Развитие Познавательно интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
Малыш – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 141.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждения «Детский сад №8 «Полянка»
Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста
Слайд 2
Малыш – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию
Слайд 3
Одна из основных задач ФГОС:
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Слайд 4
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
Слайд 5
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
*Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.
*Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
*Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
* воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
*Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
*Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.
Слайд 6
В результате организации поисково-экспериментальной деятельности:
- создаются условия для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента;
-развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-формируются основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование;
-обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формируются базисные основы личности ребенка;
-расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;
-формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;
-формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
Слайд 7
Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:
-будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения;
-более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка;
-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника;
-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Слайд 8
Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:
- непрерывная образовательная деятельность;
- беседы познавательного, эвристического характера;
- опыты, эксперименты;
- просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
- игры (сюжетно-ролевые, развивающие);
- чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;
- наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;
- экскурсии и целевые прогулки;
- труд в природе;
- тематические дни и недели;
- конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции;
- праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность;
- художественная и конструктивная деятельность;
- речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.
Слайд 9
Содержание познавательно-исследовательской деятельности представлено несколькими темами:
- Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
- Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
- Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
- Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы)
- Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)
Слайд 10
Экспериментирование: Наблюдение, Труд, Развитие речи, Изобразительная деятельность, ФЭМП, Чтение художественной литературы, Музыка, Физическое воспитание.
Слайд 11
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Слайд 12
Формы, методы и приёмы: Наблюдения, Трудовые поручения, Опыты, Дидактические игры, Моделирование, Фиксации результатов, Постановка вопросов проблемного характера, Эвристические беседы, Прогулка, Путешествия, Трудовая деятельность, Экскурсии.
Слайд 13
Стимулы:
•Внешние (новизна, необычность объекта);
•Тайна, сюрприз;
•Мотив помощи;
•Познавательный мотив (почему так);
•Ситуация выбора.
Слайд 14
Блоки педагогического процесса:
Непосредственно-организованная деятельность с детьми.
Совместная деятельность с детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
Совместная работа с родителями.
Слайд 15
В уголках по экспериментированию может быть выделено
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Слайд 16
Приборы и оборудование:
*приборы-помощники;
*ёмкости;
*природный материал;
*разные виды бумаги;
*красители;
*медицинские материалы;
*технические материалы;
*утилизированный материал;
*прочие материалы.
Слайд 17
Что даёт экспериментальная деятельность Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Слайд 18
Правила трёх «П»
Понимание – видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка. Принятие – принимать ребенка таким, каков он есть.
Признание – признание прав ребенка на решение групповых проблем.
Слайд 19
Картинка
Слайд 20
Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Слайд 21
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
Слайд 22
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”
В.А. Сухомлинский
Слайд 23
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем н...
Развитие познавательных интересов и творческих способностей детей дошкольного возраста с особенностями в развитии средствами песочной терапии
Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действен...
Картотека игр-экспериментов по инновационной теме "Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста посредством реджио-подхода" ( 2019-2020гг)
Экспериментальная деятельность детей во 2 мл. группе....
"Развитие познавательного интереса и любознательности у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ Аннотация. Статья посвящена изучению формирования интереса у детей д...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (ОПЫТ РАБОТЫ)
К.А.Тимирязев«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном у...
Отчет по самообразованию по теме «Развитие познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги»
Отчет по самообразованию по теме «Развитие познавательного интереса к животным у детей дошкольного возраста средствами природоведческой книги»...