Самообразование
методическая разработка

Фомина Нина Валерьевна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №14 «Березка»

(МБДОУ «Детский сад №14 «Березка»)

Индивидуальный образовательный маршрут

________________________________

Старшая группа

 

2023 – 2024 учебный год

Воспитатель: Фомина Н.В.

Учитель-логопед: Кайгородова Н.В.

Педагог-психолог: Ярмош К.С.

Музыкальный руководитель: Смирнова Г.М.

Инструктор по физической культуре: Присяжнюк В.В.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ,

посещающим группу общеразвивающей направленности

на период 2023 – 2024 учебный год

  1. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка: _______________

Дата рождения: 04.10.20___

Группа: Старшая группа

Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год (2023-2024год)

Цель индивидуального образовательного маршрута: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ТНР.

Заключение и рекомендации ТПМПК

АООП для детей с ТНР Занятия по логоритмике. Развитие эмоционально-волевой сферы

№ ______ от 12.09.20____

Образовательная программа:

Основная общеобразовательная  программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР дошкольного возраста.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка

Освоение ребенком Основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с ФОП ДО

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание коррекционно-развивающих условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.

Формы комплексного сопровождения

Направление работы

Кол-во занятий

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

5 дней в неделю

Разнообразные

Воспитатели

Психологическая помощь

2  раза в неделю

Индивидуально, малые группы (до 5 человек)

Педагог-психолог

Логопедическая помощь

2 раза в неделю

1 – Индивидуально,

1 – Подгрупповое

Учитель-логопед

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

Групповые

Музыкальный руководитель

Физкультурные занятия

3 раза в неделю

2 групповых в физкультурном зале, 1 на улице в форме проведения подвижных игр

Инструктор по ФИЗО

II. Условия реализации индивидуального образовательного маршрута

Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АОП для детей с ТНР; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья (для каждого ребенка индивидуально).

Режим пребывания ребенка в ДОУ

Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

Группа здоровья II

Взаимодействие специалистов ДОУ

- Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

- Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно- образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Создание «безбарьерной» среды

Построение комфортной среды

Ресурсы для решения

Освещенность

- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Создание коррекционно- развивающей среды.

- Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые центры).

 - Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (фронтальный кабинет, методические пособия (зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала ).

Специально структурированная информация

- Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков

- Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики

- Планы, схемы для составления рассказов

- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию

- Таблицы по лексическим темам

Специальные условия организации педагогического процесса 

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

- Занятие строить так, чтобы работа анализаторов чередовалась.

- Соблюдение режима познавательных, зрительных и двигательных нагрузок

- Дозировка работы с учетом требований СанПИНа.

- Выполнение мероприятий для снятия общего утомления (физминутка и динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

- В начале занятия по ИЗО- деят-ти, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Специальная организация рабочего места ребенка

- Рабочая поверхность горизонтальная

- Размер мебели в соответствии с ростом

Спец. организация раб. позы ребенка

- Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

- Постоянный контроль за осанкой

Инд.ритм и темп деятельности

В соответствии с речевыми, эмоционально-волевыми и познавательными возможностями

Формы работы с ребёнком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием работы с ребенком

Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д.

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, демо-систем, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация).

III. Индивидуальный образовательный маршрут

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого- педагогическом консилиуме ДОУ

- Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка

- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог- психолог, логопед) в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- Воспитание положительных личностных качеств

- Совместная работа специалистов в этом направлении

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог - психолог

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно- развивающие задачи

- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка

- Развитие и коррекция нарушения речи

- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи

- Развитие познавательной активности ребенка

- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ

 - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями

- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно- образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

  1.   Педагогическое сопровождение

Воспитатель (перспективное планирование).

Цель: создание благоприятных условий для подготовки к жизни в современном обществе, для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка.

Содержание

Формы, методы

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие     со специалистами ДОУ

Навыки самообслуживания, Навыки общения, Познавательные умения и навыки,

Развитие моторики.

Сенсорное развитие: цвет, величина, форма, звук, представление о свойствах предметов и материалов.

Освоение предметно-практической деятельности.

Освоение продуктивных видов деятельности.

Развитие элементарных математических представлений.

Формирование игровой деятельности.

Развитие двигательной и гигиенической культуры.

Развитие художественно-эстетических представлений ребенка.

Беседы, родительские собрания, консультации, памятки, дни открытых дверей, ширмы, открытые индивидуальные занятия, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры.

Проведение совместных праздников,предоставление информации на сайте ДОУ.

Консультации (по плану, по запросу) с педагогом-психологом,

учителем –логопедом; музыкальным руководителям, инструктором по ФИЗО, по развитию ребёнка.

Выполнение коррекционных заданий по рекомендациям специалистов.

Формирование социальной компетентности 

Направление деятельности

Конкретные задачи на период

Формы деятельности

Показатели динамики индивидуального развития

Формы оценки динамики индивидуального развития

Помощь ребенку в усвоении и соблюдении правил в детском саду

Освоить правила поведения в детском саду, осознать и усвоить свои обязанности

Коррекционная, развивающая, Трудовая

Умеет поднимать руку, не выкрикивает с места на занятиях

понятен заданный материал полностью или частично), выполнены задания специалистов (полностью или частично)

Формирование гигиенических навыков

Самостоятельно снять, одеть верхнюю одежду, повесить вещи в гардероб, помыть руки, найти свое полотенце и повесить обратно

Трудовая

Следит за чистотой вещей, ухожен

Контроль за умением самостоятельно организовать себя

Формирование адекватного поведения в ситуациях межгруппового взаимодействия

Умение начинать и оканчивать разговор, слушать, ждать, вести диалог, играть в коллективной игре. Умение контролировать свои эмоции и распознавать эмоции других

Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах во время ситуаций межгруппового взаимодействия

Сверстники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Ребенок не жалуется на конфликты с детьми, сам научился их разрешать, адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно.

Опрос и беседа с мамой, ребенком, педагогами. Наблюдение за ребенком на занятиях, в процессе игровой деятельности в ситуациях межгруппового взаимодействия

Формирование социально- бытовой ориентировки на улице

Умение ориентироваться на улице, определять исходную точку, направление и пункт назначение группового движения

Продуктивное взаимодействие в паре, в ситуациях межруппового взаимодействия.

Способность вступать в коммуникацию с представителями социальной сферы во время посещения библиотеки

Посещение библиотеки вместе с воспитанниками группы

Динамика: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заместитель заведующего по ВР ________________/________________/

Педагог-психолог _____________________/_______________________/

Учитель-логопед_____________________/________________________/

Воспитатель_____________________/____________________________/

Родитель: С результатами работы за год ознакомлен _______________________/______________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...