Статья «Формирование познавательного интереса к космонавтике у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Кононова Алена Владимировна

Ни для кого уже не секрет, что сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx174.43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад № 303»

Статья

«Формирование познавательного интереса

к космонавтике у детей дошкольного возраста

через проектную деятельность»

E:\123\IMG-20200826-WA0005.jpg

 Автор:

 Кононова Алена Владимировна,

 воспитатель МКДОУ д/с № 303

2020

Формирование познавательного интереса к космонавтике у детей дошкольного возраста через проектную деятельность

В наше время уже никто не удивляется полётам в космос, запуску новых спутников. Для всех стало обыденностью, что где-то там далеко в космическом пространстве живут и работают на космических станциях люди. А ведь сравнительно недавно о полётах в космос говорили, как о чём-то фантастическом.

День Космонавтики - это важный день для нашей страны,  и поэтому нужно знакомить ребёнка-дошкольника с нашей историей. Как сделать так, чтобы малышу стало интересно и понятно получить подобные знания?

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В данном документе в содержании образовательной области «Познавательное развитие» выделена задача развития интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий детей. В связи с этим, считаем проблему развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру, в том числе и миру космоса, чрезвычайно актуальной.

На современном этапе развития образования дошкольные учреждения являются первой ступенью общего образования. И от того какие методы, формы и технологии применяются в работе с детьми, будет зависеть дальнейшее развитие каждого ребенка.

Ни для кого уже не секрет, что сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Любое дело спорится, если человеку интересно его выполнять. Для того, чтобы ребенок добился успехов в том или ином виде деятельности, необходимо, прежде всего, его увлечь. Чтоб заинтересовать детей была создана проблемная ситуация «Подарок из космоса детям» - книга. Книги – неотъемлемая часть гармоничного интеллектуального развития ребенка. Они развивают творческое мышление, фантазию, усиливают воображение малыша, а также чтение книг приводит к возникновению интуитивной грамотности. Сегодня, в эпоху электронных игр, телевидения и компьютеров создана технология способная заинтересовать даже тех детей, которые  не проявляют любви и охоты к чтению (3D-книга). У малышей возникает много вопросов, у них есть желание узнавать новое и неизведанное, тем более что тема космоса сама по себе для детей несет определенную тайну. Почему на небе то луна, то солнце? Существуют ли инопланетяне? Откуда прилетел метеорит? Эти и другие вопросы интересуют современных дошкольников.

Проект «Космос и я» реализуется в ДОУ с детьми 5-7 лет каждый учебный год, дополняется и корректируется под интересы и потребности детей.

Целью проекта является расширение представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить и закрепить имеющиеся  представления у детей;

2. Расширить кругозор, обогатить словарный запас;

3. Развивать творческие способности, познавательный интерес, речь, воображение;

4. Воспитывать чувство гордости за нашу страну, за людей, покоривших космос.

Так, при реализации образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» мы читаем детскую литературу, проводим беседы о полете в космос первого летчика-космонавта Юрия Гагарина, о Солнечной системе и её жительницах – планетах, организовали вечер составления и отгадывания загадок о звездном пространстве. При этом важно использовать проблемные методы обучения, в ходе которых ребенок проявит максимум активности и самостоятельности: это детское экспериментирование, коллекционирование фотографий, марок, значков с космической тематикой, моделирование, презентация детско-взрослого проекта и др.  

Дети и родители,  и воспитатели ДОУ с удовольствием принимают участие в  спортивных соревнованиях  и других мероприятиях. В рамках реализации образовательной области «Физическое развитие» дошкольникам можно предложить ряд подвижных игр с космической тематикой «Соберем космический мусор», «Космическая рыбалка», «Летящая комета», «Звездные ловушки». Педагоги ДОУ внедрили в нашу работу новую современную форму развлечения с детьми-квесты. Дети активно участвуют в выполнении заданий различного характера, что способствует всестороннему развитию ребенка через игровую деятельность.

Считаем, что формирование эмоционального компонента познавательного интереса к космосу может быть успешно реализовано через продуктивную деятельность. Мы с детьми создали мастерские по изготовлению летательных аппаратов, луноходов, ракет. Дети с большим интересом занимаются творчеством, фантазируют и реализовывают свои фантазии с воспитателями и родителями совместно. Благодаря активной заинтересованности родителей и участии в наших конкурсах рисунков и поделок, мы создали в детском саду мини-музей. Который пополняется и видоизменяется, а ребята с большим удовольствием приходят смотреть и приносят все новые и новые экспонаты.

В  детском саду мы часто организуем выставки рисунков, про космос в том числе, а самые лучшие работы отправляем на конкурсы районные и городские, всероссийские.

Все, что находит эмоциональный отклик и вызывает интерес у дошкольника, он переносит в игру. Прослушав интересные рассказы о мужестве и героизме космонавтов, узнав интересные сведения о таинственном мире космоса из детской художественной литературы, произведений музыкального и изобразительного искусства, ребенок отражает свои знания в ролевых и дидактических играх. В результате воспитатели, совместно с воспитанниками создали интерактивную тематическую папку – лэпбук, где для представления материала используются вращающиеся и высовывающиеся элементы, кармашки, окошки, конверты. Дети с большим интересом его создавали и используют его в своих играх очень бережно.

Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление с космосом играет большую познавательную и развивающую роль в жизни дошкольников, и заявленная нами образовательная деятельность будет способствовать развитию любознательности и активности, возникновению познавательных интересов не только у детей, но и у взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

Статья:"Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Материал может быть использован для работы с родителями, при организации НОД, при организации индивидуальной работы с детьми....

Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

Статья "Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"

Положительное отношение к природе формируется, когда мы умеем видеть и почувствовать её красоту. Природа эмоционально очень сильно воздействует на человека. Взрослые должны формировать "чувство п...