Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
статья
Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_uspeshnogo_razvitiya_rechi_detey_v_usloviyah_realizatsii_fgos_do.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия успешного развития речи детей
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития.
Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения
к жизни те процессы…, которые сейчас
лежат в зоне ближайшего развития»
Л. С. Выготский
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы, в том числе и по речевому развитию дошкольников.
Все вы знаете, что в ФГОС ДО «Речевое развитие» неслучайно выделено в отдельную образовательную область.
Проблема развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике воспитателя, поскольку речь является средством общения, служит средством интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную и созидательную функции.
Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» согласно образовательному стандарту направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагога, занимающихся развитием коммуникативных качеств дошкольников.
Сейчас перед педагогами дошкольных организаций стоит непростая задача - организовать воспитательный процесс детей в соответствии с ФГОС ДО, и чтобы он обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Находясь в современном обществе важно, чтобы ребенок мог активно мыслить, умел делать выводы, доказывать, обладать активной речью, а также овладеть определенными знаниями и умениями находить выход из любой ситуации.
Факторы успешного речевого развития ребёнка:
- эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;
- создание условий для общения с другими детьми;
- совместные игры взрослого и ребёнка;
- удовлетворение любознательности ребёнка;
- правильная речь взрослого;
- развитие мелкой моторики рук;
- чтение художественной литературы.
Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой.
Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи.
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности.
Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности
В основном, в дошкольных учреждениях в работе педагогов по развитию речи детей преобладают традиционные подходы.
Вспомним, что включают в себя методы: наглядные (организация наблюдения, демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д.; просмотров видеофильмов), словесные (речевой образец, повтор, вопрос), игровые (дидактические игры- упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и другие виды игр с речевым содержанием), косвенные (подсказка, совет, исправление, реплика, замечание).
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает поиск новых технологий и требует использования новых современных методов и форм.
Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Использование современных педагогических технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Практика показывает, что использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний. Технологии сочетают в себе прогрессивные креативные технологии и традиционные классические методы и приемы, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Право выбора всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями полученной информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самостоятельно добывать информацию и приобретать опыт активного речевого общения, как
И в завершении предлагаю вам послушать притчу «Иди вперёд!» (книга «Притчи человечества», составитель Б.В. Лавский), которая, возможно, поможет вам не только в вашей работе, но и в жизни в целом.
«Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:
Иди вперёд, иди вперёд!
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева (Небольшое дерево, растущее в лиственных лесах востока тропической Азии и на Цейлоне; вид рода Птерокарпус семейства Бобовые). Это дерево ценится за насыщенный красный цвет его древесины.. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом - алмазы и, наконец, приобрёл огромные богатства».
Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормальных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины.
«Речь - является выражением
наших мыслей, чувств и желаний…
Она, как ничто другое, доказывает,
что в жизни человека является силой»
Макс Дессуар
(немецкий психолог)
Список литературы:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155.
- Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2015. – С. 25-30.
- Современные подходы к развитию речи детей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: методическое пособие / сост. В.Л.Сиротина. – Челябинск, 2014. – 40 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...
«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»
laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка"
Дано теоретическое обоснование темы и практические материалы...
Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Основные условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ...
Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, тулов...
Взаимодействие инструктора по физ.культуре с учителем-логопедом как условие успешного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует построению эффективной работы по преодолению речевых нарушений....