Семинар практикум "Создание психолого - педагогических условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"
учебно-методический материал

Ткачева Екатерина Леонидовна

На семинаре педагоги представили игры, которые они используют для поддержки инициативы и самостоятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\2024-09-12_017.png

               Аннотация: Дошкольное детство – период интенсивного развития ребенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые определяют поведение ребенка, формируют фундамент развития личности. Именно эти особенности составляют норматив личностного развития дошкольников и лежат в основе стратегических задач, определяющих работу в дошкольном учреждении.

В современном дошкольном образовательном учреждении ребенок скорее является объектом воспитательных воздействий взрослых, не имея возможности полноценно реализовать свои интересы, потребности и инициативы. ФГОС ДО определяет необходимость поддержки индивидуальности и инициативности детей. Необходимо искать новые способы организации образовательной деятельности в ДОО. В связи с этим были  разработаны тренинговые занятия по тематике «Способы и направления поддержки детской инициативы», одно из которых представлено ниже.

Цель: оказание психолого – педагогической поддержки педагогов ДОУ в вопросах систематизации и актуализации знаний о способах поддержки детской инициативы, через тренинговые занятия, игры, решение проблемных ситуаций.

Задачи:

- сплочение коллектива педагогов и создание благоприятного эмоционального настроения, открытости;

- систематизация информации о формах и способах поддержки и развития детской инициативы;

- выявление затруднений и оказание помощи в практике применения методов поддержки и развития детской инициативы;

Участники: педагоги ДОУ.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Материалы и оборудование:

  1. Стулья по количеству участников.
  2. Ручки, карандаши для каждого участника.
  3. Мольберт или магнитная доска с бумагой для записей (или ватман
  4. Карточки с указанием возрастного периода: 1) 3 – 4 года, 2) 4 – 5 лет, 3) 5 – 6 лет, 4) 6 – 8 лет.
  5. Бумага формата А4;
  6. Разноцветный мяч или яркая игрушка.

Методические советы: мероприятие лучше проводить в просторном помещении,  необходимо наличие магнитной или маркерной доски, по возможности может быть использована интерактивная доска. Для создания положительного эмоционального настроя можно в течение мероприятия использовать музыкальное сопровождение (например, звуки природы).

Структура семинара-практикума:

1.Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.

Участники разбиваются на пары, в течение 5 минут задают друг другу вопросы, придумывают, каким образом они представят друг друга. Затем представляют своего партнера, демонстрируют его положительные черты характера и качества.

2.Мозговой штурм «Что такое инициатива!?»

Цель: актуализация имеющихся знаний.

Ведущий предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что такое инициатива». Ответы педагогов записываются на маркерной доске или листе ватмана.  Затем происходит обсуждение.

3.Мини – лекция «Инициативность – важный показатель интеллекта»: Инициативность является важной характеристикой воли. Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Это важнейший показатель интеллекта, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

4.Упражнение «Черты инициативной личности»

Цель: осознание различий в представлениях об инициативной личности.

Педагогам предлагается сделать коллаж – черты инициативной личности. Для этого на стикерах разных цветов, необходимо написать черты инициативной личности, а затем прикрепить их к ватману. Затем происходит обсуждение, обмен мнениями, взаимоконтроль.

В итоге на слайде демонстрируется следующее:

ДЛЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ХАРАКТЕРНО:

Произвольность поведения;( Произвольность – это способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью. Произвольность – это умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением, умение слушать и слушаться. Наиболее важным периодом развития произвольности считается дошкольный возраст. В целом, произвольное поведение начинает формироваться уже на первом году жизни. К 4 готом формируется полноценный контроль за своими действиями).

Самостоятельность;( Самостоятельность – это умение принимать решения без постороннего вмешательства, здраво оценивать положительные и отрицательные стороны какого-либо вопроса, и на основе этого делать вывод, как поступить.Самостоятельность подразумевает, что человек сам ставит для себя определенные цели и сам их достигает. Это свойство начинает проявляться в раннем возрасте, когда у ребенка появляется желание сделать что-то самому).

Развитая эмоционально волевая сфера;( Волевая сфера личности это совокупность волевых качеств, характеризующую личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. Основные из этих качеств: сила и стойкость воли, целеустремленность .Сила воли - это степень необходимого волевого усилия, проявленного индивидом ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в трудностях, которые приходится преодолевать человеку).

Инициатива в различных видах деятельности; (Инициатива — это активность в начинании, способность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок может проявлять себя и свою инициативу:

— игра;
— познавательно-исследовательская деятельность;
— продуктивная деятельность;
— коммуникативная деятельность и др).

Стремление к самореализации; (Самореализация — это процесс развития и реализации своего потенциала, достижение личных и профессиональных целей, поиск значения и смысла в жизни.

Она представляет собой стремление стать наилучшей версией себя, осуществить свои мечты и потребности, найти гармонию и удовлетворение.

Вот несколько причин, почему самореализация является важной:

  1. Личное удовлетворение.
  2. Развитие потенциала.
  3. Поиск смысла и значения.
  4. Улучшение качества жизни.
  5. Влияние на окружение).

Общительность; (коммуникабельность, контактность, открытость (характера), незамнутость, повадливость, общежительность, сообщительность)

Творческий подход к деятельности; (это способ мышления и деятельности, который основан на оригинальности и новаторстве. Он предполагает активное использование фантазии, эксперимент и поиск нестандартных решений проблем.

Основные характеристики творческого подхода:

  1. Идеи и концепции.
  2. Гибкость мышления.
  3. Открытость новым идеям.
  4. Фантазия и воображение.
  5. Критическое мышление.
  6. Решение проблем и поиск альтернативных путей.
  7. Инновации и эксперименты.
  8. Сотрудничество и взаимодействие.
  9. Работа с ограничениями.

Творческий подход полезен в различных сферах жизни, включая искусство, науку, бизнес, образование и многие другие. Он способствует инновациям, развитию и росту, помогает людям преодолевать проблемы и достигать успеха в своих усилиях).

Высокий уровень умственных способностей; Высокий уровень умственных способностей (IQ от 121 до 130) говорит о выдающихся интеллектуальных способностях и позволяет достигать высоких результатов в любой сфере деятельности.

Познавательная активность  (избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Она характеризуется стремлением к новым, полным и глубоким знаниям, а также к познанию. Если систематически укреплять и развивать познавательную активность, то это становится основой положительного отношения к учению).

5.Упражнение «Педагогическая копилка»

Цель: углубление знаний о способах развития детской инициативы в разные возрастные периоды.

Комментарий ведущего: в разные возрастные периоды деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы будет разная. Необходимо разбиться на 4 группы, каждой группе будет предложен возрастной период 3 – 4 года, 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 8 лет (вариант: можно сделать карточки, на которых указывается возрастной период, один педагог из каждой подгруппы вытягивает карточку). Затем вам необходимо обсудить и написать, что необходимо делать педагогу для развития детской инициативы в тот или иной возрастной период. На обсуждение дается 7 – 10 минут.

Каждая подгруппа представляет, что в результате группового обсуждения у них получилось.

3 – 4 года.

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  • Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;
  • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • Поддерживать стремление научиться делать что – то и радостное ощущение возрастающей умелости;
  • В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;
  • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности;
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход в застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

4 – 5 лет.

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду;
  • Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»);
  • Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку;
  • Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр;
  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы;
  • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность;
  • Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
  • Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5 – 6 лет.

Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно – личностное общение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям; выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • Поощрять желание создавать что – либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому – то (маме, бабушке, папе, другу);
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6 – 8 лет.

Приоритетная сфера инициативы – научение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Водить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта;
  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.д. Рассказать детям о трудностях, которые вы сами испытали при обучении новым видам деятельности;
  • Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Таким образом, создается копилка деятельности воспитателя по поддержке детской инициативы в разные возрастные периоды.

Инициативная личность развивается в деятельности! А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Педагог должен знать и владеть методами для развития инициативы и самостоятельности детей.

 Представление своего опыта педагогами детского сада. 

Предлагаю педагогам поделиться упражнениями и играми, которые вы используете с детьми по данному направлению.

Цель: Совместная отработка методических подходов педагогов и приемов решения поставленных задач по проблеме поддержки инициативы и самостоятельности детей

Упражнение «УЗОР»

Цель: показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим.

Материал: лист А4 на каждого участника.

Инструкция участникам:

Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и  оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите  из центра, еще раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.

Игра «ХИМС»

Цель: рефлексия, отреагирование чувств и эмоций, полученных знаний.

Ведущий передает мяч по кругу и  говорит: «Наша встреча подошла к концу. Прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы:

Хорошо, что…

Интересно…

Мешало…

С собой возьму…»

Использованная литература:

  1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.
  2. Справочник педагога – психолога №7, 2014г. Кремлякова А.Ю. «Рефлексивные техники в работе педагога - психолога».
  3. Толстикова О.В. Разработка основной образовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: метод. рекомендации / О.В. Толстикова, О.В. Савельева - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.

3 – 4 года.

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  • Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;
  • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • Поддерживать стремление научиться делать что – то и радостное ощущение возрастающей умелости;
  • В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;
  • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности;
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход в застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

4 – 5 лет.

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду;
  • Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»);
  • Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку;
  • Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр;
  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы;
  • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность;
  • Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
  • Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5 – 6 лет.

Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно – личностное общение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям; выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • Поощрять желание создавать что – либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому – то (маме, бабушке, папе, другу);
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6 – 8 лет.

Приоритетная сфера инициативы – научение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Водить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта;
  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.д. Рассказать детям о трудностях, которые вы сами испытали при обучении новым видам деятельности;
  • Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого — педагогические условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.

Проблема детской самостоятельности все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов и психологов....

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор...

Семинар для педагогов «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Семинар для педагогов«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей» В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является подд...

Консультация для педагогов на тему: " Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...