Отчет по самообразованию по теме «Развитие познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги»
рабочая программа (старшая группа)
Отчет по самообразованию по теме «Развитие познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 94.5 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu_po_teme.pptx | 104.8 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 48.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»)
Ф.И.О. педагога__Азарова Кристина Владимировна________
Стаж работы______1 год________
План по самообразованию по теме:
«Развитие познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги»
Возрастная группа_____Старшая____
Надым, 2023г.
Актуальность выбранной темы самообразования:
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством экологического образования. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием дошкольного образования.
Важным аспектом экологического воспитания в период дошкольного детства является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиальное отличие от неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если в этом возрасте они не поймут: попугаю в клетке нужна вода и зерна, воробьям зимой — крошки хлеба.
Одним из средств формирования представлений о животных является природоведческая литература, которая представлена многочисленными произведениями (рассказы, сказки, стихотворения). Дидактическое творчество писателей в этом случае заключается в их умении адаптировать научную информацию для восприятия детей, сделать её доступной и интересной. Такая литература является не только увлекательным и познавательным чтением, она учит доброте, милосердию, любви к природе и братьям нашим меньшим.
Для того, чтобы выработать у ребёнка бережное отношение и любовь к природе, необходимо сделать так, чтоб он узнал её. Незнание природы, непонимание её важности в жизни человека и приводит к тому, что у маленького человека формируется равнодушное отношение к окружающему миру, вплоть до жестокости. Рассказы для детей о жизни животных наполняют мир ребёнка чудом, сказкой, вымыслом, переплетающимся с реальностью.
Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
Цель самообразования: повышение уровня собственной профессиональной компетентности по проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования природоведческой книги.
Задачи самообразования:
- Повысить собственный уровень профессиональной компетентности путём изучения научно - методической литературы, передового опыта коллег.
- Разработать перспективный план работы с детьми на текущий период.
- Провести мониторинг уровня знаний воспитанников на начало и конец учебного года.
- Подобрать природоведческую литературу о животных.
- Подготовить материал для передачи опыта коллегам на уровне ДОО и СМИ.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
- удастся повысить личный уровень теоретических знаний по вопросу развития познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги;
- удастся создать объемную методическую базу для дальнейшего применения на практике;
- удастся установить партнерские взаимоотношения с родителями.
Для воспитанников:
• дети станут активнее проявлять интерес к жизни животных, их повадках и особенностям внешнего вида;
• дети станут отзывчивее, добрее к животным;
• у детей активизируется интерес к книге.
Для родителей:
- удастся привлечь родителей к формированию экологических представлений детей;
- удастся мотивировать родителей на создание дома библиотеки природоведческой книги.
Перспективный план
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | Диагностика ЗУН детей
Е. Чарушин «Про Томку» Е. Чарушин «Томкины сны» Н. Павлова «Котята» К. Паустовский «Жильцы старого дома для детей» |
| Изучение литературы, передового опыта коллег | Консультация «Наши друзья – животные» |
Октябрь | Блок «Дикие животные» Ю. Дмитриев «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» Б. Житков «Волк»», «Медведь» В. Бианки «Первая охота», «Лис и мышонок» О. Перовская «Ребята и зверята» (рассказы) | Консультация «Значение детской природоведческой книги. Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания». | ||
Ноябрь | Блок «Птицы» Б. Житков «Галка» Б. Житков «Девочка Катя» В. Бианки «Кому зуёк кланяется, а плиска хвостом кивает» В. Бианки «Кукушонок» В. Бианки «Кто чем поет» В. Бианки «Лесные домишки» В. Бианки «Кузя двухвостый» | Рекомендации: создать дома коллекцию природоведческих книг о животных. | ||
Декабрь | Блок «В зоопарке» В. Чаплина «Питомцы зоопарка» С. Маршак «Детки в клетке» В. Бианки «Зоопарк» И. Новикова «Мы идем по зоопарку» | Участие в семинаре «Природоведческая тема в детском чтении». | Консультация «Роль природоведческой книги в экологическом воспитании детей» | |
Январь | «Животные Севера» Ю. Яковлев «Умка» В. Бианки «Моржиха» |
| ||
Февраль | Блок «Животные жарких стран» Б. Житков «Как слон спас хозяина» Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб». Б. Заходер «Слон» М. Москвина «Что случилось с крокодилом». С. Маршак «Как зебра потеряла полоски». Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню» | Подготовить перечень природоведческой литературы для детей разных возрастных групп. | Рекомендации: создать иллюстрации к одной из природоведческих книг по выбору ребенка. | |
Март | Блок «Рыбы»
В. Бианки «Водный конь» В. Бианки «Рыбий дом» Н. Носов «Карасик» И. Токмакова «Где спит рыбка» «О щуке зубастой» обр. А. Толстого Вьтнамская сказка «Угорь и рыба тяй» |
| ||
Апрель | Блок «Мир рептилий» В. Бианки «Чьи это ноги?» К. Паустовский «Квакша» Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» П. Бажов «Голубая змейка» Р. Муха «Ужаленный уж» В. Бианки «Голубые лягушки» | Консультация «Как привить любовь к животным» | ||
Май |
К. Паустовский «Похождения жука-носорога» Диагностика ЗУН. | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | |
Июнь | выставка детских работ | Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу | Рекомендации для родителей: читать книги о животных. | |
Июль | ||||
Август |
Контрольные точки по плану самообразования
Сроки (месяц) | Форма |
Сентябрь | Изучение перечня научно – методической литературы по теме. |
Октябрь | Консультация для педагогов «Значение детской природоведческой книги. Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания». |
Ноябрь | Участие в конкурсах муниципального, всероссийского уровней. |
Декабрь | Подготовка выставки детских рисунков по прочитанным произведениям. |
Январь | Участие в семинаре «Природоведческая тема в детском чтении». |
Февраль | Подготовить перечень природоведческой литературы для детей разных возрастных групп. |
Март | Участие в конкурсах муниципального, всероссийского уровней. |
Апрель | Публикация статьи «Природоведческая книга как способ активизации познавательного интереса детей к животным». |
Май | Презентация опыта работы по теме самообразования. |
Список использованной литературы
Методическая литература:
- Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. — М.: Прометей, 2013. — 254 с.
- Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно — методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 288 с.
- Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в образовании: брошюра. — Москва: Тривола, 1995. — 64 с.
- Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы, методы деятельности. — Волгоград: Учитель, 2016, — 260 с.
- Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. — 2-е изд., испр. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 104 с.
- Суркина, С. А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности: учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 68 с.
- Теремов, А. В. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / А. В. Теремов, С. К. Пятунина // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3. — С. 34– 39.
Электронные ресурсы:
- https://deti-online.com/skazki/rasskazy-zhitkova/rasskazy-o-zhivotnyh/
- https://skazkibasni.com/bianki-vitalij
- https://www.miloliza.com/paustovskij-rasskazy-i-skazki-dlya-detej-chitat
- http://www.twirpx.com/file/490834/.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Экологическое воспитание – одна из ведущих задач дошкольного образования по ФГОС. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. .
Цель и задачи Цель: повышение уровня собственной профессиональной компетентности по проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования природоведческой книги. Задачи: Повысить собственный уровень профессиональной компетентности путём изучения научно - методической литературы, передового опыта коллег. Разработать перспективный план работы с детьми на текущий период. Провести мониторинг уровня знаний воспитанников на начало и конец учебного года. Подобрать природоведческую литературу о животных. Подготовить материал для передачи опыта коллегам на уровне ДОО и СМИ.
Организация работы над темой (подготовительный этап) Изучена методическая литература. Проанализирован опыт коллег. Проведен мониторинг уровня экологического воспитания детей.
Результат мониторинга на начало года
Организация работы над темой (основной этап) Работа с воспитанниками: Чтение природоведческой литературы по тематическим блокам: «Домашние животные» «Дикие животные» «Птицы» «В зоопарке» «Животные Севера» «Животные жарких стран» «Рыбы» «Мир рептилий» «Насекомые»
Организация работы над темой (основной этап) Работа с родителями: консультации: «Наши друзья – животные», «Роль природоведческой книги в экологическом воспитании детей», «Как привить любовь к животным»; практические рекомендации: создать дома коллекцию природоведческих книг о животных, создать иллюстрации к одной из природоведческих книг по выбору ребенка, читать книги о животных. творческий отчёт о проделанной работе за учебный год в форме презентации.
Организация работы над темой (основной этап) Работа с педагогами: Консультация «Значение детской природоведческой книги. Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания». Публикация в СМИ: статья «Природоведческая книга как способ активизации познавательного интереса детей к животным».
Результат мониторинга на конец года
Организация работы над темой (заключительный этап) Достижения детей: дети стали активнее проявлять интерес к жизни животных, их повадках и особенностям внешнего вида; дети стали отзывчивее, добрее к животным; у детей активизировался интерес к книге.
Организация работы над темой (заключительный этап) Личные достижения: удалось повысить личный уровень теоретических знаний по вопросу развития познавательного интереса детей к животным посредством природоведческой книги; удалось создать объемную библиотеку природоведческой литературы для дальнейшего применения на практике; удалось установить партнерские взаимоотношения с родителями, повысить их знания о роли природоведческой книги как способе реализации экологического воспитания в семье.
Выводы и перспективы Систематизирован материал по воспитанию экологической культуры детей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей 4-5 лет. Доказана эффективность использования природоведческой литературы. Принято решение в дальнейшем продолжить изучение данного направления.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»)
Отчет по самообразованию по теме:
«Развитие познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги»
Возрастная группа:_____Старшая____
Выполнил: Азарова К.В. воспитатель
Надым, 2023г.
Актуальность
Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
По этой причине экологическое воспитание – одна из ведущих задач дошкольного образования по ФГОС. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию. В качестве средства экологического воспитания дошкольников мы выбрали природоведческую литературу.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. Настоящий модуль посвящен животным. С помощью художественной литературы мы имеем возможность познакомить детей с жизнью животных других климатических зон, что значительно расширит кругозор воспитанников, активизирует их интерес и посеет зерна любви к живым существам.
Целью работы над темой стало повышение уровня собственной профессиональной компетентности по проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования природоведческой книги.
Для достижения цели был поставлен ряд частных задач:
- Повысить собственный уровень профессиональной компетентности путём изучения научно - методической литературы, передового опыта коллег.
- Разработать перспективный план работы с детьми на текущий период.
- Провести мониторинг уровня знаний воспитанников на начало и конец учебного года.
- Подобрать природоведческую литературу о животных.
- Подготовить материал для передачи опыта коллегам на уровне ДОО и СМИ.
Организация работы над темой
В процессе работы над темой была изучена методическая литература, проанализирован опыт коллег, работающих в данном направлении. Проведен мониторинг знаний детей по направлению «Экологическое воспитание». За основу были взяты методики: В.В. Смирновой, Н.И. Балуевой, Г.М. Парфёновой (по программе «Тропинка в природу»). Результат обследования приведен в диаграмме.
Результат мониторинга на начало учебного года.
С учетом полученных данных в течение учебного года был составлен план мероприятий, предполагающий чтение природоведческой литературы по блокам:
- «Домашние животные»
- «Дикие животные»
- «Птицы»
- «В зоопарке»
- «Животные Севера»
- «Животные жарких стран»
- «Рыбы»
- «Мир рептилий»
- «Насекомые»
В течение учебного года уделялось внимание и работе с родителями воспитанников:
- подготовлены консультации: «Наши друзья – животные», «Роль природоведческой книги в экологическом воспитании детей», «Как привить любовь к животным»;
- давались практические рекомендации: создать дома коллекцию природоведческих книг о животных, создать иллюстрации к одной из природоведческих книг по выбору ребенка, читать книги о животных.
В конце года на родительском собрании был представлен творческий отчёт о проделанной работе за учебный год в форме презентации.
Опыт работы по теме представлен коллегам в форме консультации «Значение детской природоведческой книги. Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания».
В апреле в качестве передового опыта опубликована статья «Природоведческая книга как способ активизации познавательного интереса детей к животным».
Результат
В результате плодотворной работы в течение учебного года произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса по результатам показателей мониторинга по направлению «Экологическое воспитание».
Результат мониторинга на конец учебного года.
- дети стали активнее проявлять интерес к жизни животных, их повадках и особенностям внешнего вида;
- дети стали отзывчивее, добрее к животным;
- у детей активизировался интерес к книге.
Что касается личных достижений, то
- удалось повысить личный уровень теоретических знаний по вопросу развития познавательного интереса детей к животным посредством природоведческой книги;
- удалось создать объемную библиотеку природоведческой литературы для дальнейшего применения на практике;
- удалось установить партнерские взаимоотношения с родителями, повысить их знания о роли природоведческой книги как способе реализации экологического воспитания в семье.
По результатам работы в течение учебного года систематизирован материал по воспитанию экологической культуры детей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей 4-5 лет. Доказана эффективность использования природоведческой литературы.
Перспективы на будущий год
Подводя итоги работы над темой, принято решение в дальнейшем продолжить изучение данного направления.
Список использованной литературы:
Методическая литература:
- Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. — М.: Прометей, 2013. — 254 с.
- Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно — методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 288 с.
- Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в образовании: брошюра. — Москва: Тривола, 1995. — 64 с.
- Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы, методы деятельности. — Волгоград: Учитель, 2016, — 260 с.
- Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. — 2-е изд., испр. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 104 с.
- Суркина, С. А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности: учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 68 с.
- Теремов, А. В. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / А. В. Теремов, С. К. Пятунина // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3. — С. 34– 39.
Электронные ресурсы:
- https://deti-online.com/skazki/rasskazy-zhitkova/rasskazy-o-zhivotnyh/
- https://skazkibasni.com/bianki-vitalij
- https://www.miloliza.com/paustovskij-rasskazy-i-skazki-dlya-detej-chitat
- http://www.twirpx.com/file/490834/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из форм повышения профессиона...
Игра как средство формирования познавательного интереса на занятиях у детей дошкольного возраста
выступление на семинар - практикуме...
Развитие познавательных интересов и творческих способностей детей дошкольного возраста с особенностями в развитии средствами песочной терапии
Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действен...
Отчет по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни» в средней группе
laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»...
Развитие Познавательно интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений...
Статья «Формирование познавательного интереса к космонавтике у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Ни для кого уже не секрет, что сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это о...