«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»
консультация

Бекасова Вероника Михайловна

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребѐнка отличает содержательность интересов. Основные сферы детской инициативы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mart_2022.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 компенсирующего вида Красносельского района
Санкт-Петербурга

Консультация для педагогических работников на тему:

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Выполнили воспитатели:

Бекасова В.М.

г. Санкт-Петербург, 2022

Инициатива - это частный случай самостоятельности, рассматривается как волевая характеристика поведения человека. Инициатива – (от французского initiative и от латинского initium – начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.

В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить, как почин «первый шаг». В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях п.3 утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициативность - это активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, особенно творческой.

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребѐнка отличает содержательность интересов. Основные сферы детской инициативы.

Творческая инициатива - предполагает включѐнность ребѐнка в сюжетную игру, как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление. Инициатива как волевое усилие - предполагает включенность ребѐнка в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи. Коммуникативная инициатива - предполагает включенность ребѐнка во взаимодействие ребѐнка со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Познавательная инициатива - предполагает любознательность, включѐнность в экспериментирование, простую познавательную деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовые отношения.

Говоря об условиях нельзя не учитывать человеческий фактор. Мы все разные, но мы все вместе. Необходимо в первую очередь учитывать особенности характера всей группы и каждого ребѐнка в отдельности. Есть выражение феминные дети: они не лидеры, они ведомые, они осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности. Это дети, которые сознательно ограничивают своѐ исследовательское пространство. Они нуждаются в поддержке, веру в свои силы и возможности. Часто избегают контактов с мускульными детьми - это лидеры, они за всѐ берутся, всѐ хотят и умеют.

В каждом возрасте свои приоритеты:

3-4 года - приоритетна сфера инициативы - продуктивная деятельность.

4-5 лет - приоритетна сфера инициативы - познание окружающего мира.

5-6 лет - приоритетна сфера инициативы - внеситуативно-личностное общение.

6-7 лет - приоритетна сфера инициативы - научение.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Способы поддержания и развития детской инициативы:

1 Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

2. Поддержка самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Для поддержания детской инициативы необходимо создание развивающей пространственно предметной среды - центры развития.

-Центр литературного чтения

-музыкальный

-творчества

-сенсомоторный

-математический

-окружающий мир

-физкультурный

-центр уединения

-экспериментирования

-природный и т. д.

Инициатива ребѐнка состоит из трѐх составляющих.

1. Побуждающий мотив к новой деятельности.

2. Руководящая роль ребѐнка в каких-либо действиях.

3.Принятие ребѐнком самостоятельности решений.

Необходимо отметить, то для развития инициативности важно участвовать родителям в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребѐнка помочь маме помыть посуду или папе – закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребѐнок «лезет помочь». И во-вторых, не вздыхать «инициатива наказуема», когда ребѐнок в чѐм-то ошибается. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребѐнка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребѐнку самовыражаться и инициировать творческие порыва.

Итак, инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребёнка, а также определённой смелости и рискованности, её развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициатива должна быть разумной и нравственно оправданной.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю., Гусева Т.Н., Цапенко М.М. «Открытые возможности, поддержка детской инициативы», стр. 113.

2. Скоролупова О.А. «Способы и направления поддержки детской инициативы», стр. 117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...

Семинар для педагогов «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Семинар для педагогов«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей» В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является подд...

Консультация для педагогов на тему: " Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Семинар практикум "Создание психолого - педагогических условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

На семинаре педагоги представили игры, которые они используют для поддержки инициативы и самостоятельности детей....