Семинар - практикум для педагогов ДОУ
методическая разработка
Позновательное развитие детей по ФОП ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_seminara.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
семинара-практикума
"Познавательное развитие детей по ФОП ДО"
План семинара - практикума:
I. Вводная игра "Ассоциации"
II. Аукцион педагогических идей
III. Мозговой штурм "Почему дошкольникам неинтересно заниматься"
IV. Обмен опытом "Приёмы познавательного развития детей в ДОО"
V. Дискуссия "Педтехнологии в работе педагога"
VI. Рефлексия "Что может помешать мне реализовать задачи познавательного развития детей по ФОП ДО"
VII. Итоги и предложения
Цель семинара-практикума: оказать методическую поддержку педагогам в ходе решения задач образовательной области "Познавательное развитие" в соответствии с ФОП ДО.
Задачи:
- выявить уровень профессиональной подготовки педагогов к реализации ФОП ДО;
- актуализировать их знания основных положений, понятий и принципов ФОП ДО;
- развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, чётко излагать мысли и моделировать ситуацию;
- совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в вопросах познавательного развития дошкольников.
Ход семинара - практикума
Старший воспитатель встречает участников семинара-практикума и озвучивает тему. Предлагает ознакомиться с методическими материалами расположенных на столе.
Педагог-психолог: Добрый день, дорогие коллеги! Прежде чем мы начнём наш семинар-практикум, предлагаю вам сыграть в ассоциации. Эта игра поможет нам психологически настроится на работу.
I. Вводная игра "Ассоциации"
Педагог-психолог кидает теннисный мячик и задаёт вопрос тому, кто его поймал. Педагог быстро отвечает на вопрос и возвращает мяч. Важно чтобы каждый педагог назвал хотя бы одну ассоциацию.
Примеры вопросов:
- если педагог- цвет, то какой?
- если педагог - геометрическая фигура, то какая?
- если педагог - настроение, то.....
- если педагог сказочный герой. то...
- если педагог время года, то....
- если педагог вид спорта. то....
- если педагог цветок, то...
- если педагог планета, то...
- если педагог игра, то .....
Старший воспитатель: Продолжаем уважаемые коллеги, предлагаю вспомнить задачи образовательной области "Познавательное развитие". В процессе познавательного развития необходимо развивать у детей любознательность, интерес и мотивацию к познавательной деятельности, поддерживать их инициативу и самостоятельность. Сегодня мы разберем, как грамотно выстроить эту работу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Как вы знаете задачи познавательного развития можно решать в ходе разных видов деятельности. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Через неё дети познают мир, социализируются, приобретают необходимые знания и навыки. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Предлагаю вам посмотреть памятку, она напомнит, как меняются игры на каждом возрастном этапе и как они влияют на познавательное развитие дошкольников.
Старший воспитатель раздаёт педагогам памятки, которые заранее были подготовлены.
II. Аукцион педагогических идей
Старший воспитатель: ФОП ДО включает планируемые результаты освоения детьми образовательной программы для каждого возрастного периода. Рассмотрим, на какие планиру6мые результаты познавательного развития детей должен ориентироваться педагог в соей работе. Возьмите карточки. В левой колонке таблицы - целевые ориентиры. В правой вам необходимо перечислить условия, которые на ваш взгляд помогут вам их достичь.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ - ребенок проявляет любознательность - задаёт вопросы взрослым и сверстникам - интересуется причинно-следственными связями - пытается самостоятельно объяснить явления природы и поступки людей - склонен наблюдать и экспериментировать - обладает начальными знаниями о себе и социальном мире - способен к принятию собственных решений | УСЛОВИЯ (примерные ответы) Метод проектов; поисково-практическая деятельность; технология ТРИЗ Наблюдения; игровые проблемные ситуации Центр экспериментирования экологическая тропа; развивающая среда |
Педагоги выполняют задание, заполняют таблицу, а затем озвучивают и обсуждают свои варианты ответов. При необходимости старший воспитатель дополняет или корректирует ответы педагогов.
Старший воспитатель: чтобы дети всесторонне развивались, важно индивидуально подходить к каждом воспитаннику. Это помогает сделать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Каких принципов должен придерживаться педагог, чтобы составить его?(педагоги отвечают)
Мы с вами знаем, что у каждого ребенка свой темп развития и свои особенности. В одной группе могут быть и одаренные и отстающие воспитанники. Одни могут скучать на занятиях, а другие испытываю трудности в освоении образовательной программы. Иногда мотивация пропадает у самого педагога. Предлагаю нам вместе найти ответы на вопросы, почему дошкольникам может быть неинтересно заниматься и когда педагогу неинтересно вести занятие.
III. Мозговой штурм "Почему дошкольникам неинтересно заниматься"
Старший воспитатель предлагает участникам семинара- практикума разделиться на три команды - "воспитанники", "педагоги", "эксперты". Первые две команды отвечают на вопрос, подбирают несколько принин и записывают их. Затем команда "экспертов" выделяют 2-3 наиболее актуальных ответа от каждой группы и озвучивают их. Например, "педагои" могут сказать, что ребенок потеряет интерес к занятиям, если заставлять его выполнять сложное для него задание. Среди ответов "воспитанников" могут быть, например, "мне скучно", "я не успеваю за другими", или "мне не нравится воспитатель".
IV. Обмен опытом "Приёмы познавательного развития детей в ДОО"
Старший воспитатель: решать задачи познавательного развития детей педагогам помогаю разные приёмы. Какие из них вы используете в своей работе?
Педагоги представляют один из приёмов обучения. Их задача - рассказать, в чём его суть, привести примеры. Затем старший воспитатель предлагает обсудить представленные приёмы и рассказать другим педагогам о своём опыте работы: какие из этих приёмов и как они используют на занятиях, насколько они эффективны. В конце старший воспитатель раздаёт памятки с основными принципами.
ВАЖНО! Чтобы выстроить ИОМ воспитанника, педагог должен следовать этим принципам:
- формулировать цели в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
- придерживаться содержания образовательной программы детского сада
- выбирать методики и приёмы в соответствии с возрастными особенностями развития дошкольников
- подбирать инструменты для комплексных диагностик развития детей
- учитывать возможности и ресурсы ДОО для удовлетворения потребностей ребёнка
- создавать условия, чтобы достигнуть поставленной цели
- определить, каких результатов ребенок может достичь к моменту перехода на школьную ступень обучения.
V. Дискуссия "Педтехнологии в работе педагога"
Старший воспитатель: ещё один профессиональный инструмент педагога - педтехнологии, в том числе для познавательного развития детей. Педагог который внедряет в работу современные технологии известных специалистов в сфере дошкольного образования, обладает высокой технологической компетентностью. Главная задача для каждого педагога детского сада - развивать познавательную активность детей, активизировать их познавательную деятельность. Ответьте на вопрос. интересно ли педагогу работать, а воспитанникам - заниматься. если он использует современные, инновационные технологии? Приведите примеры технологий и докажите их эффективность.
Участники делятся на две команды "педагоги" и "эксперты". "Педагоги" перечисляют технологии. которые помогут повысить интерес к занятиям. Подбирают по три довода, чтобы доказать их эффективность. Из ответов "эксперты" выбирают две-три педтехнологии, которые считают наиболее актуальными для познавательного развития детей и аргументируют свой выбор.
Старший воспитатель: педагог должен ориентироваться в современных технологиях, но при этом каждый педагог одну и ту же технологию реализует по разному. В этом и проявляется их профессионализм и педагогическое мастерство. Все интересные технологии представляют возможность для творчества не только педагогам. но и детям. Ребята экспериментируют, познают окружающий мир, применяют знания на практике. Расскажите какие технологии используете вы?
Педагоги делятся опытом. В конце старший воспитатель раздаёт памятку с информацией о педтехнологиях для работы с детьми.
VI. Рефлексия "Что может помешать мне реализовать задачи познавательного развития детей по ФОП ДО"
Старший воспитатель держит на ладони теннисный мяч.
Старший воспитатель: я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой. как наша Земля. Земля - это дом, в котором разворачивается моя жизнь. Чтобы я сделала с моей жизнью, если бы полностью была властна над ней? Давайте посмотрим на проблему введения ФОП ДО в целом так, будто вы держите её на ладошке.
Старший воспитатель передаёт мяч первому участнику. Педагог держит мяч на ладони и представляет проблему, высказывает отношение к ней. Затем - предает мяч следующему участнику. Ответы педагогов не обсуждаются. Здесь нет "правильных" и "неправильных" ответов. Важно обсуждение педагогов.
Старший воспитатель: король одной планеты в сказке Антуана де Сент- Экзюпери "Маленький принц"говорил: "Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя".Что могут означать эти слова в контексте нашей работы?
Педагоги отвечают на вопрос.
Старший воспитатель: ставьте перед собой и перед детьми реальные цели. Всегда руководствуйтесь принципом: "Главное - не навредить!" Помните, что дошкольный возраст - это возраст почемучек. Когда ребенок задаёт много вопросов, он познаёт мир. Педагог который находится рядом выполняет роль проводника в этот огромный мир. Поддерживайте любознательность в детях.
VII. Итоги и предложения
Старший воспитатель: сегодня мы с вами актуализировали знания и определили условия успешного познавательного развития дошкольников. Предлагаю вам оценить нашу работу.
Старший воспитатель прикрепляет на доску плакат с изображением светофора. На столе лежат красные, желтые, зеленые стикеры. Если вы довольны сегодняшней работай, то на светофоре загорается зеленый. Если думайте, что могли бы лучше справится, значит желтый, а если не доволен работой, то красный.
Педагоги прикрепляют стикеры.
Старший воспитатель: коллеги остались ли у вас предложения, как улучшить работу в нашем детском саду по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие"?
Педагоги высказываются, старший воспитатель записывает актуальные предложения.
Старший воспитатель: наш семинар - практикум завершился, всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»
Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"
Семинар-практикум на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов" был разработан с целью расширения у педагогов круга методов и приемов в...
Семинар практикум для педагогов «Здоровье педагога- залог успеха в работе!»
Семинар практикум для педагогов...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...