Дошкольное образование: современные тренды развития
статья

Дюбенко Анастасия Валерьевна

Тренды современного дошкольного образования представляют собой ведущие направления его развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями в Российской Федерации. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Закон «Об образовании» зафиксировал миссию дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (Федеральный Закон «Об образовании» (2012г.), ст. 64). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_nsportala.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Дошкольное образование: современные тренды развития

Тренды современного дошкольного образования представляют собой ведущие направления его развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями в Российской Федерации. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Закон «Об образовании» зафиксировал миссию дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (Федеральный Закон «Об образовании» (2012г.), ст. 64). В данной формулировке нашли отражение те направления развития дошкольного образования, которые являются традиционными (развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья), а также инновационные идеи (формирование общей культуры, развитие личностных качеств). Новые цели и задачи образования возникают под влиянием тенденций, характерных для информационного общества, глобализирующего мира, противоречивых процессов развития человечества. Основными трендами развития дошкольного образования в этих условиях становятся следующие.

1. Осознание самоценности дошкольного детства в информационном пространстве.

Самоценность дошкольного детства заключается в уникальности данного возрастного периода, когда формируются базис личностной культуры, первые представления (о мире, культуре, социуме, природе, самом себе), способы познания (экспериментирование, игра, двигательная активность, рефлексия), опыт взаимодействия с природным и социальным окружением (личностный, социальный, деятельностный). В дальнейшем они будут развиваться, углубляться, уточняться, но самое важное свершается в начале жизненного пути.

Понимание значимости дошкольного детства для дальнейшей жизни человека всё более отчётливо звучит в выступлениях высших руководителей Российской Федерации. Рассматриваются вопросы материального обеспечения семей с детьми, строительства новых дошкольных учреждений, соответствующих современным требованиям. Выдвигаются требования повышения качества дошкольного образования в ситуации его вариативности и доступности.

Современный дошкольник постоянно находится в разнообразных потоках информации, стремится экспериментальным путём проверить то, что узнаёт из телевизионных передач, мультфильмов, книг. Он учится использовать компьютер, мобильный телефон, планшет и другие технические устройства, готов к освоению новых способов познания и преобразования мира. Стремительно меняющиеся технологии, продукты и изделия, лавинообразный рост информации – это тот мир, который для ребёнка знаком и понятен. Информатизация общества вызывает необходимость учёта факта трансформации сознания, т.е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней. В этой новой реальности у них может стихийно сформироваться мозаичная, бессистемная, бессвязная картина мира, в которой все знания существуют изолированно, а образы в сознании сменяются как картинки в калейдоскопе, поэтому ему всё сложнее долго удерживать внимание на какой-либо одной задаче. Ребёнок постоянно ищет новые источники информации, новые гаджеты и новые ощущения. Перевес в сторону цифровых технологий и развлечений может привести к нарушению гармонии его внутреннего мира и ценностной дезориентации. Сокращается время на игру, являющуюся ведущим видом деятельности дошкольников и условием эффективности их социализации.

Именно поэтому внимание учёных, педагогов, родителей и чиновников Министерства образования и науки РФ обращается на сохранение субкультуры детства, создание условий для становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также для приобретения опыта толерантных взаимоотношений, ценностного отношения к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Формирование общей культуры ребёнка, становление его индивидуальной траектории познания окружающего мира происходит в процессе развития физической, мотивационно-потребностной, духовно-нравственной, эстетической сфер, сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них чувства принадлежности к роду, семье, поколению, стране.

2. Приоритет ценностно-смысловой направленности дошкольного образования.

Нестабильность и неустойчивость современного мира обусловливают необходимость обретения тех ценностей и смыслов жизни, которые позволят ребёнку быть здоровым, успешным и креативно мыслящим. Обучение и воспитание ориентируются на присвоение ребёнком знаний о реальном мире, его знаках, символах, ценностях и смыслах. В его сознании формируется картина этого мира, представленная в единстве эмоционально-чувственных и рациональных элементов. Именно содержание смыслов и ценностей создаёт уникальность картины мира каждого человека: формализованные знания в картинах мира разных людей могут иметь абсолютно идентичное содержание, но их ценность для каждого человека будет отличаться.

В дошкольном детстве ребёнок приобретает индивидуальные способы открытия ценностей и смыслов, переконструирования имеющихся знаний, входящих в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. У него развивается способность к осмыслению и аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности. Развитие ценностно-смысловой сферы ребенка дошкольного возраста связано со способностью к познанию мира на основе сенсорного опыта и формирующимся логическим мышлением. К старшему дошкольному возрасту происходит осознание существенных, необходимых свойств, качеств, явлений окружающего мира, становление целостного мировидения ребенка, вычерчивающего общее социокультурное содержание познания.

Аксиологический подход к осмыслению ценностного потенциала и смыслов знания обусловливает обретение детьми смысла жизни с интенцией (осознанным устремлением) к абсолютным ценностям (Добру, Красоте и Истине), выражая бесконечность человеческого существования. Обучение и воспитание ориентируются на присвоение ребёнком знаний о реальном мире, его знаках, символах, ценностях и смыслах. В его сознании формируется картина этого мира, представленная в единстве эмоционально-чувственных и рациональных элементов. Именно содержание смыслов и ценностей создаёт уникальность картины мира каждого человека: формализованные знания в картинах мира разных людей могут иметь абсолютно идентичное содержание, но их ценность для каждого человека будет отличаться. В конечном счёте, результатом ценностно-смыслового развития ребёнка является формирование его личностных качеств, понимание им смысла жизни вообще и его жизни, в частности, а также смысла деятельности («Зачем ты это делал?»), смысла общения («Зачем тебе общаться с другим человеком?») и т.д.

3. Событийная направленность дошкольного образования.

Развитие детской субкультуры и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит во взаимодействии взрослых и детей в едином событийном пространстве, где происходит взаимообмен мира взрослых и мира детей. Здесь формируется диалог культур и личностей, позволяющий каждому участнику приобрести опыт социокультурных коммуникаций, договора, соблюдения правил и норм взаимодействия, толерантного и уважительного отношения к чужому мнению, позитивного разрешения проблемных ситуаций. Те события, которые организуются и разворачиваются в дошкольных образовательных учреждениях позволяют ребёнку разносторонне познавать окружающий мир, приобрести корпоративные навыки, ориентироваться на общие законы и правила взаимодействия в социальном пространстве. Событийность образования дошкольников соответствует их возрастным потребностям, так как они учатся жить на территории другого (человека, знания, знака, символа). Моменты со-бытийности являются «узловыми моментами» развития личностной культуры ребёнка, так как в со-бытийности возникает сорадость, готовность к поддержке, свобода творчества и самовыражения.

Именно в со-бытийности возникает искренность взаимного переживания и радость обретения новых смыслов жизни. Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе подготовки к событию, его проведения и осмысления обусловливает установление субъект-субъектных, партнёрских отношений, в которых открываются ценности, знаки и символы культуры, актуализируются имеющиеся знания об окружающем мире, об истории родного края, страны и мироздания в целом, происходит процесс переноса имеющихся знаний в новые ситуации, их переосмысление и использование в продуктивных творческих видах деятельности. Воспитание без воспитания и учение без назиданий становятся сущностной характеристикой дошкольного образования, ориентированного на поддержку устремлений и развитие ключевых компетенций всех субъектов педагогического процесса.

4. Компетентностная ориентированность дошкольного образования.

В современной жизни востребованы те способности человека, которые позволяют ему найти адекватный ситуации способ поведения, обнаружить новые пути самореализации, осуществлять различные виды познавательной деятельности и решать разнообразные проблемы. Весь этот комплекс способностей представляет собой компетенции, формирующиеся ещё до поступления ребёнка в школу – в дошкольном образовании. Компетентностная ориентированность дошкольного образования соответствует основным тенденциям развития мира. Советом Европы выдвинуты ключевые компетенции (социальная, поликультурная, коммуникативная, технологическая, когнитивная), акцентирующие внимание не только на знаниях, умениях, навыках, но и на индивидуально-личностных особенностях, потребностях, интересах личности. Основа таких компетенций формируется в дошкольном детстве, если из объекта педагогического воздействия ребёнок превращается в субъект собственного развития, обладающий уникальными способностями и личностными качествами. Компетенции ребёнка являются образовательными результатами педагогического процесса дошкольного учреждения. Успех, как индивидуальное достижение, основано на компетенциях, социальных навыках, волевых усилиях, потребности преобразовать цели как намерения в реальный результат.

Невозможно переоценить значение ключевых компетенций для жизни человека в том мире, который сегодня отличается открытостью, насыщенностью информационных процессов, агрессивностью утверждения негативных моделей поведения, презентируемых как образцы. Эта ситуация вызывает тенденции воспитания ребёнка, не только много знающего, но и владеющего способами свободного и самостоятельного выбора путей и средств самореализации в мире. Меняющиеся системы ценностей, способы жизнедеятельности вызывают потребность в таких когнитивных компетенциях, которые, будучи интеллектуальным вариантом инициативы, позволят ребёнку получить информацию о мире и преобразовать её в представления, знания, убеждения, создать в сознании целостную картину мира, обусловливающую ориентиры деятельности и поведения.

Рассмотрение основных компетенций в контексте особенностей ребёнка дошкольного возраста позволило нам создать портрет ребёнка начала ХХI века. Компетенций рассматриваются как результат образования ребёнка на дошкольной ступени. Попробуем представить ребёнка, осваивающего мир, характеризующийся высокой скоростью перемен и информационной насыщенностью.

Социальная компетенция

Современный ребёнок активно познаёт мир социальных отношений, ему важно понять другого человека (родителей, сверстников, героев мультфильмов и рассказов). Он стремится осознать особенности других детей и взрослых – их мимику, жесты, позы. Легко включаясь в коммуникацию, он учится использовать средства общения для достижения взаимопонимания. В социокультурном опыте ребёнка присутствуют представления, эмоционально-ценностные отношения и способы отражения мира в детском творчестве.

Ребенок проявляет способы поведения, характерные для людей того или иного пола. Выделяет, прежде всего то, что разделяет мужские и женские роли, а не то, что их сближает. Начинают проявляться и элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганят, а мальчики – что они защищают девочек. Продолжают развиваться полоролевые ценностные ориентации, которые выполняют оценочно-ориентировочную и регуляторную функции в ситуациях, требующих проявления полоролевых диспозиций.

Он уже способен различать добро и зло, красивое и безобразное, у него особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость. Быстро входит в предлагаемые игровые роли, которые являются своего рода формой восстановления внутренней гармонии, «пробой» различных форм поведения, приводящего к определённому результату. Условный, символический мир сюжетно-ролевой игры является пространством, в котором ребёнок учится любви, пониманию, преодолению трудностей, проявлению достоинства, ответственности и др. Причём это учение в игре имеет реальную направленность, формируя качества личности, востребованные и в игровых, и в жизненных ситуациях.

Социальные ценности (доверие, свобода и др.) менее значимы для ребёнка, что связано с тем, что в период дошкольного детства он лишь только осваивает правила жизни в социуме, а взрослый является ретранслятором культуры взаимодействия, постоянно напоминая о нормах взаимоотношения людей. Предоставление сверстнику свободы выразить своё мнение в спорных ситуациях, возникает лишь в результате стимулирования со стороны педагога.

Отсутствие жизненного опыта приводит к тому, что он часто ошибается в интерпретации слов собеседников, репертуар ролевого поведения не слишком широк. Бывает застенчив, так как с трудом понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей. Ему трудно предугадать, как будет развиваться та или иная ситуация общения, поэтому часто оказывается в центре конфликта, обижается на непонимание или дистанцируется от общения. Иногда ему трудно общаться и вступать в устойчивые дружеские связи, участвовать в совместных играх.

Поликультурная компетенция

Ребёнок начала ХХI века учит иностранный язык (английский, немецкий), знает русский и родной языки. Он путешествует с родителями за границу и знает, что люди разных стран живут по-разному – у них отличаются не только языки, но и отношения друг с другом, кухня, музыка и танцы. Ему интересны игры, сказки и пословицы разных народов, и он может их назвать – русские, украинские, молдавские, чеченские, дагестанские, татарские, английские, немецкие.

Его социокультурный опыт проявляется в поведении, так как он уже имеет достаточно чётко сформированные представления о правилах жизнедеятельности в социуме, ценностях разных культур и способах взаимодействия с представителями других стран.

Но его представления о многообразии культур отрывочны, мозаичны. Бывает критично настроен к представителям какой-либо нации или расы. Ему трудно включиться в общение с представителями других стран из-за языкового барьера, непонимания традиций. Эмоционально-чувственное отношение к культуре разных стран доминирует над рационально-логическим.

Коммуникативная компетенция

Современный ребёнок может проявить инициативу в диалогах со взрослым о реальных событиях, мультфильмах, компьютерных играх, Для него значимо понимание ценности поступков как реальных людей, которых показывают в новостных передачах по телевизору, так и персонажей сказок, рассказов, мультфильмов.

Он безошибочно определяет настроение, эмоциональное состояние, чувства, отраженные в каком-либо художественном произведении, но затрудняется в подборе точных слов-эпитетов и образных выражений, а также в аргументации своего суждения, выделении средств выразительности, позволивших художнику, поэту, музыканту выразить это состояние.

Отсутствие интереса к общению со сверстниками обусловливает изменение его формы и содержания – оно стало более формальным и поверхностным.

Технологическая компетенция

Наибольший интерес вызывает компьютер с его развлечениями, страшилками, ужастиками, рекламой, деформирующими психику личности растущего человека. Телевизионный экран подменяет маленькому ребёнку игру, общение со сверстниками и взрослыми, активную продуктивную деятельность.

Ребёнок принадлежит беззащитному поколению «экранных детей», не имеющих четких культурных ориентиров, легко принимающих ложные идеалы за истинные.

Когнитивная компетенция

Системообразующим началом детской картины мира выступает одухотворенность, а элементы картины мира (образы, представления, знаки, символы, знания) находятся в постоянном развитии и уточнении. Познавательный интерес характеризуется ситуативностью. Представления о связях в мире во многом конкретны и фрагментарны.

Он уже умеет выделять существенные признаки предметов, сравнивать их, классифицировать, однако зачастую отвечает на вопросы односложно, испытывает трудности при подборе прилагательных, допускает ошибки в построении сложных предложений. Однако он способен концентрировать внимание на поставленной проблеме, понять её, решать как самостоятельно, так и с помощью педагога в зависимости от сложности поставленной задачи. С помощью взрослого ребёнок может перенести какие-либо знания в художественно-творческую деятельность.

Довольно часто можно обнаружить затруднения при формулировке вопросов об окружающем мире, так как зачастую от него требуют воспроизводить то, что ему рассказали дома и в детском саду. Его познавательная активность недостаточно сформирована, так как интенсивное информационное пространство постоянно предоставляет ответы на ещё не заданные вопросы.

Для него характерно отсутствие способности к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, гиперактивность, ситуативность поведения, повышенная рассеянность. У него снижена фантазия и творческая активность, отсутствует способность и желание чем-то занять себя. Он не прилагает усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира, ему стало скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.

Таким образом, нами определены следующие тренды развития дошкольного образования: осознание самоценности дошкольного детства в информационном пространстве, приоритет ценностно-смысловой направленности дошкольного образования, его событийная направленность и компетентностная ориентированность. В контексте данных направлений развития дошкольного образования представлен портрет современного ребёнка в единстве социальной, поликультурной, коммуникативной, технологической и когнитивной компетенций.

Литература.

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное образование: современное состояние, проблемы, перспективы.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,...

Дошкольное образование: современные тренды развития

Тренды современного дошкольного образования представляют собой ведущие направления его развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями в Российской Федерации...

Всероссийская научно-практическая конференция работников дошкольного образования «Дошкольное образование: современные подходы в области Лего-конструирования и робототехники.

Выступление старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Тузовой Людмилы Николаевны на тему: «...

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....