выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
презентация
"Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_dou_i_semi.docx | 23.23 КБ |
rabota_s_roditelyami.pptx | 451.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия ДОУ и семьи,
изменение форм взаимодействия с родителями
в соответствии с требованиями ФГОС.
Слайд 1
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
Слайд 2
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.
Коллективные формы:
- родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;
- конференции;
- круглые столы;
- экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы:
- педагогические беседы с родителями;
- тематические консультации (проводятся специалистами);
- заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей;
- посещение семьи ребенка;
- переписка с родителями, индивидуальные памятки.
Наглядно-информационные формы:
- записи бесед с детьми;
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;
- фотографии;
- выставки детских работ;
- стенды, ширмы, папки-передвижки.
Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Таким образом, анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.
В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен – это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Слайд 3
Новые задачи диктуют и новые формы взаимодействия с родителями:
- «Круглый стол» по любой теме;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей;
- семейные спортивные встречи;
- почта и телефон доверия;
- конкурс семейных талантов;
- семейные проекты «Наша родословная»;
- открытые занятия для просмотров родителей;
- интеллектуальные ринги для детей и родителей;
- контрольные для родителей;
- аукцион секретов воспитания;
- портфолио семейного успеха;
- Родительская гостиная.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги , в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Слайд 4
Вывод:
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
ТО при составлении плана работы с родителями необходимо учитывать:
- Социальный паспорт семьи
- Календарные даты
- Тематические недели по программе
- Календарь массовых мероприятий города
- План работы с социальными партнёрами
- План работы со специалистами МДОУ
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.
Слайд 5 Форма плана.
Слайд 6
Как активизировать участие родителей?
- Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
- Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.
- Привлекайте родителей к участию в мероприятиях, утренниках, конкурсах, выставках.
- Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
- Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется, высказывайте свою признательность им.
- Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
- Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
- Поощряйте посещаемость родительских собраний.
- Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
План работы с родителями и аттестация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционные формы работы с родителями Коллективные формы: - родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи; - конференции; - круглые столы; - экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ. Индивидуальные формы: - педагогические беседы с родителями; - тематические консультации (проводятся специалистами); - заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей; - посещение семьи ребенка; - переписка с родителями, индивидуальные памятки. Наглядно-информационные формы: - записи бесед с детьми; - видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий; - фотографии; - выставки детских работ; - стенды, ширмы, папки-передвижки.
Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС: организационно-содержательные : анкетирование, тестирование, первичные беседы, общение с родителями посредством сайта детского сада; информационно-просветительские : разработка памяток, буклетов для родителей, общие и групповые родительские собрания, выпуск стенгазет, дни открытых дверей, сайт; консультационные : индивидуальные, подгрупповые и групповые консультации и беседы со специалистами МДОУ, воспитателями и администрацией; досуговые : конкурсы, досуги, развлечения, выставки совместного творчества детей и родителей , совместная вечерняя деятельность детей с родителями, педагогами .
Как планировать работу с родителями Социальный паспорт семьи Календарные даты Тематические недели по программе Календарь массовых мероприятий города План работы с социальными партнёрами План работы со специалистами МДОУ
Не- де- ля Активные формы работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа Ответственные 1. . Поздравление пенсионеров с днем пожилых людей ( 1 октября) Традиционный праздник осени Приглашение на концерт пожилых людей. Объявление о проведении выставки–ярмарки осеннего урожая. Фотогазета «Осень идёт - «добро» нам несёт!». Сборник «Народные рецепты». Пословицы, загадки об осени . Порадовать пожилых людей поздравлениями. Организовать и провести групповую выставку–ярмарку урожая для сплочения людей разных поколений. Удивить всех осенним урожаем и творческими работами. Личные приглашения дедушек и бабушек. Советы к творческому оформлению урожая на выставку. Родители, воспитатели, музыкальный руководитель. 2. 4 октября - День защиты животных. Экологические дни. Арт-проект «Братья наши меньшие» Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками» (совместная вечерняя деятельность детей с родителями, педагогами). Папка «Природа в поэзии» (осень ).Загадки , поговорки, пословицы, стихи о животных. Папка со статьями « Удобные кормушки для птиц своими руками». Пословицы о труде, заботе: «Коли есть забота, легка любая работа», « Без волнения, без заботы не жди радости от работы». Организация родителей на вечернее мероприятие. Привлечь детей и родителей к Всемирному дню защиты животных. Организовать и провести совместно с родителями мероприятия творческого характера для объединения усилий семей в сохранении животного мира планеты . Научить детей своими руками, с помощью родителей и педагогов, делать кормушки из бросового материала. Беседы по осмыслению и вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по проекту. Согласование вариантов кормушек с родителями для доступного изготовления с детьми . Воспитатели, родители, дети. ОКТЯБРЬ
Как активизировать участие родителей? Проявляйте взаимное уважение друг к другу. Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей. Привлекайте родителей к участию в мероприятиях, утренниках, конкурсах, выставках. Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду. Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется, высказывайте свою признательность им. Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки. Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
Консультация для родителей.Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС....
Консультация для воспитателей на тему"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиям ФГОС"
Консультация для воспитателей на тему:"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
Консультация для воспитателей: «Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
В статье предлагаются рекомендации для воспитателей дошкольного учреждения пр взаимодействию с родителями ....
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей....
«Интерактивные формы взаимодействия с родителями в соответствии с ФГОС ДО»
Семья-это самое спокойное и надежное место для ребенка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищенным, здесь его понимают, любят. И в детском саду необходимо, чтобы педагоги были друзь...
Организация современных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Педагоги творчески подходят к решению пробл...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Семья и дoшкoльнoе учреждение – два важных института сoциализации детей. Их вoспитательные функции различны, нo для всестoрoннегo развития ребенка неoбхoдимo их взаимoдействие этo актуальный вoп...