Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 349 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель: Митрофанова Р.М.
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включают:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Условия для эффективной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников:
- комплексный подход;
- знание педагогом истории и культуры своего народа;
- правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
- тематическое построение материала;
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей;
- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
- вовлечение членов семей в педагогический процесс;
- создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-448250-1425912000.jpg)
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1237587-1586424531.jpg)
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/01/picture-973080-1651429459.jpg)
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Консультация«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормал...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-996313-1666690552.jpg)
Консультации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Сборник консультаций для родителей по патриотическому воспитанию старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/11/picture-942070-1702319322.jpg)
Консультация для родителей «Воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежност...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/17/picture-836391-1715936923.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-фольклорных праздников. (из опыта работы)
1 Слайд Вашему вниманию сегодня я представлю небольшой опыт работы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыкально-фольклорных праздников».2 СлайдВ наше неспок...