Сетевая пилотная площадка «Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста»
материал
Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия детей и взрослых.
Актуальность:
Здоровье человека – это одна из главных ценностей жизни. Формирование культуры здоровья, как части общей культуры общества - осознание ценности здоровья, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды должно начинаться с ранних лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploshchadka._mayer._napravleniya_raboty_ploshchadki_s_tselyami_i_rezultatami_1.docx | 74.15 КБ |
Предварительный просмотр:
(ООО «Русское слово – учебник»)
Юр. адрес: ул. Мосфильмовская, д. 17Б, эт/пом/ком 3/I/14, Москва, 119330. Почт. адрес: : 115114, Шлюзовая набережная, д 8. стр 1 E-mail: class="c9">; http://русское-слово.рф ОКПО 29495732, ОГРН 1107746434377 | Тел./факс: (495) 969-24-54 многоканальный. Коммерческий отдел: (499) 689-01-65 многоканальный. Отдел реализации: (499) 689-02-65 многоканальный. E-mail: |
Сетевая пилотная площадка
«Педагогические условия позитивной социализации
детей раннего и дошкольного возраста»
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Организация совместной деятельности детей как условие их позитивной социализации.
Актуальность направления:
В современном дошкольном образовании происходят значительные изменения, коснулись они и образовательного процесса в детском саду: воспитатели решают образовательные задачи в совместной партнёрской деятельности с детьми и создают условия для свободной самостоятельной деятельности детей и общения ребёнка с другими детьми. Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками, как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Совместная деятельность объединяет участников общим делом. Взаимодействуя с другими людьми, ребёнок дошкольного возраста приобретает навыки общения, учится отстаивать свое мнение, совместно обсуждать варианты решения задач и принимать общие решения, вести конструктивный диалог и общаться. Поэтому так важно показать детям образцы ведения диалога, научить их общению и совместной деятельности.
Совместная деятельность в детском саду реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную, музыкально-художественную, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно. В ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности. Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готов к импровизации, к встречной активности ребёнка.
Проблемное поле:
Современные дети сегодня реже свободно играют и общаются со сверстниками, особенно в условиях больших городов. Серьёзную проблему вызывает то, что сюжетно-ролевая игра у старших дошкольников не достигает наивысшего уровня развития, она «уходит» из жизни дошкольников, и одной из причин является отсутствие разновозрастных детских сообществ. В результате страдает развитие детей в целом, их самостоятельности и инициативности, произвольности, воображения. Поэтому очень важным является сохранение условий в детском саду, в которых ребёнок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми, проявляет инициативу, учится выстраивать отношения с людьми.
Взрослый, который находится рядом с ребёнком дошкольного возраста, родитель или педагог, должен помнить о том, что решать и всё делать за ребёнка НЕ НУЖНО. А нужно дать возможность ребёнку самому проявить самостоятельность и инициативу. Во взаимодействии взрослого и ребёнка, действия и активность взрослого не должны преобладать. Важно сделать паузу и предоставить детям возможность высказаться, выразить своё мнение, предложить варианты решения задания, обсудить с партнёром действия каждого. Ошибки, неверные ответы и решения – это полезный и необходимый опыт для ребёнка.
Цель:
Определение условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим видам деятельности.
Задачи:
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах организации совместной деятельности с детьми.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законным представителей) в вопросах организации совместной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты:
- Разработка модели «Организация совместной деятельности детей»: ребёнок-педагог, ребёнок-сверстник, ребёнок-младшие дети и старшие дети, ребёнок-родители.
- Разработка различных вариантов организации совместной деятельности взрослых и детей и сотрудничества ребёнка с другими детьми (сценарии мероприятий, коллективных игр, волонтёрская деятельность, проектная деятельность, проведение социальных акций и др.).
- Распространение опыта по организации совместной деятельности детей, способствующей их позитивной социализации и индивидуализации, развития личности (разработки, видеоролики, статьи, мероприятия).
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия
детей и взрослых.
Актуальность:
Здоровье человека – это одна из главных ценностей жизни. Формирование культуры здоровья, как части общей культуры общества - осознание ценности здоровья, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды должно начинаться с ранних лет. Статистические исследования в области здравоохранения уже давно показывают, что снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста приобретает стойкие тенденции. Резкое снижение двигательной активности (гиподинамия), значительная образовательная нагрузка, которая предъявляется к ребёнку-дошкольнику (зрительная, умственная, эмоциональная), отсутствие учёта возрастных и индивидуальных особенностей, всё это в итоге приводит к снижению здоровья детей дошкольного возраста. Взрослые – педагоги и родители несут ответственность за сохранение здоровья ребёнка и воспитание в ребёнке ответственного отношения к своему здоровью и осознанного выполнения им элементарных правил здоровьсбережения. Здоровый образ жизни станет осознанной необходимостью в жизни ребёнка, только в том случае, если взрослые, которые окружают его сами являются ярким примером здорового образа жизни и создают условия здоровьесберегающего режима как в детском саду, так и в семье.
Проблемное поле:
Двигательная активность и физические нагрузки являются биологической потребностью человека и необходимым условием для нормального роста и созревания ребёнка. Исследователи отмечают в последние десятилетия резкое снижение двигательной активности человека в 100 и более раз. Недостаток движения современного человека можно объяснить рядом факторов: комфортные условия жизни (автомобиль, лифт), замена активных досуговых форм (подвижные игры, походы, спортивные состязания) на малоподвижные формы (компьютерные игры, просмотр мультфильмов, социальные сети). Недостаточный уровень двигательной нагрузки (гиподинамия) особенно неблагоприятно влияет на физиологические системы растущего организма: опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, нервную. Отмечается также снижение иммунитета организма и высокая подверженность стрессовым реакциям.
Необходимо активное и систематическое использование физкультурно-оздоровительных технологий в условиях ДОО и в семье, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие его физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Цель:
создание условий для полноценного развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, приобщения к здоровому образу жизни и формирования осознанного отношения к своему здоровью в результате социального взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
- Создание благоприятных условий для полноценного развития и сохранения здоровья детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах здоровьясбережения и использования в образовательном процессе различных оздоровительных технологий.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законным представителей) в вопросах организации здоровьесберегающего режима в условиях семьи.
Ожидаемые результаты:
разработка модели социально-педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательнойорганизации в вопросах здоровьясбережения и формирования ЗОЖ;
разработка системы мероприятий по формированию ЗОЖ у всех участников образовательных отношений (педагоги – дети- родители): организация совместных туристических походов, спортивных соревнований и малых олимпиад, проведение фестиваля дворовых подвижных игр и игр-квестов, разработка и создание в семьях воспитанников физкультурных уголков;
создание на базе дошкольной организации кружковой работы и дополнительных услуг физкультурно-оздоровительной направленности: «Танцуем и двигаемся с настроением!», «Мы – туристы!», «Играем в бадминтон», «Академия мяча» и др.;
распространение опыта создания модели социально-педагогического партнёрства в вопросах формирования культуры ЗОЖ.
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Создание игрового пространства для социализации и личностного развития ребёнка.
Актуальность:
Развивающее пространство детского сада играет важную роль для позитивной социализации детей дошкольного возраста. Создание стимулирующего пространства для общения, совместной и самостоятельной деятельности детей, для проявления их активности, индивидуальных предпочтений и интересов, Игра как главная форма проявления инициативности и самостоятельности позволяет детям почувствовать и увидеть результаты своей активности и воплощение своего замысла.
Игра как ведущая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей, происходит апробирование социальных ролей, и реализация возможности детей делать собственный выбор.
При проектировании игрового пространства ведущая роль отводится взрослому-педагогу, который выступает и как организатор пространства и как партнёр детей в игровой деятельности. Для организации игрового пространства используются общие принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО с учётом насыщенности, вариативности, трансформируемости, полифункциональности, безопасности, доступности, а также учитываются:
- мобильное и подвижное зонирование пространства;
- наличие как обычных, так и неординарных предметов, предметов заместителей;
- статичность и динамичность пространства;
- психологический комфорт детей и взрослых;
- учет гендерных и возрастных особенностей детей.
Одним из основных условий при организации различных игровых развивающих пространств детского сада является возможность для их изменения с учётом интересов и предпочтений детей, возможности для их самореализации. Всё это необходимые составляющие развивающего пространства современного детского сада.
Проблемное поле:
Одной из проблем при организации пространства в ДОО является сохранение и доминирование традиционного подхода к организации пространства, однонаправленность (однотипность) материалов и стихийность в подборе игрового оборудования, зачастую их избыточное количество.
Сегодня всё ещё наблюдается в детских садах традиционное жесткое зонирование пространства и статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к её освоению и развитию игровой деятельности. Непродуманная и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, дезорганизует детей, приводит к снижению эффективности взаимодействия детей друг с другом, формальному подходу к организации развивающей среды. Необходима разработка интерактивного стимулирующего пространства в ДОО для организации различных видов детской деятельности, пространство способное к трансформации, наличие интересных детям вариативных и полифункциональных материалов. Необходимо также учитывать современные вызовы – активное использование мультимедийных ресурсов, дистанционные формы взаимодействия с семьями воспитанников и многое другое. Необходимо решать, как разумно использовать многочисленные варианты электронной среды в условиях детского сада.
Цель:
создание комфортного развивающего игрового пространства для общения детей друг с другом, для совместной деятельности, для реализации их творческого потенциала, для полноценного проживания возрастного этапа и позитивной социализации дошкольников.
Задачи:
- Создание в группах ДОО развивающего игрового пространства с учётом современных требований, открывающее возможности для позитивной социализации детей, их личностного развития и обогащения различных видов детской деятельности.
- Апробирование различного игрового материала для совместной деятельности детей, проявлению их инициативы, самостоятельности, способности к принятию решений и реализации права выбора.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей социализации детей.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законным представителей) в вопросах подбора игрового материала и создания условий для игры.
- Привлечение внимания к детской игре.
Ожидаемые результаты:
- разработка модели «Игровое интерактивное пространство детского сада» с использованием пространствообразующих материалов;
- разработка вариантов игровых пространств в дополнительных помещениях ДОО с учётом интересов и потребностей детей.
- разработка и реализация в детском саду различных проектов, например, «Адаптационное пространство для малышей», «Лучший уголок уединения в группе», «Экспериментариум в группе и на участке детского сада»; «Лучший сенсомоторный уголок», «Двигательный холл», «Сенсорный холл» и др.;
- создание мини-музеев, например, «Игрушки наших родителей (бабушек и дедушек)» и др.;
- разработка «Электронной игротеки» на сайте ДОО.
ЧЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Формирование культуры безопасности как условие и результат позитивной социализации дошкольников
Актуальность. Базовое условие позитивной социализации ребенка – обеспечение его безопасности, удовлетворение потребности в безопасности средствами педагогической поддержки и педагогической защиты. Цель позитивной социализации – воспитание целостного человека культуры – свободной, гуманной, духовной, творческой и адаптивной личности, личности безопасного типа, способной позаботиться о собственной безопасности, безопасности других людей и природы. Таким образом, формирование у ребенка культуры безопасности как фактор обеспечения удовлетворения растущей потребности в самостоятельности необходимыми умениями, опытом, компетенциями является еще одним условием позитивной социализации.
Культура безопасности ребенка является освоенной им частью культуры безопасности общества, отражает совокупность изменений во всех сферах личности (мировоззрение, сознание, самосознание, эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру и самому себе, мышление, культура саморазвития) как результат приобщения к культуре безопасности. Формирование культуры безопасности дошкольников – одно из наименее разработанных направлений образовательной деятельности ДОО. Определение подходов к решению задач обучения в области безопасности детей дошкольного возраста на современном этапе связано с раскрытием роли механизмов социализации и индивидуализации в приобщении детей к культуре безопасности.
Формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Стратегия комплексной безопасности детей на период до 2027 года) тесно связано со стратегическими национальными приоритетами государства, обозначенным в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»: сбережение народа и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики, безопасного информационного пространства. Отдельной строкой в документах федерального уровня обозначена задача формирования культуры безопасного образа жизни детей дошкольного возраста (План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года). Эффективная работа в данном направлении предполагает создание современной модели формирования у обучающихся культуры безопасного образа жизни (государственная программа Российской Федерации «Развитие образования до 2020 года»).
Проблемное поле. На протяжении 30 лет в ДОО осуществляется обучение в области безопасности жизнедеятельности, построенное по аналогии с подходами, представленными в среднем и основном общем образовании. Они предполагают ознакомление детей с различными категориями опасных ситуаций, многочисленными правилами, основаны на знаниевом подходе, проведении отдельных мероприятий. Такая практика приводит к потере детьми чувства безопасности, нервным расстройствам, не вооружает дошкольников представлениями о том, как необходимо безопасно действовать в повседневной жизни, не способствует формированию необходимого опыта, полезных привычек, ценностного отношения к безопасности.
Для преодоления существующих проблем, обеспечения реализация высокого потенциала дошкольного возраста в освоении ценностей, норм, опыта и представлений в сфере безопасности, необходимо разработать альтернативный подход к поддержке становления у детей культуры безопасности с учетом возможностей всех образовательных областей и направлений воспитания, институтов социализации. Также необходимо учитывать вызовы современности – изменение основных агентов социализации, возникновение новых угроз развитию и здоровью дошкольников, общее ухудшение состояния здоровья и показателей адаптивности детей.
Цель: создание в ДОО условий для формирования у детей дошкольного возраста базовой культуры безопасности как основы полноценного развития различных форм их личностной активности, самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способности безопасно действовать в повседневной жизни, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи:
- Создание в ДОО безопасной образовательной среды (с учетом требований к обеспечению физической, психологической и информационной безопасности дошкольников) как условие позитивной социализации детей, их личностного развития.
- Апробация методических материалов для организации образовательной деятельности, нацеленной на формирование у детей культуры безопасности, оценки ее результативности.
- Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах обеспечения безопасности детей и формирования у них культуры безопасности, собственной культуры безопасности педагогов.
- Развитие компетентности родителей (законным представителей) в вопросах обеспечения безопасности детей и формирования у них культуры безопасности, культуры безопасности представителей семей дошкольников.
- Проектирование моделей взаимодействия семьи и ДОО по формированию у детей культуры безопасности.
Ожидаемые результаты:
- повышение безопасности образовательной среды ДОО, разработка чек-листов «Безопасность в ДОО»;
- разработка педагогами авторских методических и дидактических материалов;
- повышение уровня сформированности культуры безопасности у детей дошкольного возраста;
- повышение уровня компетентности взрослых участников образовательных отношений в вопросах обеспечения безопасности детей и формирования у них культуры безопасности;
- построение эффективных моделей взаимодействия семьи и ДОО по формированию у детей культуры безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП
Доклад из опыта работына тему: «Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП». В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленны...
Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....
Инновационная площадка «Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста»
Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия детей и взрослых....