Использование технологий фасилитации, как форма взаимодействия с родителями
консультация (подготовительная группа)

отчет по теме самообразования. Технология фасилитации при работе с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя тема самообразования «Формирование гражданско-патриотического воспитания, через проектную деятельность»

ФГОС требует от нас создания единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, привлечения родителей стать участниками полноценного воспитательного процесса.

Фасилитация – продвигать, облегчать, снимать барьеры.

Фасилитировать – сделать легким.

Следовательно, фасилитативные технологии при работе с семьей, технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами.

Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуаций.

В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию:

-создание условий для становления основ патриотического сознания

детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития .

Патриотическое воспитание по ФГОС подразумевает следующие

задачи:

-формирование нравственно- духовных особенностей личности;

-формирование чувств гордости за свою нацию;

-формирование почтительного отношения к национальным и

культурным традициям своего народа.


О необходимости патриотического воспитания говорится в Законе Российской Федерации

« Об образовании», где одной из приоритетных задач системы образования ставится: «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям.

 Перед первым родительским собранием я  провела анкетирование родителей на тему «Проектная деятельность».  По результатам  анализа анкет, было выявлено что, родители имеют представление о проектной деятельности и  окажут помощь детям в создании проектов.

В начале 1 родительского собрании мы провели игру "Продолжи предложение".

Чтобы общаться надо. (говорить).Смущение мешает. (общению).

Обмен мнениями позволяет. (найти правильное решение).Чтобы не отступать от темы собрания. (надо говорить по теме).Чтобы не занимать много времени у других участников надо. (говорить четко и кратко).

Чтобы добиться поставленной цели надо быть. (активными, креативными и т. п.)Чтобы уложиться в отведенное время надо работать в. (хорошем темпе).Воспитатель обобщает предложения родителей.

Девиз собрания: Говори! Не стесняйся! Дерзай! Предлагай! Помогай! Воспитатель. Что вас (нас) всех объединяет? (Мы-родители).Далее я провела   консультацию на тему: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольника»

А также мы более подробно проговорили о проектах.  Что такое проект?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием итогового продукта. Проект всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Что является основной целью?Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности. Рассказали какие типы проектов существуют.

Типы проектов:Исследовательско – творческие, ролево – игровые, информационно-практико – ориентированные, творческие.индивидуальные. какой продукт может быть по итогу реализации проекта.

(мой край, Генеалогическое древо, мой город, я люблю Россию, ),

Также чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско патриотического воспитания рекомендую родителям организовать маршрут выходного дня который включает в себя: посещение  памятных мест, улиц нашего города, городских мероприятий, посещение музея, знакомство с социальными объектами, зонами отдыха. Таким образом дети не только получают знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвуют в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа помогает сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Основная задача  заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания гражданских и патриотических качеств.

 Результатом таких походов станет создание семейных альбомов «моя Малая Родина», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.

На 2 этап. « Они с нами»

2 родительское собрание было запланировано провести методом «Большой круг». На этом собрании родители должны уже были поделиться опытом по созданию детско-родительских проектов. Представить презентацию проектов(мой край, Генеалогическое древо, мой город, я люблю России, Национальные костюмы коренных народов севера),

Данный метод помог участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников.Родители рассаживаются большим кругом, я формулирую тему своего самообразования.В течение 5 минут  каждый участник на своем листе бумаги записал  предлагаемые меры для реализации данной темы.По кругу каждый родитель зачитал свои предложения, остальные молча выслушивали  (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

В декабре ко дню округа  была запланирована квест-игра совместно с родителями

« Путешествие в Югру» .На февраль запланирован мастер-класс «подарок папе»(Его проводит один из родителей) -как итоговое мероприятие по проекту «23 февраля-красный день календаря»

Также для родителей имеются информационные листы: Рекомендации для родителей «Воспитание маленького патриота»2.«Где побывать  с ребенком»3. Известные люди о воспитании любви к Родине.4. Художественная литература патриотической направленности5. « день Матери» «День защитника Отечества»

3.Этап. Они без нас.

Запланировано заочное собрание. Далее методом мозгового штурма запланировано провести родительское собрание «Как памятно отметить 9 мая»-что будет итоговым мероприятием проекта «День победы, помнят деды»

«В честь кого названы улицы и переулки нашего поселка и почему?»

Родная страна

Составление рассказов на тему: «Где бы я хотел побывать», «Город, в котором я живу», «Я хочу, чтоб мой город стал…».

Беседы: «Красная книга», «Береги планету эту, ведь другой такой же нету», «О чем можно рассказать туристам о родном городе», «Красота осенней природы нашего города»,  «Что есть в нашем городе для детей», «Геб нашего города», «Улицы нашего города», «Красивые места нашего города», «Мой город — моя малая Родина», «Как город готовиться к празднику», «Украшение улиц к новогодним праздникам», «Самая главная елка страны»,

 «Улица героя», «Наши знаменитые земляки», «Богатыри Руси»,  «Защитники Родины», «Мы живем в России», «Рода войск», «Военная техника», «Масленица».

Рассматривание  альбомов, картинок: рассматривание российской символики, «Достопримечательности  Кореновска», «Мой город», «Памятники города Кореновска», «Военная техника» и др.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы», «Военные учения».

Дидактические игры: «Я живу на улице...», «Мой адрес...», «Жилое и нежилое». «Угадай здание по описанию»,  «Для чего предназначено это здание», «Угадай здание по описанию» и др.

Продуктивная деятельность: «Наша улица», «Построим разные дома», «Построим город»,  «Кремлевские башни», «Военная техника»,  подарки папам и дедушкам ко Дню защитника Отечества,

Чтение: С. Баруздин «Кто построил этот дом». С. Маршак «Наша армия», Л. Куцакова «Москва златоглавая» , Я. Аким «Земля» и др.

Виртуальная экскурсия по городу Кореновску.

Работа с глобусом,  картой России.

Слушание военных песен.

Развлечения: «Яблочный спас», «Наша Армия сильна», «Прощай, Масленица»

Родительское собрание.

«Гражданин воспитывается

с детства»

Цель:

привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,

раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.

2. Изготовление памяток на тему собрания.

Ход собрания.

1. Вступление.

Воспитатель знакомит родителей с темой родительского собрания, обобщает представления родителей о правильном воспитании гражданина своей страны – патриота своей Родины.

На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Воспитание у дошкольников начал патриотизма и толерантности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания. Сложность решения данной задачи состоит в том, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному краю. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Если воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств. Воспитывают эти чувства на разном материале: учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е.воспитываем бережливость, приобщаем к красоте окружающей природы.

Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное и социальное) в котором они живут, худ.литература, музыка, изо. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в д/саду.


3. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?"

Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.

Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели   знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

4. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город».

5. Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?" (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

  • Назовите дату образования города Караганда. (10 марта 1934 года)
  • В каком году и кем был найден уголь на территории нашего края?
  • Какие шахты Карагандинского угольного бассейна вы знаете? (в черте города) 
  • Назовите реку, протекающую по территории города. (Букпа). 
  • В каком году в городе построен цирк? (1982 г.) 
  • В честь кого названа гостиница “Чайка”? (В. Терешковой). 
  • С какого года городе празднуют День Шахтера? (1948 г.) 
  • Как называется Карагандинский концертный зал? (Шалкыма). 
  • От какого слова пошло название Караганда? (Караган). 
  • Назовите главный проспект города? (Бухар Жырау). 
  • Когда построен железнодорожный вокзал города? (1950 г.). 

6. Музыкальная пауза.    


8. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"

  • "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)
  • "Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)
  • "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)
  • "Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)
  • «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

9. Подведение итогов. Разное.

Предлагаю высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания.

Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать ех. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

Предлагаю продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что “можно” и “нельзя”.на следующем родительском собрании.

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном городе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;

6. Совершаете выезды на природу;

7. Совместно читаете книги;

8. Смотрите телевизор;

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для музыкальных руководителей «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО»

Семинар для музыкальных руководителей содержит подробно раскрывает технологию фасилитации по взаимодействию ДОО и семьи....

Методическая разработка родительского собрания с использованием технологии фасилитации.

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями  «Родительские собрания в ДОУ  с использованием технологии фасилитации». (Wor...

Буклет для родителей « Использование технологии фасилитации на родительских собраниях»

Буклет для родителей  « Использование технологии фасилитации на родительских собраниях»...

Программа перспективного развития профессиональной компетентности на тему: «Использование инновационных технологий как формы взаимодействия с родителями».

Воздействие  семьи и  дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных орг...

Использование метафор как эффективная форма взаимодействия с родителями

В последнее время педагоги ДОУ стремятся использовать в работе с родителями нетрадиционные формы взаимодействия, чтобы сотрудничество детского сада и семьи было плодотворным, действенным, а не строило...