Консультация для воспитателей «Преемственность технологий и содержания образования в реализации программы «Социокультурные истоки»
консультация
Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период является формирование духовно - нравственной основы личности. А также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Преемственность технологий и содержания образования в реализации программы «Социокультурные истоки»
Дошкольный возраст — это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период является формирование духовно - нравственной основы личности. А также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Существенной особенностью, рассматриваемой нами программы, является устранение разрывов между дошкольным образованием и детским садом. Как в детском саду, так и в школе, обучение и воспитание объединяется в единый образовательный процесс, создавая условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных категорий – ценностей и технологий эффективного обучения. Таким образом, достигается выход на новое понимание качества образования, включающего в себя не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных умений и управленческих навыков. Единство линий преемственности программ школы и дошкольной организации определяется: -Согласованностью целей и задач; -Единой системой категорий и ценностей; -Активным методом развития и воспитания; -Едиными педагогическими технологиями; -Преемственностью образовательного инструментария; -Участием в воспитательной программе родителей; -Ориентацией на социально значимые результаты. Таким образом обеспечивается непрерывность процесса воспитания и развития в дошкольной организации, осуществляется выход на новое понимание качества образования. Подробно рассмотрим, как данная программа обеспечивает преемственность содержания в детском саду и в начальной школе.
1.Так во II младшей группе детского сада осваиваются категории «Слово», «Образ», «Книга». В начальной школе работа по дальнейшему усвоению и наполнению этих категорий проводится в 1 классе по книге «Азбука истоков» и воспитательной программе.
2. В детском саду работа по освоению категории «Слово» обеспечивается на занятиях по темам: «Любимое имя», «Доброе слово», «Ласковая песня», «Праздничная песня». Первое слово, которое дарят ребенку родители – это его имя, поэтому тема первого занятия с детьми 3-4 лет «Любимое имя». Ребенок не только слышит доброе и ласковое слово, но и сам учится его произносить. В первом классе углубляется работа по наполнению категории «Слово». Детям показано высокое предназначение слова, прививается уважительное отношение к нему, дается понятие слово-сравнение, слов описание.
3. В средней группе проводится работа по освоению и наполнению категорий «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Дети 4-5 лет (средняя группа) осознают, что у них есть родной дом, семья, основой которой является взаимная любовь. Категория «Родной очаг» раскрывается темами «Дружная семья» и «Домашнее тепло». Таким образом, знания и представления детей расширяются, углубляются и конкретизируются.
4. В старшей группе происходит первоначальное ознакомление с категориями внутреннего мира человека: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость». Категория «Любовь» раскрывается в доступных для детей темах «Добрые друзья» и «Добрые дела». В сказочных сюжетах утверждается идея неизменной победы добра над злом.
5. В подготовительной группе детям в доступной форме раскрываются категории, связанные с традициями: «Традиции Слова», «Образа», «Дела», «Праздника». Категории «Традиции дела» осваиваются детьми подготовительной группы на занятиях по темам: «Мастера и рукодельницы», «Старание и терпение». На занятиях дети знакомятся с социокультурными традициями в выборе жизненного пути. Важное условие психа - эмоционального развития дошкольников - общение. Потребность ребенка в общении определяется стремлением к познанию. В процессе общения ребенка со взрослыми возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяет ребенку реально оценить себя, увидеть свои возможности. Особо отметим, что сегодня недостаточно говорить о стиле взаимодействия детей и взрослых, необходим высокий уровень культуры взаимодействия. Активные формы работы - обязательная часть каждого занятия по программе «Социокультурные истоки». Очень эффективными являются: работа в паре, работа в четверке, ресурсный круг, работа в микро группе, ресурсный круг с делегированием. Со второй младшей группе в каждое занятие в детском саду включается ресурсный круг. Он проводится как в начале занятия с целью актуализации имеющихся у детей опыта и знаний, так и в его заключительной части для того, чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована, появилась мотивация к ее применению. Со средней группы вводится работа в паре. Только после того, как дети научатся работать в паре, мы переходим к следующему этапу, работе в микро группах (начиная со старшей группы). Данные активные формы позволяют осуществлять педагогическое руководство общением детей- сверстников, а это является важным фактором социального и психического развития ребенка. Участие в активных занятиях особенно значимо для детей, непопулярных, застенчивых, так как необходимость договориться, вместе озвучить результаты работы, само по себе представляет ценность. Активные формы обучения проводятся по определенным технологиям, выбор которых обусловлен готовностью детей к личностному общению. Технология проведения активных форм едина в детском саду. Активные формы работы мы используем не только на занятиях с детьми, но и в работе со взрослыми. Они являются итогом работы, проведенной в течение месяца. На многих занятиях предусмотрено участие родителей. Здесь они – не пассивные слушатели и наблюдатели, а активные участники. Дети рассаживаются на стулья, поставленные в круг. Присоединение педагога и детей к занятию осуществляется на основе всех трех видов восприятия: аудиального, визуального, кинестетического, что дает возможность активной работы на занятии. Так же важной особенностью является то, что в процессе освоения системы социокультурных ценностей и духовно - нравственного воспитания детей полностью отсутствует описание негативных способов поведения (того, как не следует поступать). Педагог не возвышается над детьми, а находиться вместе с ними в круге, принимает активное участие в разговоре. Не делается отрицательной оценки (неправильно). На занятиях предоставляется возможность высказаться каждому ребенку по его желанию.
В заключении прочитаю несколько высказываний родителей о программе «Истоки»: Вопрос: Как Вы оцениваете влияние программы «Истоки» на нравственное развитие ребенка. - «Ребенок стал более заботливым и ласковым, больше интересоваться семейными традициями». «Дочка стала добрее, научалась дружить и уважать старших. Много узнала о нашем прошлом». «Мой ребенок стал добрее, бережнее относится к природе, проявляет уважение к старшим». «Мой ребенок стал более исполнительным, ответственным». Нас радуют такие высказывания родителей о совместной работе детского сада и семьи по программе «Истоки»: - «Общаясь с педагогом и другими родителями я поняла, что наши совместные усилия улучшают результат работы с детьми, помогают в воспитании и обучении детей», «…что для достижения единства целей и задач в воспитании ребенка должно быть тесное сотрудничество педагогов детского сада и семьи», «…что формируется умение понимать друг друга в общении», «…программа «Моя семья» позволяет родителям лучше понять своего ребенка и решать многие проблемы в семье», «…педагоги заинтересованы в сближении родителей и детей и учат их уважать друг друга», «…мы работаем в одном направлении», «…совместная работа дает возможность высказать свое мнение и создает теплое отношение в коллективе», «…что у всех общая цель – вырастить из наших детей достойных, трудолюбивых и надежных людей», «…совместная деятельность способствует укреплению детско-родительских отношений, «…программа нужная и, главное, хорошо работает». Мы считаем, что данные высказывания говорят сами за себя. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)
Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....
Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные Истоки»
В работе описан алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Социокультурные Истоки"....
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования".
В данном материале представлен доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования"....
Реализация программы «Социокультурные истоки» в ФГОС дошкольного образования
Образовательная деятельность в Истоках носит развивающий и воспитывающий характер и развивается по спирали. Каждый этап базируется на предыдущем, характеризуется определенной завершенностью и является...
Реализация программы «Социокультурные истоки» в ФГОС дошкольного образования
Образовательная деятельность в Истоках носит развивающий и воспитывающий характер и развивается по спирали. Каждый этап базируется на предыдущем, характеризуется определенной завершенностью и является...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год
Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...
Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования
Воспитатель является наиважнейшим звеном в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка дошкольника. Воспитатель призван самой профессией быть у истоков детства, а...