Выступление для педагогов «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия (старшая группа)
Выступление для педагогов
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Цель: -Обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах;
- Реализация полученных знаний по формированию чувств патриотизма в разных образовательных областях;
- Развивать познавательный интерес в педагогическом коллективе по данной проблеме;
Подготовительная работа к семинару - практикуму :
-Изучить литературу по данному вопросу;
-Подготовить индивидуальные приглашения на семинар- практикум для педагогов;
-Подготовить теоретический и практический материал для обоснования темы.
-Составить презентацию по данной теме.
План:
1. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в современной системе (Теоретическая часть)
2. Делова игра «Педагогический экспресс» (Практическая часть)
3. Консультация для педагогов : «Поиск эффективных форм и методов работы в области патриотического воспитания детей».
- Перед тем как мы начнём наш семинар – практикум предлагаю Вам сначала разогреться и ответить на следующие предположения нестандартными способами:
-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт – похлопайте в ладоши.
-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая – потопайте ногами.
-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения – дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети –кивните головой.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов – помашите рукой.
- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны –закройте глаза.
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на семинаре –практикуме, деловая игра по «нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
Участие в деловой игре в рамках семинара позволит проверить воспитателю свою компетентность по теме: «Воспитание чувства патриотизма» и, возможно, расширить и углубить свои знания; поделиться, не только методическими разработками, опытом в использовании традиционных и нетрадиционных форм и методов работы в целях повышения эффективности образовательного процесса. Всё это обусловлено и тем, чтобы установить преемственность между опытными и молодыми педагогами.
Цели и задачи ФГОС направлены, на реализацию патриотического воспитания детей. Дети дошкольного возраста присуща любознательность, эмоциональная восприимчивость, отзывчивость. Воспитанники с радостью откликаются на все начинания, именно в этом возрасте, они «открыты» и способны неподдельно сопереживать, сочувствовать. Для педагога этот период взросления дошкольника в плане восприимчивости и эмоциональной отзывчивости, так как именно в этот период жизни происходит приобретение знаний умений и навыков в получении знаний, при условии их систематического и последовательного духовно – нравственного воспитания воспитанников. Осуществляется закладывания нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, процессов адаптации в социальной сфере, формируется мышление, начинается процесс осознанности себя как субъекта в рамках близкого окружения. Этот период в жизни ребёнка оказывается наиболее подходящим с точки зрения эмоционально – психологического воздействия, так как его образное восприятие ярко и сильно, поэтому они остаются в памяти долго, а иногда и на всю жизнь, что является важным компонентом в воспитании чувств патриотизма.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется на том, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших из факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
С 1 сентября 2013 г. Вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве начального уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
В современной жизни, происходит снижение в уровне воспитания подрастающего поколения, так как СМИ, информационные источники заполнены негативной рекламой, мультфильмами, не несущими смысловую нагрузку и не направленные на воспитание доброго, бережного, толерантного отношения к своим близким, сверстникам и окружающим. Это приводит к снижению уровня личностного развития подрастающего поколения и не сформированности личностных качеств ребёнка, как гражданина и патриота своей страны, умеющего отстаивать её интересы. Эта проблема является актуальной на современном этапе развития нашего общества. Необходимо внедрять новые подходы в решении данного вопроса, для создания целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания детей для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым понятием. «Гражданское воспитание» - формирование гражданственности как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
«Патриотическое воспитание» - это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью.
Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа.
В период от рождения до школы это возраст по своим психофизиологическим особенностям наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как воспитанника отличает доверие взрослому, ему свойственна подражательность, искренность чувств, внушаемость, эмоциональная отзывчивость. События и знания, пережитые и заложенные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. Необходимо помнить, что в возрасте от рождения до школы ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм, но несмотря на это, практически все нравственные качества берут свое начало в детстве.
Педагогические принципы наполнены такими понятиями как: любовь к Родине, которая начинается с доброго отношения к самым близким людям – папе, матери, дедушке, бабушке, любовь к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу.
Деловая игра
Сейчас я вам предлагаю принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель деловой игры: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
-Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
-Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
-Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре;
2. Уметь слушать и слышать своих коллег;
3. Вырабатывать общее решение вопроса;
4. Соблюдать культуру речи и тактичность;
Всем участникам игры необходимо поделиться на две команды.
За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон.
Станция № 1. Вопросы к I команде, ко II команде
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна)
1. Что означают цвета Российского флага? ( Белый: Справедливость. Небо. Чистоту совести, свободу, независимость; Синий: Отвагу. Трудолюбие; Красный: Верность. Правду. Мир, мужество, могущество)
2. Официальная эмблема государства. (Герб.)
1. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
2. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;)
1. Назовите памятные и исторические места нашего города, связанные ВОВ?
2. Какие исторические события связаны с названием нашей Республики?
А сейчас вопрос для самых эрудированных: для чего понадобилось раскрашивать щиты? (отличить рыцарей, одетых одинаково)
Станция №2. Логиков.
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.
(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)
- Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
Н А П Р А В Л Е Н И Я
Экологическое Историко-краеведческое Культурное
Тексты:
1. Природа является важным фактором в воспитании нравственно-патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
2. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.
3. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
- А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по нравственно-патриотическому воспитанию. (Ответы команд)
Станция №3. Экологическая
- С чего начинается Родина… с родной природы. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках.
Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас в Республике: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан, дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь
Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас в Республике: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, Иван чай, пустырник.
Станция №4 Смекалистых.
С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Задание состоит из двух маленьких заданий:
Первое – это… Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
Второе – это (Раздаются карточки с тексом современных пословиц).
На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Станция № 6 Душевная.
Песня душа народа. Много песен сложено о велико России, её красотах…
Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.
Итоги: Вот и подходит наша деловая игра к концу. Давайте подсчитаем количество жетонов каждой команды, и выявим победителя нашей деловой игры.
Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
Консультация «Поиск эффективных форм и методов работы в области патриотического воспитания детей»
-Дорогие коллеги, перечислите и объясните свой выбор наиболее эффективных для вас форм организованного обучения и совместную деятельность педагога, и воспитанников?
Я предлагаю вам следующие формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию :
1. Организованные:
Квесты (линейные, штурмовые, кольцевые, экскурсии на известные объекты; образовательная деятельность имеет компоненты следующего характера (познавательные, комбинированные, комплексные);
Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, перемены в структуре улицы, города, области, строящимися жилищными комплексами, социально значимыми объектами и т. п.).
2. Совместная деятельность:
Изложение, рассказ, объяснения педагога в сочетании с использованием ИКТ технологий и непосредственными наблюдениями дошкольников;
Рассуждения, беседы с детьми о стране, родном городе,
Использование детских продуктов словотворчества, создание авторских и народных художественных произведений, иллюстраций картин, рисунки детей (их рассматривание и обсуждение);
Разучивание с дошкольниками стихотворений, потешек, песен, пословиц, поговорок, рассказывание уже известных сказок или придумывание своих, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
Вовлечение детей к общественно полезному труду в соответствии с их возрастом (трудовая деятельность на участке детского сада, совместный труд с мамами и папами по благоустройству территории ДОУ и т. п.);
Высказывание благодарности детям за активности. Стремление самостоятельно наводить порядок на своём участке, оказывать помощь младшим дошкольникам. Проявлять заботливое отношение к игровым зонам на участке, за качественное выполнение поручения, за доброе отношение к сверстникам.
Личностные качества педагога, его пример, любящего свою работу, свою улицу, свой город и являющийся активным участником общественной жизни (необходимо учитывать, что мировоззрение воспитателя, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – определяющий фактор воспитания);
Флешмоб, акции; игровые ситуации, игры, (дидактического характера, подвижные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные: «Викторины», “Квест” и д. р.). Драматизация.
Педагог с законными представителями (мама, папа, бабушка, дедушка) можем проводить круглый стол, диспуты, собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и, тематические мероприятия («День защитника отечества», «8 марта», «День матери», «День пожилого человека» «День Победы 9 мая» и др.); оформлять стенгазету, выставку рисунков, фотостенды о социально значимых местах достопримечательностях (статьи, стихи, загадки, словесные игры для разучивания дома, беседы с рекомендациями, совместные с родителями акции, создание патриотической стенгазеты.
Многоцелевой подход к организации развивающей среды обуславливает сформированность патриотического воспитания в ДОУ, который должен способствовать развитию дошкольника как субъекта, обладающего индивидуальностью. Педагог должен стремиться к созданию предметно – развивающей среды по данной тематике. Знания должны быть системны.
Уголок воспитания чувства патриотизма включает в себя: материал о защитниках нашей Родины. Символика и геральдика нашего города и области, нашей страны (знакомство с флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города). Известные Земляки нашего края. Материал по истории нашего города. Карта ремёсел нашего края. Знакомство с русскими народными промыслами и традициями других народов. Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями, социально – значимыми местами нашего города. Материал о заповеднике в нашей области. Материал о животных и растениях нашего края. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.
Систематическая сменяемость, в уголке патриотизма группы позволит вызвать интерес максимального количества детей, материал имеет дифференциацию по сложности, что позволяет играть, знакомится с иллюстративным материалом детям с разным уровнем развития, а также во время игровой ситуации и других видов деятельности вступить в сотрудничество со взрослым и сверстниками. Методическая должна отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма : «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Обязательным компонентом являются: портрет президента и герб России, флаг России, гимн. Гимн — торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ нашего государства. Как вариант гимна должна находиться музыкальная версия для прослушивания детьми. Флаг может быть представлен в разных вариантах, как большим полотном на стене либо стоящим на древке. Герб России – еще один государственный символ. Портрет президента страны также размещается на стенде с государственной символикой, преимущественно в центре или слева.
Группа старшего дошкольного возраста увеличивает объём материала, а именно: фотоальбом семьи, папка на темы: «Наше семейное древо», «Герб моей семьи». Папки по тематике с иллюстрациями об истории родного города, области, достопримечательностях, культуре и т. д. Должны присутствовать вся символика города, в котором ты живёшь, родного края, государства и (гимн, флаг, герб, портреты президента страны, мэра города); карты РФ и края, адаптированные для воспитанников.
Таким образом, составляя структуру патриотического уголка в детском саду, главное учитывать не только возрастные возможности дошкольников, но и психофизиологические особенности.
Необходимо помнить, что материал должен быть доступен и эстетичен.
-Разрешите, закончить наш семинар-практикум словами Дмитрия Лихачева: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но никто, не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
«Я горжусь своей страной, потому что… ?»
-Спасибо, дорогие коллеги, за ваше внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_dlya_ped_patr.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление для педагогов
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Цель: -Обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах;
- Реализация полученных знаний по формированию чувств патриотизма в разных образовательных областях;
- Развивать познавательный интерес в педагогическом коллективе по данной проблеме;
Подготовительная работа к семинару - практикуму :
-Изучить литературу по данному вопросу;
-Подготовить индивидуальные приглашения на семинар- практикум для педагогов;
-Подготовить теоретический и практический материал для обоснования темы.
-Составить презентацию по данной теме.
План:
1. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в современной системе (Теоретическая часть)
2. Делова игра «Педагогический экспресс» (Практическая часть)
3. Консультация для педагогов : «Поиск эффективных форм и методов работы в области патриотического воспитания детей».
- Перед тем как мы начнём наш семинар – практикум предлагаю Вам сначала разогреться и ответить на следующие предположения нестандартными способами:
-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт – похлопайте в ладоши.
-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая – потопайте ногами.
-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения – дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети –кивните головой.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов – помашите рукой.
- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны –закройте глаза.
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на семинаре –практикуме, деловая игра по «нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
Участие в деловой игре в рамках семинара позволит проверить воспитателю свою компетентность по теме: «Воспитание чувства патриотизма» и, возможно, расширить и углубить свои знания; поделиться, не только методическими разработками, опытом в использовании традиционных и нетрадиционных форм и методов работы в целях повышения эффективности образовательного процесса. Всё это обусловлено и тем, чтобы установить преемственность между опытными и молодыми педагогами.
Цели и задачи ФГОС направлены, на реализацию патриотического воспитания детей. Дети дошкольного возраста присуща любознательность, эмоциональная восприимчивость, отзывчивость. Воспитанники с радостью откликаются на все начинания, именно в этом возрасте, они «открыты» и способны неподдельно сопереживать, сочувствовать. Для педагога этот период взросления дошкольника в плане восприимчивости и эмоциональной отзывчивости, так как именно в этот период жизни происходит приобретение знаний умений и навыков в получении знаний, при условии их систематического и последовательного духовно – нравственного воспитания воспитанников. Осуществляется закладывания нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, процессов адаптации в социальной сфере, формируется мышление, начинается процесс осознанности себя как субъекта в рамках близкого окружения. Этот период в жизни ребёнка оказывается наиболее подходящим с точки зрения эмоционально – психологического воздействия, так как его образное восприятие ярко и сильно, поэтому они остаются в памяти долго, а иногда и на всю жизнь, что является важным компонентом в воспитании чувств патриотизма.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется на том, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших из факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
С 1 сентября 2013 г. Вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве начального уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
В современной жизни, происходит снижение в уровне воспитания подрастающего поколения, так как СМИ, информационные источники заполнены негативной рекламой, мультфильмами, не несущими смысловую нагрузку и не направленные на воспитание доброго, бережного, толерантного отношения к своим близким, сверстникам и окружающим. Это приводит к снижению уровня личностного развития подрастающего поколения и не сформированности личностных качеств ребёнка, как гражданина и патриота своей страны, умеющего отстаивать её интересы. Эта проблема является актуальной на современном этапе развития нашего общества. Необходимо внедрять новые подходы в решении данного вопроса, для создания целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания детей для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым понятием. «Гражданское воспитание» - формирование гражданственности как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
«Патриотическое воспитание» - это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью.
Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа.
В период от рождения до школы это возраст по своим психофизиологическим особенностям наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как воспитанника отличает доверие взрослому, ему свойственна подражательность, искренность чувств, внушаемость, эмоциональная отзывчивость. События и знания, пережитые и заложенные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. Необходимо помнить, что в возрасте от рождения до школы ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм, но несмотря на это, практически все нравственные качества берут свое начало в детстве.
Педагогические принципы наполнены такими понятиями как: любовь к Родине, которая начинается с доброго отношения к самым близким людям – папе, матери, дедушке, бабушке, любовь к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу.
Деловая игра
Сейчас я вам предлагаю принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель деловой игры: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
-Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
-Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
-Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре;
2. Уметь слушать и слышать своих коллег;
3. Вырабатывать общее решение вопроса;
4. Соблюдать культуру речи и тактичность;
Всем участникам игры необходимо поделиться на две команды.
За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон.
Станция № 1. Вопросы к I команде, ко II команде
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна)
1. Что означают цвета Российского флага? ( Белый: Справедливость. Небо. Чистоту совести, свободу, независимость; Синий: Отвагу. Трудолюбие; Красный: Верность. Правду. Мир, мужество, могущество)
2. Официальная эмблема государства. (Герб.)
1. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
2. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;)
1. Назовите памятные и исторические места нашего города, связанные ВОВ?
2. Какие исторические события связаны с названием нашей Республики?
А сейчас вопрос для самых эрудированных: для чего понадобилось раскрашивать щиты? (отличить рыцарей, одетых одинаково)
Станция №2. Логиков.
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.
(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)
- Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
Н А П Р А В Л Е Н И Я
Экологическое Историко-краеведческое Культурное
Тексты:
1. Природа является важным фактором в воспитании нравственно-патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
2. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.
3. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
- А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по нравственно-патриотическому воспитанию. (Ответы команд)
Станция №3. Экологическая
- С чего начинается Родина… с родной природы. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках.
Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас в Республике: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан, дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь
Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас в Республике: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, Иван чай, пустырник.
Станция №4 Смекалистых.
С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Задание состоит из двух маленьких заданий:
Первое – это… Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
Второе – это (Раздаются карточки с тексом современных пословиц).
На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Станция № 6 Душевная.
Песня душа народа. Много песен сложено о велико России, её красотах…
Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.
Итоги: Вот и подходит наша деловая игра к концу. Давайте подсчитаем количество жетонов каждой команды, и выявим победителя нашей деловой игры.
Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
Консультация «Поиск эффективных форм и методов работы в области патриотического воспитания детей»
-Дорогие коллеги, перечислите и объясните свой выбор наиболее эффективных для вас форм организованного обучения и совместную деятельность педагога, и воспитанников?
Я предлагаю вам следующие формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию :
1. Организованные:
Квесты (линейные, штурмовые, кольцевые, экскурсии на известные объекты; образовательная деятельность имеет компоненты следующего характера (познавательные, комбинированные, комплексные);
Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, перемены в структуре улицы, города, области, строящимися жилищными комплексами, социально значимыми объектами и т. п.).
2. Совместная деятельность:
Изложение, рассказ, объяснения педагога в сочетании с использованием ИКТ технологий и непосредственными наблюдениями дошкольников;
Рассуждения, беседы с детьми о стране, родном городе,
Использование детских продуктов словотворчества, создание авторских и народных художественных произведений, иллюстраций картин, рисунки детей (их рассматривание и обсуждение);
Разучивание с дошкольниками стихотворений, потешек, песен, пословиц, поговорок, рассказывание уже известных сказок или придумывание своих, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
Вовлечение детей к общественно полезному труду в соответствии с их возрастом (трудовая деятельность на участке детского сада, совместный труд с мамами и папами по благоустройству территории ДОУ и т. п.);
Высказывание благодарности детям за активности. Стремление самостоятельно наводить порядок на своём участке, оказывать помощь младшим дошкольникам. Проявлять заботливое отношение к игровым зонам на участке, за качественное выполнение поручения, за доброе отношение к сверстникам.
Личностные качества педагога, его пример, любящего свою работу, свою улицу, свой город и являющийся активным участником общественной жизни (необходимо учитывать, что мировоззрение воспитателя, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – определяющий фактор воспитания);
Флешмоб, акции; игровые ситуации, игры, (дидактического характера, подвижные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные: «Викторины», “Квест” и д. р.). Драматизация.
Педагог с законными представителями (мама, папа, бабушка, дедушка) можем проводить круглый стол, диспуты, собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и, тематические мероприятия («День защитника отечества», «8 марта», «День матери», «День пожилого человека» «День Победы 9 мая» и др.); оформлять стенгазету, выставку рисунков, фотостенды о социально значимых местах достопримечательностях (статьи, стихи, загадки, словесные игры для разучивания дома, беседы с рекомендациями, совместные с родителями акции, создание патриотической стенгазеты.
Многоцелевой подход к организации развивающей среды обуславливает сформированность патриотического воспитания в ДОУ, который должен способствовать развитию дошкольника как субъекта, обладающего индивидуальностью. Педагог должен стремиться к созданию предметно – развивающей среды по данной тематике. Знания должны быть системны.
Уголок воспитания чувства патриотизма включает в себя: материал о защитниках нашей Родины. Символика и геральдика нашего города и области, нашей страны (знакомство с флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города). Известные Земляки нашего края. Материал по истории нашего города. Карта ремёсел нашего края. Знакомство с русскими народными промыслами и традициями других народов. Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями, социально – значимыми местами нашего города. Материал о заповеднике в нашей области. Материал о животных и растениях нашего края. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.
Систематическая сменяемость, в уголке патриотизма группы позволит вызвать интерес максимального количества детей, материал имеет дифференциацию по сложности, что позволяет играть, знакомится с иллюстративным материалом детям с разным уровнем развития, а также во время игровой ситуации и других видов деятельности вступить в сотрудничество со взрослым и сверстниками. Методическая должна отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма : «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Обязательным компонентом являются: портрет президента и герб России, флаг России, гимн. Гимн — торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ нашего государства. Как вариант гимна должна находиться музыкальная версия для прослушивания детьми. Флаг может быть представлен в разных вариантах, как большим полотном на стене либо стоящим на древке. Герб России – еще один государственный символ. Портрет президента страны также размещается на стенде с государственной символикой, преимущественно в центре или слева.
Группа старшего дошкольного возраста увеличивает объём материала, а именно: фотоальбом семьи, папка на темы: «Наше семейное древо», «Герб моей семьи». Папки по тематике с иллюстрациями об истории родного города, области, достопримечательностях, культуре и т. д. Должны присутствовать вся символика города, в котором ты живёшь, родного края, государства и (гимн, флаг, герб, портреты президента страны, мэра города); карты РФ и края, адаптированные для воспитанников.
Таким образом, составляя структуру патриотического уголка в детском саду, главное учитывать не только возрастные возможности дошкольников, но и психофизиологические особенности.
Необходимо помнить, что материал должен быть доступен и эстетичен.
-Разрешите, закончить наш семинар-практикум словами Дмитрия Лихачева: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но никто, не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
«Я горжусь своей страной, потому что… ?»
-Спасибо, дорогие коллеги, за ваше внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными пред...
Выступление "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
«Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста». Вопросы патриотического воспитания становятся приоритетными для нашего общества, решение которых позв...
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами военно-спортивных игр"
Военно-спортивные игры являются средством патриотического воспитания....
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...