Выступление на тему:«Инновационная деятельность педагога в работе с родителями. Использование технологии «фасилитации».
консультация
Выступление на тему:«Инновационная деятельность педагога в работе с родителями. Использование технологии «фасилитации».
Наступило время изменить традиционное виденье процесса совместной работы педагога с родителями. Поэтому на новом этапе появляются новые интересные и эффективные технологии. Одной из таких технологий является технология фасилитации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fasilitatsiya.docx | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»
Выступление на тему:«Инновационная деятельность педагога в работе с родителями. Использование технологии «фасилитации».
Подготовил воспитатель
первой квалификационной категории
Мельникова Т. А.
2023год
Меняется общество, люди и требования. В современных условиях и при общей занятости родителей и отсутствием желания вникать в проблемы ребенка и когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача дошкольной образовательной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Наступило время изменить традиционное виденье процесса совместной работы педагога с родителями. Поэтому на новом этапе появляются новые интересные и эффективные технологии. Одной из таких технологий является технология фасилитации.
Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Фасилитатор - педагог даёт возможность участникам в группе легко общаться, создавая атмосферу доверия, помогает точно понять им цель и направляет их найти самостоятельное оптимальное решение, при этом уважая точку зрения каждого участника, т.е. фасилитатор даёт возможность существования любой точки зрения, даже самой абсурдной.(СЛАЙД 2)
СЛАЙД 3– задачи, функции и формы
Цель фасилитации:
Помощь родителям в освоении навыков интерактивного общения с педагогом и с ребенком.
Помощь в освоении различных моделей поведения родителя; помощь получения знаний и понимания по вопросам воспитания детей.
Возможность влиять на негативные установки родителей по разным проблемам, связанных с пребыванием ребёнка в ДОУ.
Главные качества фасилитатора:
(фасилитатора можно назвать дирижером оркестра
- открытость (способность открыто выражать собственные мысли и переживания в межличностном общении, чтобы участники могли доверять ему);
- принятие (фасилитатор должен чувствовать человека, принимать его безусловно, уметь сопереживать ему);
- уверенность (за слабым «лидером» никто не пойдет!);
- развитая рефлексия (умение фасилитатора смотреть на себя со стороны, объективно оценивать свои высказывания и действия).
Применение технологий фасилитации
требует от воспитателя соответствующих ролевых позиций.
1.Умение строить открытые, доверительные отношения с родителями
2.Способность создавать особую атмосферу сотрудничества.
3.Снимать барьеры и помехи во взаимодействии.
4.Раскрывать ресурсы участников образовательных отношений.
Наличие всех этих качеств облегчает процесс обучения детей (родителей) Такого специалиста можно назвать фасилитатором.
Технологии фасилитации позволяют по-новому взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями.
Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса.
Все формы с родителями подразделяются на:
- коллективные (массовые),
- индивидуальные и наглядно-информационные;
- традиционные и нетрадиционные.
Остановимся на нетрадиционных формах работы.
Творческий конкурс в настоящее время является одной из самых популярных форм взаимодействия с семьей.(СЛАЙД 5, 6)
Хорошей традицией в нашем группе и саду стала организациифотовыставок на различные темы. Выставки мы оформляем на стене в приемной комнате или в группе. Родители с интересом рассматриваютфотографии, а дети радуются, увидев себя или своего товарища на фото(СЛАЙД 7, 8,9)
Проведениеакций.Такаяформа работыпозволяет охватить детей иродителейгруппы и даже всегодошкольного учреждения.(СЛАЙД 10,11, 12)
Наиболее интересной и продуктивной формой взаимодействия являетсяорганизация совместных праздников и развлечений. Мероприятия могут быть разных видов: праздники, игры-путешествия, досуги, театрализованные развлечения, экскурсии, где родители являются полноценными участниками, вместе с детьми танцуют, играют, выполняют оздоровительные упражнения. (СЛАЙД 13,14, 15 )
Вработе с родителями, помимо консультирования, удобно и продуктивно можно использовать буклеты, памятки. На сегодняшний день, при большой занятостиродителей, такаяформаочень удобна и полезна тем, что буклетили памятку можно взять с собой домой и внимательно, не спеша прочитавинформацию, воспользоваться рекомендациями и советами.Они занимает совсем немного места (можно разместить в любом местеродительского уголка, удобен в использовании, привлекает внешним видом(красочный, яркий)и содержит максимуминформации.(СЛАЙД 16, 17)
Проектная деятельность
Метод детско-родительских проектов является одним из самых современных, интересных и продуктивных методов такого взаимодействия.(где дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада). Особенностьтакого проекта заключается в том, что внем принимают участие дети, родители, а также и педагоги. Реализуя методпроектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Даем им возможность раскрываться, проявлятьсебя, но и в условиях совместной деятельности с родителями помочь им бытьближе друг к другу, свободно общаться, узнавать вместе новое. А семейные творческиепроектырасширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроитьвзаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.В своей деятельности мы использовали такие проекты: «Приготовление фруктового салата», «Мир насекомых: Божья коровка», «Мой дедушка герой».
Организация мини-музеевс дошкольниками тесно связана с проектной деятельностью. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют “мини-музеями”. Что такое мини-музей?
Мини - музей – это специальное организованное пространство группы, где расширяется кругозор и ребёнка, и взрослого; идет приобщение к вечным ценностям. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей (создать полноценный мини-музей можно только в тесном взаимодействии с родителями).Проекты: «Мы помним, мы гордимся», «Откуда хлеб пришел?», «Любимые игрушки»,«Разные материалы»,
«Одежда для кукол», «Тайны Космоса», «Слава защитникам Родины» «Мир профессий».(СЛАЙД 18)
Имеется еще одна форма взаимодействия с родителямикак мастер-класс. Мастер — класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, поэтому, именно мастер-класс позволяет сформировать у них интерес к совместной деятельности в комфортной, непринужденной обстановке. Мастер-класс помогает решать задачи ФГОС, а именно — непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками образовательной деятельности. Таким образом, родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ.
Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, является использование тренингов.
Родительский тренинг– это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
В целом работа по тренинговой программе помогает участникам:
Почувствовать собственную ответственность за свои проблемы в воспитании детей;
Осознать свою позицию в общении с детьми: понять и проанализировать свои установки при воспитании детей;
Научиться поддерживать детей с разными проблемами и разными стилями поведения;
Развивать у себя умение эффективно слушать, создавать у детей ощущение, что их понимают и принимают;
Овладеть способами выражения своих эмоций как положительных, так и отрицательных;
Видеть и понимать психологические особенности детей и учитывать эти особенности в общении с ними.
Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительскихвзаимоотношений.
Деловая игра – как форма просвещения родителей.Основная цель просветительской деятельности: повышение уровня общей культуры и социальной активности населения, повышение уровня педагогической компетентности родителей. Деловая игра – коллективная деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие родителей с использованием моделей, имитаций, ролей.
Деловые игры позволяют полно воспроизводить деятельность родителей, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.Периодичность проведения деловых игр с родителями: 1 – 2 раза в год.
Еще одна инновационная форма взаимодействия ДОУ с семьями– стенгазета.Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.Выпуски могут быть посвящены как теме месяца, так и праздникам, проводимым в ДОУ.Создание стенгазеты начинается с выбора темы и обязательного продумывания оригинального названия, которое ярко выделяется. Оформляя публикации, можно использовать различные традиционные и нетрадиционные материалами: краски, цветная бумага различной текстуры, карандаши, фломастеры, клей, блестки, вырезки из журналов и даже природный материал.Каждый педагог, оформивший хоть раз стенгазету, видит свойрезультат работыс родителями, с каким интересом они воспринимают отчет, о проведении мероприятия внаглядной информации.(СЛАЙД 20)
Дни открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в детском объединении. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете.
Целью проведения Дня открытых дверей является показ талантов и способностей детей. Родители видят своего ребёнка одарённым, талантливым в той или иной области. День открытых дверей – это проявление уникальности и самих педагогов. Педагоги проводят занятия – игры, занятия – сказки, диспуты, конференции и т. п. Родители видят особенности коллектива детского объединения: энергичность, доброжелательность, инициативность, трудолюбие.
Может проводиться до 3 раз в год.
Семинары-практикумы.
Интересной формой работы с семьями обучающихся можно считать семинары-практикумы. Они планируются и организуются на основе анкетного изучения интересов и запросов родителей, и посвящены актуальным вопросам воспитания: «Как воспитывать ребенка», «Наказывать или не наказывать ребенка» и пр.
Особенностью таких семинаров и их отличием отродительских собранийявляется то, что они проводятся для небольшого круга представителей семей, посвящены одной узкой тематике и включают в себя не столько выступления педагогов и других специалистов, сколько выступление самих родителей.
Такой родительских самообуч, свободный обмен мнениями, рассказ о своем опыте взаимодействия с ребенком дает возможность родителям приобрести новые знания, скорректировать свои представления о педагогике, а педагогам — диагностировать уровень компетентности родителей и оказать квалифицированную помощь, дать профессиональный совет.
Данная форма организации взаимодействия с родителями способствует установлению между педагогами и родителями еще более доверительных отношений, дает педагогам осознание значимости семьи в воспитании ребенка, а родителям — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Дискуссияэто одна из форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.
Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.
Различают следующие формы дискуссии:
•круглый стол- самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
•симпозиум- обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
•дебаты- обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Существует еще одна форма работы с родителями, как устный педагогический журнал. Эта форма позволяет наладить с родителями более искренние, доверительные, партнерские отношения, услышать их мнение, иметь возможность равноправного диалога педагога и родителей. Журнал состоит из 3—7 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут.
Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг, вопросами. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
Примерные темы Устных журналов: «Адаптация к ДОУ», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка», «О здоровье ребенка всерьез», «Секреты светофора», «Развитие речи детей дошкольного возраста», «У порога школы» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Дни добрых дел и помощь в организации развивающей среды группы. Цель таких мероприятий: взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды.
Огромное воспитательное воздействие на детей оказывает участие родителейв«Дняхдобрых дел»(мероприятия, направленные на улучшение условий содержания воспитанников в ДОУ – установка качелей, ремонт и покраска оборудования, изготовление кормушек, заливка горки и т. п.). Примерродителей также мотивирует детей на совершениедобрыхпоступков во благо других людей.Я считаю, что такаяформа взаимодействия с родителями как организация добрыхдел является очень продуктивной. Она побуждает и мотивирует детей к совершениюдобрыхи бескорыстных поступков. Дети являются не только сторонними наблюдателями, но и непосредственными участниками конкретныхдобрых дел, ародители служат им примером.
Детский сад достаточно интересная для ребенка микросреда, которая должна составлять первые моменты его знакомства с миром. В детском саду мы стремимся создать такие условия, посредством которых каждый ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, чтобы детский сад стал для него теплым, уютным, родным домом, открытым для него, его друзей, воспитателей и родителей, где он может получить удовлетворение своих потребностей в двигательной игровой, познавательной деятельности. В ДОУ этот дом представляет предметно - развивающая среда. Поэтому мы- педагоги предлагаем родителям быть непосредственными участниками, создающими предметно-развевающею среду. Объясняя назначение каждого центра, мы непосредственно вовлекаем родителей в этот процесс. Индивидуальный и дифференцированный подходы оказываются наиболее эффективными. Решая проблему развивающей предметно-пространственной среды для группы, мы обеспечиваем психолого-педагогические условия в частиоткрытого характера образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно - развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса.Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей. Родители нашей группы - это незаменимые наши помощники.
Персональный сайт или блог воспитателя – это визитная карточка педагога в Интернет пространстве. На протяжении всей профессиональной деятельности онявляется одним из самых эффективных способов коммуникации с родителями. Это не только визитная карточка педагогической деятельности, способ обозначить свои достижения, представить наработанный опыт, но и средство обмена информацией, место для хранения информации.Черезсайт педагогупроще наладить процесс общения с родителями. Периодически добавляютсяновости или какие либо обращения к родителям.Также выкладываются полезные страницы из сети Интернет, фото и видеоматериалы группы, встреч с родителями, рекомендации, консультации, разнообразные памятки, советы, ответы на интересующие вопросы и др. Родители имеют возможность давать и обратную связь, оставлять комментарии и задавать вопросы– т.е. родитель может не только знакомиться и просматривать информацию, но и общаться с педагогами группы.Кроме этого, сайты является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Одной из интереснейших, на наш взгляд,формой работы с родителями являются видеорепортажи. Суть этого видаработы – авторская видеосъёмка и создание видеороликовпедагогом сюжетов на определенную тематику. Педагог выступает в роли режиссера и оператора. Таким образом, осуществляются важные принципы организацииработы с семьей: открытость детского сада для семьи (ведь каждомуродителюобеспечивается возможность знать ивидеть, как живет и развивается его ребенок); а также отсутствиеформализма в организации работы с семьей.Целью созданиявидеороликовявляется вовлечение семей в образовательную деятельность, а также повышение их родительско – педагогической компетентности. В зависимости от содержания ролик может носить форму видео статьи, репортажа, хроники, зарисовки, интервью, отчета, киножурнала, этюда, заметки, мастер-класса, видео урока и т. д.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности педагога и детей (ООД) с использованием технологий культурных практик по теме "Привольная Самара".
Главной целью данной образовательной деятельности является познакомить детей с городом Самара через восприятие художественной литературы, а так же формировать ценностное отношение, как к городу Самара...
Использование технологий фасилитации, как форма взаимодействия с родителями
отчет по теме самообразования. Технология фасилитации при работе с родителями...
Выступление по теме :Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применя...
Мастер-класс для педагогов по работе с родителями«Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Мастер-класс для педагогов по работе с родителями«Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»...
«Опыт работы: использование технологии «фасилитации» в ДОУ»
Данный материал посвящен современным ориентирам построения взаимоотношений между всеми участниками образовательных отношений....
Буклет для родителей « Использование технологии фасилитации на родительских собраниях»
Буклет для родителей « Использование технологии фасилитации на родительских собраниях»...
Инновационная деятельность педагога в работе с родителями. Использование технологии «фасилитации»
Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, облегчать, способствовать) - это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности....