Психолого — педагогические условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
статья на тему

Соболева Валентина Андреевна

Проблема детской самостоятельности все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов и психологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого — педагогические условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.

Как нам известно проблема детской самостоятельности в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания психологов и педагогов.

 Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

"Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение"

Условиями для развития самостоятельности и инициативы в ФГОС определяются несколькими принципами, на основе которых реализуется педагогическое воздействие и взаимодействие, а именно:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок сам выбирает содержание своего образования(становится субъектом образования)

- содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в различных видах деятельности

- создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности

- создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения чувств и мыслей, недириктивная помощь детям.

Так же выделяются виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность. Основные из них

- общение

- бытовой труд. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Примерами таких игр являются «Дочки — матери», дежурство детей, уборка территории и др

- конструктивно-игровая деятельность; ( дети строят из конструктора различные дома, города, мосты у каждого получается своя задумка)

- в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения(лепка, аппликация, дети делают открытки к праздникам у каждого получается своя)

- художественная деятельность.

- игра,  игра способствует развитию активности и инициативы. Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей.

Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру?

Как чередовать игры и распределять детей в группе, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу?

Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации именно самостоятельной деятельности детей.

Еще  Выготский  Л.С. говорил о том что , во многом все  зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

В дошкольном возрасте развитие самостоятельности включает в себя общие принципы для всех возрастов, но в то же время для каждого возраста есть свои характерные возрастные особенности.

 Общие принципы, которые включают в себя :

1. предоставление  детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

3. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

4. содержать в доступном месте все игрушки и материалы;

5. учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

6. создавать в группе положительный психологический микроклимат

Приоритетные сферы проявления   самостоятельности и инициативы на каждом возрастном этапе:

 2- 3 года в этом возрасте главной является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

3 -4 года Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо: в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

4- 5 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

5- 6 лет  Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

6-7 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей; создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.


     Так же необходимо помнить о том, что  инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. А.Н Леонтьев говорил о том, что овладеть правилом – значит овладеть своим поведением.  Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь  в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя  - анализирует и контролирует действия детей.   Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, которая необходима при подготовке ребенка к школе, самостоятельности дошкольников, а так же развитие познавательных процессов, которые необходимы ребенку на этапе завершения дошкольного детства.  

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.

2. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах.  М.: Издательство « Институт практической психологии»; Воронеж, 1998. – 256с.

           

3. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998. — 800 с.

           4. Ильин Е. П. Психология для педагогов .- ПИТЕР , 2012. - 638 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Психолого - педагогические условия нравственного развития дошкольников

Трудно назвать проблему столь же древнюю и сложную, как проблема усвоения человеком моральных и этических норм. В истории человеческой мысли нет философа или писателя, так или иначе не затрагивавшего ...

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии инициативы и самостоятельности дошкольников.

В статье рассмотрены понятия «инициативность», «самостоятельность», «среда». Раскрыта роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности и инициативы ребенка в условиях. Ра...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка....

Описание опыта работы «Творческая мастерская» как условие для развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Творческая мастерская - это модель взаимодействия ребенка с окружающим миром, приобретение социального опыта через творческую деятельность.Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ре...

Семинар практикум "Создание психолого - педагогических условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

На семинаре педагоги представили игры, которые они используют для поддержки инициативы и самостоятельности детей....