Отчет по самообразованию «Виды загадок и их роль в речевом развитие детей дошкольного возраста» в подготовительной группе
материал
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию «Виды загадок и их роль в речевом развитие детей дошкольного возраста» в подготовительной группе
Воспитатель Шапинская Наталья Ивановна
Подготовительная группа
В течение 2020-2021 учебного года я работала над темой самообразования «Загадка. Виды загадок и их роль в речевом развитие детей дошкольного возраста.».
Актуальность этой темы заключается в следующем:
Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.
На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею.
Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении.
А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности.
Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас.
Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память.
Причем делают это ненавязчиво и весело.
Цель моей работы, выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей старшего возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.
Для изучения темы составила перспективный план работы по этой теме на год по месяцам, разработала конспекты занятий и мероприятий.
Подобрала и изучила методическую литературу.
Также было изучено много статей и опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.
В группе создана предметно-развивающая среда соответственно теме самообразования: оформлены альбомы «Отгадай-ка», есть книги-раскраски «Отгадай и раскрась», использовали вырезки из детских журналов «Непоседа», «Мурзилка», много книг, энциклопедий на тему «Какой? Какая? Какое?», где можно найти ответы на загадки.
В течение года с детьми был проведён проект «У леса загадок немало». Целью этого проекта было развитие логического мышления, отгадывание загадок, умение находить ответ основываясь на опыте детей.
Результатом проекта было пополнение знаний о лесе, умение разгадывать загадки, повышение интеллекта, развитие логического мышления.
Была проведена работа с родителями: оформлена папка-раскладушка «Загадки из детства», консультация «Учите детей отгадывать загадки».
Родители принимали участие в составлении и придумывании загадок, выполняя «домашнее задание» с детьми.
Дети в течении года придумывали загадки и рисовали к ним отгадки, лепили отгадки, делали аппликации,на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает?»
« Во что я играю? Что здесь растёт? Кто здесь живёт? Знаешь ли ты предметы?» И много других тем. Была организована выставка работ детского творчества «Отгадай наши загадки»
Играли в дидактические игры «Что где растёт?», «Угадай цветок» «Времена года», Угадай что это?»
С помощью непосредственной образовательной деятельности «В гости в деревню» - дети научились разгадывать загадки о животных и придумывать их.
Провели итоговое мероприятие «Загадки Лесовичка»., конкурс загадок «В гостях у Угадайки».
Запланированные мероприятия с детьми проведены и имеют хороший результат.
Таким образом, в течение года я изучила и внедрила в свою практику с детьми все педагогические возможности загадки , которые заключаются в следующем:
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения.
Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире.
Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки?» Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».
Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что?
Откуда? Что из чего делается? Что чему служит?
Она ставит перед ребёнком то одной то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: Два кольца, два конца, посредине гвоздь. И тот насквозь. (Ножницы); на то из чего сделан предмет: Поля стеклянные, межидеревянные (оконная рама);на назначение предмета: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать (часы). Некоторые загадкипоказывают предмет в действии: кланяется, кланяется, придёт домой – растянется (топор) .
Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт, (дождь) .
Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: Зимой спит. Летом ульи ворошит (медведь)
В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида - форму, цвет: Круглое румяное, с дерева достану я (яблоко). Эй, звоночки, белый цвет, с язычком, а звону нет.
Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима: Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул, и воды не всколыхнул, (месяц). Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? Осенью. Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка даёт «картинное описание предмета» Стоят в поле сестрички: желтый глазок белые реснички - такими изображены в загадке полевые ромашки.
Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке. Поднялись ворота - всему миру красота. Посреди поля - серебряные зёрна лежат, (капельки росинки). Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края.
Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.
Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками, загадки для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.
В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развивающая предметно – пространственная среда и ее роль в речевом развитии детей дошкольного возраста".
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду. В связи с этим необходимо обратить внимани...
Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...
Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»
Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...
План работы по самообразованию Тема: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».
данный материал был подготовлен для воспитателей подготовительной группы...
Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста в подготовительной группе «Составление рассказа по картинам по теме «Женщина – мать глазами детей» (метод Синквейн)»
Конспект НОД по речевому развитиюдетей дошкольного возраста в подготовительной группе «Составление рассказа по картинам по теме «Женщина – мать глазами детей» (метод...
Самообразование 2023-2024гг. «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».
самообразование...
Игры-драматизации и их роль в речевом развитии детей дошкольного возраста
Овладение родным языком - главное приобретение ребенка в дошкольном детстве. Именно этот период является самым сензитивным к усвоению речи....