Публичное выступление "STEM - образование современный образовательный тренд"
статья

Зотова Елена Юрьевна

Публичное выступление на тему "STEM - образование совремнный образовательный тренд", на конкурс "Педаогический дебют 2024"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_stem.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

STEM –образование современный образовательный тренд.

Каким будет процесс обучения через год, пять или даже десять лет? Тренды в образовании динамически меняются под воздействием многих факторов. И как бы ни были успешны традиционные методы преподавания, современная реальность требует поиска новых и эффективных форм обучения. Чему и как учить сегодня, чтобы наши дети были успешными завтра – это главный вызов для современного образования.

Одним из направлений развития современного образования является его социокультурная модернизация. К нему относятся формирование гражданской идентичности, становление гражданского общества, укрепление российской государственности; развитие индивидуальности и конкурентоспособности личности в условиях непрерывно меняющегося мира. В основе данной концепции лежит теория детоцентризма, провозглашающая мысль о том, что в центре любых государственных решений и политических программ должна находиться идея детства. Отсюда особый статус дошкольного и начального уровней образования, так как именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребёнка и основы познавательного развития. ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности. Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного и младшего школьного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.

Современное образование всё более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, которые позволяют детям достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими, решать проблемы, направленные на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей детей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM - технологии. Изначально STEM-технологии были разработаны для совершенствования и обновления процесса подготовки профессиональных исследователей и инженеров в высших учебных заведениях. Однако практика показывает, что гораздо большего эффекта можно добиться, если внедрять элементы междисциплинарного интегративного подхода уже начиная с дошкольного возраста. Дошкольники более восприимчивы к новой информации, их психика более податлива, пластична, поэтому знания усваиваются быстрее, умения и навыки формируются без особого сопротивления. Такой хороший багаж на самом старте будет весомым преимуществом, дополнительным плюсом в копилку компетенций, гарантом высокой конкурентоспособности специалиста в будущем.

Есть безусловные преимущества STEM-образования уже на уровне дошкольного образования:

  1. Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

STEM-обучение соединяет в себе междисциплинарный и проектный подходы, в основе которых лежит интеграция естественных наук и технологии, математики и инженерного творчества и т. д.

  1. Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

В ходе практических занятий детям наглядно демонстрируют возможности применения научно-технических знаний в реальной жизни. На каждом занятии в рамках конкретного проекта дети разрабатывают, строят и развивают продукты, «созвучные» выпускаемым современной индустрией, создавая, таким образом, прототипы реального продукта.

  1. Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

Программы обучения через STEM развивают навыки критического мышления и разрешения проблем, необходимые для преодоления трудностей, с которыми дети могут столкнуться в повседневной жизни.

  1. Формирование уверенности в своих силах. Дети, создавая разные продукты - строя мосты и дороги, запуская аэропланы и машины, тестируя роботов и электронные игры, разрабатывая свои подводные и воздушные конструкции - делают и пробуют, дорабатывают и снова тестируют, таким образом, совершенствуют свой продукт. Так, решая все проблемы своими силами, доходят до цели. Каждая победа укрепляет уверенность в своих силах.
  2. Активная коммуникация и командная работа.

Обучение по STEM-программам отличается необходимостью активной коммуникации и командной работы. Большую часть времени на занятии дети проводят за разработкой и апробацией созданных продуктов, находясь в постоянном общении и взаимодействии как с педагогами, так и членами своей команды, внутри которой предполагается сотрудничество, связанное с распределением ролей, функций, отдельных действий и материала.

  1. Развитие интереса к техническим дисциплинам.

Задача STEM-образования в дошкольном возрасте – создание условий для развития у детей интереса к естественнонаучным и техническим дисциплинам. личности ребенка. Занятия с использованием STEM-технологии увлекательны и динамичны, эмоционально позитивно окрашены. Строя ракеты, машины, мосты, небоскребы, дети проявляют все больший интерес к науке и технике.

  1. Ознакомление с миром профессий и трудовое воспитание.
  2. Подготовка детей к технологическим инновациям.

Обучение по STEM-программам готовит детей к технологически развитому миру. За последние 60 лет технологии совершили значительный прыжок в развитии: с момента открытия интернета (1960 г.) и появления GPS технологий (1978 г.) до ДНК- сканирования и повсеместного использования планшетов и смартфонов. Без технологий представить наш мир на сегодняшний день невозможно. Это также говорит о том, что технологическое развитие будет продолжаться, и STEM-навыки являются основой этого развития.

Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий. Если мы готовим наших детей к жизни после детского сада и школы, то мы должны научить их использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни. Потенциал STEАM-технологий огромен, их внедрение в систему обучения одновременно с проектным методом на разных уровнях будет способствовать развитию новых технологий, инновационного мышления, творческих способностей учащихся, обеспечит потребность в хорошо подготовленных технических кадрах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Дошкольный ФГОС в контексте мировых образовательных трендов

Автор статьи Владимир Загвоздкин, к. пед. н., старший научный сотрудник ФГАУ «ФИРО», член рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования, эксперт по международ...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Дошкольное образование: современные тренды развития

Тренды современного дошкольного образования представляют собой ведущие направления его развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями в Российской Федерации...

Дошкольное образование: современные тренды развития

Тренды современного дошкольного образования представляют собой ведущие направления его развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями в Российской Федерации. Принятый Государс...

Методическая разработка по теме: «Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дополнительного дошкольного образования»

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции.        Хор...