Самообразование
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №14 «Березка»
(МБДОУ «Детский сад №14 «Березка»)
Индивидуальный образовательный маршрут
________________________________
Старшая группа
2023 – 2024 учебный год
Воспитатель: Фомина Н.В.
Учитель-логопед: Кайгородова Н.В.
Педагог-психолог: Ярмош К.С.
Музыкальный руководитель: Смирнова Г.М.
Инструктор по физической культуре: Присяжнюк В.В.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ,
посещающим группу общеразвивающей направленности
на период 2023 – 2024 учебный год
- Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: _______________
Дата рождения: 04.10.20___
Группа: Старшая группа
Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год (2023-2024год)
Цель индивидуального образовательного маршрута: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ТНР.
Заключение и рекомендации ТПМПК | АООП для детей с ТНР Занятия по логоритмике. Развитие эмоционально-волевой сферы № ______ от 12.09.20____ |
Образовательная программа: | Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР дошкольного возраста. |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Освоение ребенком Основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с ФОП ДО |
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-развивающих условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности. |
Формы комплексного сопровождения
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Разнообразные | Воспитатели |
Психологическая помощь | 2 раза в неделю | Индивидуально, малые группы (до 5 человек) | Педагог-психолог |
Логопедическая помощь | 2 раза в неделю | 1 – Индивидуально, 1 – Подгрупповое | Учитель-логопед |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Музыкальный руководитель |
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю | 2 групповых в физкультурном зале, 1 на улице в форме проведения подвижных игр | Инструктор по ФИЗО |
II. Условия реализации индивидуального образовательного маршрута
Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АОП для детей с ТНР; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья (для каждого ребенка индивидуально).
Режим пребывания ребенка в ДОУ | Пять дней в неделю, полный день |
Соматическое состояние | Группа здоровья II |
Взаимодействие специалистов ДОУ | - Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно- образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду. |
Создание «безбарьерной» среды
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения |
Освещенность | - Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. |
Создание коррекционно- развивающей среды. | - Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые центры). - Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (фронтальный кабинет, методические пособия (зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала ). |
Специально структурированная информация | - Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков - Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы по лексическим темам |
Специальные условия организации педагогического процесса
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Направления деятельности | Потребности ребенка |
Построение образовательного процесса | - Занятие строить так, чтобы работа анализаторов чередовалась. - Соблюдение режима познавательных, зрительных и двигательных нагрузок - Дозировка работы с учетом требований СанПИНа. - Выполнение мероприятий для снятия общего утомления (физминутка и динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - В начале занятия по ИЗО- деят-ти, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. |
Специальная организация рабочего места ребенка | - Рабочая поверхность горизонтальная - Размер мебели в соответствии с ростом |
Спец. организация раб. позы ребенка | - Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища - Постоянный контроль за осанкой |
Инд.ритм и темп деятельности | В соответствии с речевыми, эмоционально-волевыми и познавательными возможностями |
Формы работы с ребёнком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д. |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, демо-систем, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация). |
III. Индивидуальный образовательный маршрут
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого- педагогическом консилиуме ДОУ - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог- психолог, логопед) в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Учитель-логопед Педагог - психолог Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно- развивающие задачи | - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Развитие и коррекция нарушения речи - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. - Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей. | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно- образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
- Педагогическое сопровождение
Воспитатель (перспективное планирование).
Цель: создание благоприятных условий для подготовки к жизни в современном обществе, для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка.
Содержание | Формы, методы | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие со специалистами ДОУ |
Навыки самообслуживания, Навыки общения, Познавательные умения и навыки, Развитие моторики. | Сенсорное развитие: цвет, величина, форма, звук, представление о свойствах предметов и материалов. Освоение предметно-практической деятельности. Освоение продуктивных видов деятельности. Развитие элементарных математических представлений. Формирование игровой деятельности. Развитие двигательной и гигиенической культуры. Развитие художественно-эстетических представлений ребенка. | Беседы, родительские собрания, консультации, памятки, дни открытых дверей, ширмы, открытые индивидуальные занятия, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры. Проведение совместных праздников,предоставление информации на сайте ДОУ. | Консультации (по плану, по запросу) с педагогом-психологом, учителем –логопедом; музыкальным руководителям, инструктором по ФИЗО, по развитию ребёнка. Выполнение коррекционных заданий по рекомендациям специалистов. |
Формирование социальной компетентности
Направление деятельности | Конкретные задачи на период | Формы деятельности | Показатели динамики индивидуального развития | Формы оценки динамики индивидуального развития |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении правил в детском саду | Освоить правила поведения в детском саду, осознать и усвоить свои обязанности | Коррекционная, развивающая, Трудовая | Умеет поднимать руку, не выкрикивает с места на занятиях | понятен заданный материал полностью или частично), выполнены задания специалистов (полностью или частично) |
Формирование гигиенических навыков | Самостоятельно снять, одеть верхнюю одежду, повесить вещи в гардероб, помыть руки, найти свое полотенце и повесить обратно | Трудовая | Следит за чистотой вещей, ухожен | Контроль за умением самостоятельно организовать себя |
Формирование адекватного поведения в ситуациях межгруппового взаимодействия | Умение начинать и оканчивать разговор, слушать, ждать, вести диалог, играть в коллективной игре. Умение контролировать свои эмоции и распознавать эмоции других | Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах во время ситуаций межгруппового взаимодействия | Сверстники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Ребенок не жалуется на конфликты с детьми, сам научился их разрешать, адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно. | Опрос и беседа с мамой, ребенком, педагогами. Наблюдение за ребенком на занятиях, в процессе игровой деятельности в ситуациях межгруппового взаимодействия |
Формирование социально- бытовой ориентировки на улице | Умение ориентироваться на улице, определять исходную точку, направление и пункт назначение группового движения | Продуктивное взаимодействие в паре, в ситуациях межруппового взаимодействия. | Способность вступать в коммуникацию с представителями социальной сферы во время посещения библиотеки | Посещение библиотеки вместе с воспитанниками группы |
Динамика: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заместитель заведующего по ВР ________________/________________/
Педагог-психолог _____________________/_______________________/
Учитель-логопед_____________________/________________________/
Воспитатель_____________________/____________________________/
Родитель: С результатами работы за год ознакомлен _______________________/______________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...