Семинар для педагогов «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»
учебно-методический материал

 Фазлуллина Альбина Минияровна

Семинар для педагогов

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

 

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является так же условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №2 «РЯБИНКА»

Семинар для педагогов

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Воспитатель:

Фазлуллина А.М.

Мегион 2023

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является так же условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Инициативность рассматривается:

Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.

Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.

Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы, которого закладываются в дошкольном возрасте. Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).

Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста.

Детская инициативность проявляется во всех видах деятельности. Самое яркое – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Для эффективного проявления инициативы детей необходимо полноценное развитие её с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Как говорилось выше, проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего в игре. Значит, чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, следовательно, и динамичнее развитие личности. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Главная задача воспитателя при этом – вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали.

Какими способами можно поддержать детскую инициативу?

1 Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам. Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: возрастного состава малышей; психологической характеристики группы; количественного соотношения мальчиков и девочек; социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики.

2 Выбор ребенком сотоварищей.

3 Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.

4 Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищающая положительная оценка: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».

Например,

1 Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и

ОРУ на занятии (выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов; придумывание названия комплексу; выбор музыки из предложенной; выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики и др.).

2 Проявление инициативы в организации и проведении игры (сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов); введение дополнения в правила игры (усложнения, введение новых ролей; можно предложить автору упражнения определить победителя и произвести награждение).

Игра отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка: неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы.

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:

1. Требуя от ребенка самостоятельности, целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий.

Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности

- Обеспечение благоприятной атмосферы.

- Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.

- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

- Поощрение высказывания оригинальных идей.

- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

- Обеспечение возможностей для упражнения и практики.

- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

- Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

- Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

- Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

Таким образом, у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, выработается личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. И к школе у детей сформируется ответственность к своим обязанностям, к выполнению заданий, поручений, появится ответственность за принятое решение, а также настойчивость в достижении результата.

Подводя итог можно сказать, что такие черты личности ребёнка, как самостоятельность, инициативность, ответственность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....

Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор...

Семинар для педагогов Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

Цель: дать рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей педагогам дошкольного образовательного учреждения. ...

Консультация для педагогов на тему: " Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Семинар практикум "Создание психолого - педагогических условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

На семинаре педагоги представили игры, которые они используют для поддержки инициативы и самостоятельности детей....