Развитие познавательных интересов и творческих способностей детей дошкольного возраста с особенностями в развитии средствами песочной терапии
статья по коррекционной педагогике по теме

Россихина Ирина Леонидовна

 

Песочная   терапия  для детей -  это  прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.      

Игра с песком -  это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Россихина Ирина Леонидовна, педагог-психолог,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному и речевому  направлениям развития воспитанников»

ГО Красноуфимск

Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются

          в звезды. Но когда звезды падают вниз, их уже не

отличишь от простого песка.    

Звезды -  это песчинки, которые над головой,

 а песчинки  – это звезды, которые под ногами.

                                                                                             Феликс Кривин

Развитие познавательных интересов и творческих способностей  детей дошкольного возраста с особенностями в развитии средствами песочной терапии

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Этот феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?

 В чем состоит особое очарование, магия песка?

 Соприкасаясь с ним, человек соприкасается с Бесконечностью. Для ребенка это состояние естественно, для взрослых, к сожалению, часто забыто. Но каждый, однако, стремится постичь тайну. И она открывается, когда у взрослого появляется доверие  к этой простой детской игре.

Песочная   терапия  для детей -  это  прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.      

Игра с песком -  это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Именно поэтому в своей работе с детьми  я, активно использую песочную терапию  как один из методов, формирующих у детей: эстетическое развитие, формирование познавательных интересов, развитие творческих способностей, развитие мышления,  развитие речи, а также как главный фактор психологического здоровья ребёнка.

Формы и методы песочной терапии

Песочная терапия используется с целью диагностики (как индивидуальной так и групповой).

В случаях, когда необходимо быстро получить представление о внутренней картине мира и месте в нем ребенка, наиболее актуальных проблемах в отношениях с окружающими, обеспечить рефлексию применение песочной терапии  является весьма эффективным.

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  • Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  • Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  • Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  • Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  • Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
  • Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
  • Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей в группе

Стиль поведения каждого участника группы

  В качестве метода психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.) Песочная терапия очень актуальна при работе с детьми с ОВЗ и с детьми с особенностями в развитии (агрессивность, гиперактивность, замкнутость).

Кроме того, песочную терапию можно использовать в развивающих играх. Детские игры — основное средство познания и взаимодействия с окружающим миром.

В работе с детьми использую  следующие игры:

1. На развитие тактильных ощущений (поглаживание песка легонько, сильно, похлопывание  и т.п.);

 2. «Закапывание»  в песок своих рук.

 3.  «Посыпание, пересыпание» песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость

 4. «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных (медведь прошел кулачками, зайка - пальчиками).

На развитие творческих способностей, развитие внимания, мышления

5. Игра «Секретик»  Что спрятано в песке? «Спрячь и найди игрушку в песке» (одной рукой, двумя руками, и пр.);

6. Выдувание спрятанных игрушек, рисование дыханием (используем палочки для коктейля)

7«Сделай тоже самое» (ребёнок повторяет рисунок или действие, предлагаемые педагогом);

8. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

9. Выкладывание узора на песке (узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу с использованием камней, ракушек);

10. Развивающие игры (знакомство со странами и их обитателями и пр.);

11.Свободные игры и т. д.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Путем построения "своего мира" в песочнице ребенок реализует свои творческие способности, отражает свой внутренний мир, свои переживания и эмоции. Кроме развития пространственного и творческого мышления, песочная терапия имеет дополнительный эффект - при работе с песком и мелкими фигурками у ребенка развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, гармонизируется эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Многие педагоги и психологи указывают, что опыт познания, приобретённый в детстве, влияет на развитие личности человека в последующие периоды его жизни (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, В.С.Мухина, Р....

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии.

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии. Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические ...