Сообщение из опыта работы на тему: «Используемые технологии для реализации программы «Социокультурные «Истоки»»
учебно-методический материал

Машнова Анастасия Михайловна

В целях исполнения протокольного решения регионального координационного совета по развитию духовно-нравственного образования и воспитания от 18 июня 2017 года Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО-Югры был принят приказ под номером №1137 «Об утверждения плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы Социокультурные истоки» в образовательных организациях ХМАО-Югры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ГРУПП РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сообщение из опыта работы на тему:

«Используемые технологии для реализации программы «Социокультурные «Истоки»»

Подготовила: Машнова А.М.,

 воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Покачи, 2024 г.

Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию сообщение из опыта работы на тему: «Используемые технологии для реализации программы «Социокультурные Истоки»».

В целях исполнения протокольного решения регионального координационного совета по развитию духовно-нравственного образования и воспитания от 18 июня 2017 года Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО-Югры был принят приказ под номером №1137 «Об утверждения плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы Социокультурные истоки» в образовательных организациях ХМАО-Югры.

Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», направлена на приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.

Основная цель программы: в дошкольный период заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Программа «Социокультурные истоки» позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, позволяет интегрировать этнокультурный компонент.

Успешность реализации любой программы, в том числе и программы «Социокультурные истоки» обеспечивает системная, методически грамотная, специально организованная педагогическая деятельность воспитателя с детьми, родителями и представителями ближайшего социума.

Детский сад «Рябинушка» тоже реализует программу «Социокультурные истоки». Реализация программы в детском саду осуществляется через разные виды детской деятельности и с использованием основных современных образовательных технологий, к которым можно отнести следующие:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • игровая технология;
  • технологии предметно-пространственной развивающей среды.

В детском саду каждый год проводится большое количество мероприятий, связанных с программой «Социокультурные истоки».

1. Здоровьесберегающие технологии. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Педагогами и детьми старшего дошкольного возраста, было проведено мероприятие «Сильны и могучи богатыри славной Руси», направленное на формирование представлений о героическом прошлом русского народа в период Древней Руси. В ходе мероприятия, дети познакомились с защитниками земли русской, былинных богатырях. Узнали много интересного о боевом оружии, доспехах и снаряжении богатырей. В конце мероприятия, дети с удовольствием выполнили творческое задание «Укрась щит орнаментом». 

Кроме этого используется технология сказкотерапии, которая также относится к здоровьесберегающей технологии. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора.  На неделе театральной деятельности, проводимой в детском саду,  дети всех групп и возрастов заранее готовили театральное представление и показывали его малышам в виде поучительных сказок.

В саду прошел День памяти русского поэта А.С. Пушкина. Дети познакомились с биографией великого русского поэта, поиграли в игры «Собери сказку», «Назови любимую сказку», «Угадай сказочного персонажа». 

2. Технологии проектной деятельности. Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

В детском саду реализуется проект «Растим патриотов». Задачи проекта решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, досугах, праздниках, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

В группах были реализованы краткосрочные патриотические проекты: «Юные патриоты страны», «Мы защитники Родины», «Защитники страны с ранних лет» и т.д.

Дети подготовительной группы вместе с воспитателем и родителями поучаствовали в акции «Помощь бездомным животным». Кроме этого две семьи вместе с детьми принимали участие в конкурсе учебно-исследовательских работ «Юность в науке» с проектом «Поможем бездомным животным вместе», заняв третье место. 

Также в саду в течение года проводились проекты по семьеведению: «Семья – наш общий дом», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья – моя опора» и другие.

Детский сад в течение многих лет проводит работу по семейному воспитанию – это долгая и кропотливая, во многом зависит от общей атмосферы в семье, а также от отношений в педагогическом коллективе, где, создавая условия для коллективной творческой деятельности воспитанников их родителей, проводя индивидуальную работу, встречи, консультации, педагоги помогают обучающимся сформировать правильное представление о семье, семейных традициях.

3. Технология исследовательской деятельности. Цель исследовательской деятельности в детском саду – это сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. В детском саду ведутся беседы и исследования по изучению старины и прошлого человечества. Неделя под названием «Путешествие по «реке времени». Воспитатели изучали прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации, проводили беседы о том, какие предметы были ранее и какие сейчас. В детском саду прошло развлекательное мероприятие для детей старших и подготовительных групп под название «Русская изба», «Золотое веретено», где  дети узнали много нового о быте и предметах старины в русской избе, о том, как раньше изготавливали шерстяные нити с помощью веретена и прялки. В гости ребята позвали домовенка Кузю, который играл с ребятами, пел и танцевал. А в конце мероприятия Кузя вместе с детьми изготовил портреты домовят.

4.  Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,  в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий. Дети вместе с педагогами отправляются в интерактивные путешествия, обучаются предметам с помощью компьютера и интерактивной доски. Многие темы по «Социокультурным истокам» сопровождаются интерактивным материалом, презентациями по темам, видео – и музыкальным материалом к мероприятиям и занятиям. 

5. Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Например, такие игры, как «Дочки-Матери», «Чем похожи и чем отличаются предметы старины от современных?», «Что было раньше, а что сейчас», «Четвертый лишний» и другие игры. 

7. Технологии создания предметно-пространственной развивающей среды. Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Например, в группах оформлены уголки предметов старины, матрешек и предметов русского быта, музыкальных инструментов, мини-музей русского платка, для мероприятия был использован и оформлен уголок под названием «Русская изба».

Особый интерес вызывают у воспитанников календарные праздники, весьма популярные в России, где за драматическим образным действом, идут «игрища». Это такие праздники, как «Рождество», «Колядки», «Крещение», «Проводы русской зимы», «Масленичная неделя», «Светлая пасха» и т.д. Были проведены соответствующие праздники с приобщением родителей к мероприятиям. 

Кроме этого ведется активная работа с социальными структурами: сотрудниками МАУ «Краеведческий музей», кадетами школы, с городской библиотекой имени И.И. Филатова, дети посещали Храм Покрова Божией Матери города.

Работая по данной программе, мы с полной уверенностью можем сказать о том, что программа «Социокультурные истоки» очень актуальна и необходима в наши дни. Так как каждая тема ориентирована на положительный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких – так программа превращаются в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым делам и поступкам. Так развивается идея активного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)

Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....

Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные Истоки»

В работе описан алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Социокультурные Истоки"....

"Из опыта работы. Реализация программы "Социокультурные истоки" во вторых младших группах"

В отчете представлены материалы по реализации программы "Социокультурные истоки" во вторых младших группах....

Консультация для воспитателей «Преемственность технологий и содержания образования в реализации программы «Социокультурные истоки»

Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период является формирование духовно - нравственной основы личности. А также присоединение ребёнка и его родителей к базовым...

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования".

В данном материале представлен доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования"....

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Сообщение к педсовету №4 "Реализация программы "Социокультурные истоки в музыкальном развитии дошкольников (с элементами практики)"

Сообщение к педсовету №4 "Реализация программы "Социокультурные истоки в музыкальном развитии дошкольников (с элементами практики)"...