры безопасности как условие и результат позитивной социализации дошкольников

Актуальность. Базовое условие позитивной социализации ребенка – обеспечение его безопасности, удовлетворение потребности в безопасности средствами педагогической поддержки и педагогической защиты. Цель позитивной социализации – воспитание целостного человека культуры – свободной, гуманной, духовной, творческой и адаптивной личности, личности безопасного типа, способной позаботиться о собственной безопасности, безопасности других людей и природы. Таким образом, формирование у ребенка культуры безопасности как фактор обеспечения удовлетворения растущей потребности в самостоятельности необходимыми умениями, опытом, компетенциями является еще одним условием позитивной социализации.

Культура безопасности ребенка является освоенной им частью культуры безопасности общества, отражает совокупность изменений во всех сферах личности (мировоззрение, сознание, самосознание, эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру и самому себе, мышление, культура саморазвития) как результат приобщения к культуре безопасности. Формирование культуры безопасности дошкольников – одно из наименее разработанных направлений образовательной деятельности ДОО. Определение подходов к решению задач обучения в области безопасности детей дошкольного возраста на современном этапе связано с раскрытием роли механизмов социализации и индивидуализации в приобщении детей к культуре безопасности.

Формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Стратегия комплексной безопасности детей на период до 2027 года) тесно связано со стратегическими национальными приоритетами государства, обозначенным в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»: сбережение народа и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики, безопасного информационного пространства. Отдельной строкой в документах федерального уровня обозначена задача формирования культуры безопасного образа жизни детей дошкольного возраста (План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года). Эффективная работа в данном направлении предполагает создание современной модели формирования у обучающихся культуры безопасного образа жизни (государственная программа Российской Федерации «Развитие образования до 2020 года»).

Проблемное поле. На протяжении 30 лет в ДОО осуществляется обучение в области безопасности жизнедеятельности, построенное по аналогии с подходами, представленными в среднем и основном общем образовании. Они предполагают ознакомление детей с различными категориями опасных ситуаций, многочисленными правилами, основаны на знаниевом подходе, проведении отдельных мероприятий. Такая практика приводит к потере детьми чувства безопасности, нервным расстройствам, не вооружает дошкольников представлениями о том, как необходимо безопасно действовать в повседневной жизни, не способствует формированию необходимого опыта, полезных привычек, ценностного отношения к безопасности.

Для преодоления существующих проблем, обеспечения реализация высокого потенциала дошкольного возраста в освоении ценностей, норм, опыта и представлений в сфере безопасности, необходимо разработать альтернативный подход к поддержке становления у детей культуры безопасности с учетом возможностей всех образовательных областей и направлений воспитания, институтов социализации. Также необходимо учитывать вызовы современности – изменение основных агентов социализации, возникновение новых угроз развитию и здоровью дошкольников, общее ухудшение состояния здоровья и показателей адаптивности детей.

Цель: создание в ДОО условий для формирования у детей дошкольного возраста базовой культуры безопасности как основы полноценного развития различных форм их личностной активности, самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способности безопасно действовать в повседневной жизни, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.

Задачи:

  1. Создание в ДОО безопасной образовательной среды (с учетом требований к обеспечению физической, психологической и информационной безопасности дошкольников) как условие позитивной социализации детей, их личностного развития.
  2. Апробация методических материалов для организации образовательной деятельности, нацеленной на формирование у детей культуры безопасности, оценки ее результативности.
  3. Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах обеспечения безопасности детей и формирования у них культуры безопасности, собственной культуры безопасности педагогов.
  4. Развитие компетентности родителей (законным представителей) в вопросах обеспечения безопасности детей и формирования у них культуры безопасности, культуры безопасности представителей семей дошкольников.
  5. Проектирование моделей взаимодействия семьи и ДОО по формированию у детей культуры безопасности.

Ожидаемые результаты:

  • повышение безопасности образовательной среды ДОО, разработка чек-листов «Безопасность в ДОО»;
  • разработка педагогами авторских методических и дидактических материалов;
  • повышение уровня сформированности культуры безопасности у детей дошкольного возраста;
  • повышение уровня компетентности взрослых участников образовательных отношений в вопросах обеспечения безопасности детей и формирования у них культуры безопасности;
  • построение эффективных моделей взаимодействия семьи и ДОО по формированию у детей культуры безопасности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП

Доклад из опыта работына тему: «Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП». В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленны...

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...

Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....

Инновационная площадка «Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста»

Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия детей и взрослых....

Сетевая пилотная площадка «Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста»

Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия детей и взрослых.Актуальность:Здоровье человека – это одна из главных ценностей жизни. Формирование культуры здоров...