"Из опыта работы. Реализация программы "Социокультурные истоки" во вторых младших группах"
материал (младшая группа) на тему
В отчете представлены материалы по реализации программы "Социокультурные истоки" во вторых младших группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_istoki_gmo_15.05.18.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
В МАДОУ «Золушка» программа «Социокультурные истоки» (далее по тексту – Программа) реализуется первый год. Деятельность по реализации Программы началась с создания нормативно-правового обеспечения.
Нормативно-правовое обеспечение программы духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки» в ДОО
На основании приказов: Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от 18.07.2017г. №1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях ХМАО – Югры; Управления образования Администрации города Когалыма от 01.08.2017г. № 539 «О введении программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях города Когалыма» дошкольным учреждением изданы приказы «О введении программы «Социокультурные истоки» в дошкольной организации» №238 от 15 августа 2017г. и «Об утверждении дорожной карты по реализации программы «Социокультурные истоки» в дошкольной организации» №241 от 21 августа 2017г.
Учебно-методическое обеспечение Программы
В 2017 - 2018 учебном году реализация программы осуществлялась во 2-х младших группах. Работа по Программе началась с ознакомления педагогов с особенностями и содержанием программы, методическими пособиями. Проведены консультации на тему: «О программе «Социокультурные истоки», «Развитие духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста». На 2018-2019 год запланированы КПК по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки». Также педагоги самостоятельно занимались изучением вопросов духовно – нравственного развития.
Разработан и утвержден план мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в МАДОУ «Золушка», план работы с родителями по серии книг для развития детей к Программе. Педагогами разработаны конспекты итоговых мероприятий по Программе для вторых младших групп.
Приобретены комплекты книг для всех возрастных групп, методические пособия.
Комплект состоит из 17 книг:
- 3 - 4 года: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга»;
- 4 - 5 лет: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»;
- 5 - 6 лет: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»;
- 6 - 7 лет: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».
Формирование социокультурной образовательной среды (создание центров развития и т.д.).
В группах оборудованы игровые центры способствующие решению задач духовно – нравственного развития: родной природы, семьи, детского рисунка, детской книги, музыки, театрализации, ряженья.
Работа в группах строилась на основе трех книг развития «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». В течение учебного года у детей формировались такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга». В рамках данных тем воспитатели знакомили детей с фольклорным материалом: потешками, закличками, хороводными играми, народными песнями, стихами, сказками, пословицами о любви к матери, семье. Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществлялся процесс познания окружающего мира, формировались нравственные взаимоотношения и качества, что способствовало эффективному решению задач духовно-нравственного развития дошкольников. Также воспитатели организовывали слушание аудио сказок перед сном и в вечерние часы, просмотр мультфильмов по мотивам русских - народных сказок и т.д. Повседневная работа по реализации Программы осуществлялась во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение и ООД.
Наличие инициатив ДОО, связанных с реализацией Программы (социальное партнерство, взаимодействие с родителями и т.д.).
Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, поэтому на первом групповом собрании во всех 2-х младших группах, педагоги познакомили родителей с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями. Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной. Также знакомство родителей с деятельностью по Программе проходило в группах через консультации, оформление родительских стендов, участие родителей в мероприятиях, выполнение творческих заданий по книгам развития.
В рамках деятельности по Программе в группах, и в ДОУ при непосредственном участии родителей организованы выставки совместного творчества: «Золотая осень в Когалыме», «Моя мама лучше всех», «Мамин праздник» и др.; выставки любимых книг: «Волшебный мир сказок», «Любимые книжки наших малышей»; фотовыставки: «Новогодний праздник», «Мой папа», «Моя мамочка», «Мамин праздник», «Любимый город» и др.; оформлены фотоальбомы «Моя семья», «Мое генеалогическое древо». «Взаимоотношения в семье», лэпбуки «Моя семья» Организован передвижной мини - музей старинных изделий и предметов «Русская изба».
Создание условий, способствующих развитию детской инициативы в процессе реализации Программы.
Педагогами созданы картотеки дидактических игр, альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д. В группах имеются подборки фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские народные сказки, потешки, иллюстрации к ним.
В группах в течение года проводились итоговые мероприятия с детьми, а также открытые мероприятия совместно с родителями. В преддверии праздника Дня матери в группах организованны досуги «Моя мама лучше всех», в рамках экологического марафона и с целью воспитания бережного отношения к родной природе проведено воспитательное мероприятие «Спасем русскую березку», с целью приобщения дошкольников к русскому – народному творчеству воспитанниками подготовительной к школе группы для детей из вторых младших групп организовано музыкально – театрализованное представление «Чудо – дерево», родителями второй младшей группы для детей подготовлены театрализованные представления по мотивам русских народных сказок «Репка» и «Заюшкина избушка», организована встреча с интересными людьми «Путешествие в страну русских народных инструментов» мама рассказала детям о своем увлечении русским фольклором.
В дошкольном учреждении проведен мастер – класс для педагогов дошкольных учреждений города по теме «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора» для педагогов ДОО.
Достижения воспитанников по итогам мониторинга
В рамках реализации программы проведены промежуточный и итоговый мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-4 лет. Промежуточный мониторинг был проведен в январе и показал следующие результаты: высокий уровень – 5%, средний уровень – 25%, ниже среднего – 50%, низкий уровень – 20%.
В мае проведен итоговый мониторинг, который показал следующее: высокий уровень – 16%, выше среднего – 36%, средний – 31 %, ниже среднего – 10%, низкий уровень – 7%.
Анализ результатов мониторинга показал положительную динамику духовно-нравственного развития детей 3 - 4 лет.
На данный момент можно отметить что, за исключением детей, не владеющих речью, многие дети знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуются «добрыми» словами и знают их назначение. Большинство детей знают колыбельные песни, ее назначение, могут спеть совместно с взрослыми или детьми. У большей части детей сформировались представления о праздниках Рождество, Новый год, традициях этих праздников в своей семье.
Все дети уважительно относятся к маме, проявляют к ней заботливое отношение, любовь. Большинство детей знает потешки, стихотворения о солнышке, читают их наизусть индивидуально или хором.
У всех детей сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих, окружающих людей). Дети имеют любимую книгу, знают добрых героев сказок.
Также в мае организовано анкетирование родителей «Ребенок глазами родителей» рекомендованное к проведению программой «Социокультурные истоки». В анкетировании приняло участие 75 родителей.
Целью анкетирования было выявить на формирование каких качеств личности, коммуникативных навыков, управленческих способностей, эмоционально – чувственных проявлений ребенка, по мнению родителей, повлияла программа «Социокультурные истоки».
Родители считают, что реализация Программы повлияла на формирование таких качеств личности, как любовь к родителям, оказание им посильной помощи, честность, правдивость, доброжелательности, умение дружить, желание участвовать в семейных праздниках, умение понимать чувства, эмоции другого человека, отличать добро и зло, говорить выразительно и эмоционально, вести беседу с родителями, близкими и окружающими.
Таким образом, деятельность по реализации программы «Социокультурные истоки» во вторых младших группах, на наш взгляд можно считать удовлетворительной. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы педагогами была выявлена общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания.
В связи с этим, перспективной задачей для педагогов на будущий учебный год будет являться активное вовлечение родителей в реализацию Программы и помощь каждому родителю в осознании, того что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные опыты и эксперименты для детей второй младшей группы
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...
Обобщение опыта: "Развитие игровой деятельности во второй младшей группе"
Обобщение опыта: "Развитие игровой деятельности во второй младшей группе"...
Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки».
Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки»....
Проект "Использование строительного материала и лего-конструктора в реализации рабочей программы второй младшей группы"
Развитие познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые ...
Занимательные опыты и эксперименты для детей второй младшей группы. ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
занимательная опытно-экспериментальная деятельность...
Анализ работы педагогов по реализации ФГОС во второй младшей группе за учебный год 2021–2022.
Анализ работы педагогов по реализации ФГОС во второй младшей группе за учебный год 2021–2022.Общая характеристика группы.В 2020-2021 учебном году мы работали с детьми второй младшей гр...
Примерный перечень художественной литературы для реализации ФОП для второй младшей группы
Примерный перечень художественной литературы для реализации ФОП для второй младшей группы (3-4 года)...