Организация и содержание логопедической помощи в образовательных организациях
статья

Неделько Оксана Вячеславовна
Предсталены нормативно- правовые документы, основные моменты организации, содержание логопедической помощи в образовательных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_logoped._pomoshchi_v_tablitsah.docx49.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи

Тема II.1 Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях

Выполнила Неделько О.В.  (2 курс ФИиКО, СДО, ППСЛсНР, гр. ЗФ-206/173-2-1)

Изучаемые вопросы:

  1. Основные документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ДОО для детей с нарушениями речи.
  • Составить перечень основных документов
  • На основании  изучения ФГОС ДО и ПАООП для детей с ТНР определить последовательность зачисления ребёнка с ТНР в ДОУ
  • Определить какие виды групп для детей с ТНР в ДОУ,  и какие образовательные программы в них реализуются

  1. Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса  для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Составьте краткий конспект:

  • Документ, в котором определяются  задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса  для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
  • Определите виды образовательной деятельности в ДОУ
  • Какие коррекционно-образовательные задачи реализуются в ДОУ.
  • Формы организации коррекционно-образовательного процесса.

Используем ПАООП и  методические рекомендации, изложенные в следующих источниках:

  1. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки- на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008.
  1. Организация и содержание логопедической помощи в образовательных учреждениях.
  • Основные документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ОО для детей с нарушениями речи.
  • Составить перечень основных документов
  • На основании  изучения ФГОС НОО с ОВЗ  и ПАООП НОО для детей с ТНР определить последовательность зачисления ребёнка с ТНР в ОУ
  • Определить образовательные учреждения и  классы, в которых могут обучаться дети с ТНР  и какие образовательные программы в них реализуются
  1. Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса  для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Составьте краткий конспект:

  • Документ, в котором определяются  задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса  для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
  • Определите виды образовательных  программ в ОУ
  • Какие коррекционно-образовательные задачи реализуются в ОУ.
  • Формы организации коррекционно-образовательного процесса.

1.Основные документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ДОО для детей с нарушениями речи.

Перечень основных документов

Коррекционно – педагогический процесс в ДОУ направлен на:

  • освоение детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи основной образовательной программы;
  • на развитие ребенка с нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Основные международные и федеральные документы

1.Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. – ООН, 1990.

2 . Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761 н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

7. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08–249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.

Организационно-содержательные аспекты обеспечения инклюзивного образования определяются   локальными актами дошкольной организации

  • Устав образовательной организации (ФЗ от 29.12.2012 № 273–ФЗ, ст. 25) (вносится пункт по организации работы с детьми с ОВЗ).
  • Положение об организации инклюзивной практики в ДОУ.
  • Приказ об открытии групп комбинированной и/или компенсирующей направленности.
  • Договор образовательной организации с родителями (законными  представителями) воспитанников. В котором определяются права и обязанности всех участников инклюзивного образования. А также правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка.
  • Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст.12).
  • документы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (приказ, положение, план);
  • Договор с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК);
  • Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ДОО для детей с нарушениями речи.

Основная образовательная программа ДОО разрабатывается на основании «Примерной основной образовательной программы» и «Примерной адаптированной основной образовательной программы».

Программа определяет содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.  

Выбор образовательного маршрута ребенка с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется исходя из рекомендаций ПМПК.

Рабочая программа разрабатывается с учетом требований ФГОС и основной  образовательной программой дошкольной образовательной организации.

Коррекционно-педагогический процесс осуществляется на основе рабочих программ и «Примерной адаптированной образовательной программы» учителями-логопедами, воспитателями, дефектологами.

На основании  изучения ФГОС ДО и ПАООП для детей с ТНР определить последовательность зачисления ребёнка с ТНР в ДОУ

Диагностика индивидуальных особенностей развития  ребенка, включающая комплексную оценку соотношения дефекта и компенсаторного фона;

Комиссия ПМПК

Обязательно согласие родителей,  законных представителей

Прием заявлений, постановка на учет и зачисление ребенка с ТНР

ДОУ. Решение о зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР выносится приказом заведующего на основании заключения ПМПК

Обязательно согласие родителей,  законных представителей

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ по адаптированной программе

Специалисты ДОУ (на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии).

Мониторинг образовательного процесса

Специалисты ДОУ

Определить какие виды групп для детей с ТНР в ДОУ,  и какие образовательные программы в них реализуются

        Согласно российскому закону об образовании, ТНР причисляют к ограниченным возможностям здоровья (ОВЗ). Все дети с ОВЗ должны в детском саду обучаться по адаптированной программе. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) может дать рекомендации и направить ребенка

  • В группу комбинированной направленности, в которой  реализуется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ. Рекомендуемое количество детей: до 3 лет – не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи);  старше 3 лет – не более 15 детей, в том числе не более 4 детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
  • группы компенсирующей направленности, в которых обучаются дети с нарушениями речи. Рекомендуемое количество детей не должно превышать:  для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей (до 3 лет и старше 3 лет, соответственно); для детей с фонетико-фонематическими нару-шениями речи в возрасте старше 3 лет -12 детей.

        В группах компенсирующей  направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

        В группах комбинированной направленности существуют две программы:

  •  для детей с ОВЗ на базе основной образовательной программы  дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию;
  • дети с нормой развития группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.

2.Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса  для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Составьте краткий конспект:

  • Документ, в котором определяются  задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса  для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
  • Определите виды образовательной деятельности в ДОУ
  • Какие коррекционно-образовательные задачи реализуются в ДОУ.
  • Формы организации коррекционно-образовательного процесса.

        Документом, в котором определяются задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с ТНР является Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

        физическое развитие.

        Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образо-вательным областям. Соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Который представляет собой,  совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Коррекционно – образовательные задачи, реализуемые в ДОУ

  •  общее развитие дошкольников с ТРН, коррекция их психофизического развития, подготовка их к обучению в школе;
  • создание  благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»;
  • разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
  • поддержка ребенка, сопровождение его по образовательной траектории;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей с ТНР.

        Основной формой реализации коррекционно-образовательного процесса являются индивидуальные, фронтальные (подгрупповые) занятия.

  1. Организация и содержание логопедической помощи в образовательных учреждениях.
  • Основные документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ОО для детей с нарушениями речи.
  • Составить перечень основных документов
  • На основании  изучения ФГОС НОО с ОВЗ  и ПАООП НОО для детей с ТНР определить последовательность зачисления ребёнка с ТНР в ОУ
  • Определить образовательные учреждения и  классы, в которых могут обучаться дети с ТНР  и какие образовательные программы в них реализуются

Составить перечень основных документов

Основные международные и федеральные документы

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях. осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
  • Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 №НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР — 5353/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

Организационно-содержательные аспекты обеспечения инклюзивного образования определяются   локальными актами школьной организации

  • Устав образовательной организации (ФЗ от 29.12.2012 № 273–ФЗ, ст. 25) (вносится пункт по организации работы с детьми с ОВЗ).
  • Договор образовательной организации с родителями (законными  представителями) воспитанников. В котором определяются права и обязанности всех участников инклюзивного образования. А также правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка.
  • документы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (приказ, положение, план);
  • Договор с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК);
  • Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в  ОУ для детей с нарушениями речи.

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ТНР

На основании  изучения ФГОС НОО с ОВЗ  и ПАООП НОО для детей с ТНР определить последовательность зачисления ребёнка с ТНР в ОУ

Диагностика индивидуальных особенностей развития  ребенка, включающая комплексную оценку соотношения дефекта и компенсаторного фона; Изучение заключений ДОУ.

Комиссия ПМПК

Обязательно согласие родителей,  законных представителей

Прием заявлений, постановка на учет и зачисление ребенка с ТНР

ДОУ. Решение о зачислении ребенка в классы с различными вариантами обучения выносится приказом директора ОУ на основании заключения ПМПК

Обязательно согласие родителей,  законных представителей

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей

ребенка с ОВЗ

возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО,

Мониторинг образовательного процесса

Учителя, педагог-психолог, соц.-педагог ОУ

Определить образовательные учреждения и  классы, в которых могут обучаться дети с ТНР  и какие образовательные программы в них реализуются

        Для обучения детей с ОВЗ в школе разрабатывается АООП НОО (адаптированная основная образовательная программа). АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.

        Ребёнок с ОВЗ может прийти учиться в любой общеобразовательный класс. Для этого ребёнка разрабатывается АООП, в которой предусматривается создание индивидуального учебного плана с учетом его особых образовательных потребностей.

        Возможно обучение ребенка по варианту 5.1 и 5.2

Вариант 5.1

Вариант 5.2

Обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием

обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития

среда и сроки обучения – общеобразовательный класс

в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями (школа для детей с ТНР) или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).

Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.

более пролонгированные календарные сроки обучения.

Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), во II отделении 4 года (1-4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса, предусматривается 1 дополнительный класс.

Контингент обучающихся

  • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  • с фонетическим недоразвитием речи

(дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия))

  • с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка,
  • дети с нарушениями чтения и письма.

Контингент обучающихся

I отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием. имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.

II отделение - для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.

Обязательными условиями реализации АООП НОО (5.1) 

логопедическое сопровождение обучающихся,

согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных и (или) подгрупповых логопедических занятиях.

  1. Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса  для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Составьте краткий конспект:

  • Документ, в котором определяются  задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса  для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
  • Определите виды образовательных  программ в ОУ
  • Какие коррекционно-образовательные задачи реализуются в ОУ.
  • Формы организации коррекционно-образовательного процесса.

Документ, в котором определяются  задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса  для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Дошкольные учреждения

ОУ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Включает в себя: условия, ориентиры, цели, программно методическое обеспечение

АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Примерная адаптированная основная

Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи

разработана с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС ДО

АООП НОО для обучающихся с ТНР – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

  • Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Предметом регулирования Стандарта  являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (обучающиеся с ОВЗ).

  • Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать АДАПТИРОВАННУЮ основную образовательную программу дошкольной образовательной организации для детей с ТНР

Стандарт является основой для

  • разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  • разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  • определения требований к условиям реализации АООП НОО, в том числе на основе индивидуального учебного плана;
  • определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;

осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации

Коррекционно-развивающая  работа строится с учетом

  • особых образовательных потребностей

детей с ОВЗ

  • заключений психолого-медико-педагогической комиссии

Коррекционно-образовательная работа строится с учетом

  • особых образовательных потребностей

детей с ОВЗ

заключений психолого-медико-педагогической комиссии

Определите виды образовательных  программ в ОУ

Программы дошкольного образования для детей с ТНР

Программы начального общего образования для детей с ТНР

Комплексные программы

(охватывают все образовательные области)Размещены на сайте Федерального института развития образования -   http://Navigator.firo.ru

Примерная адаптированная

основная образовательная программа

для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. Л.В.Лопатиной

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности

Н.В. Нищева

АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Вариант 5.1  предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Предназначен для обучающихся с ФФН или ФН речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития (выделенных Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для

детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. // Т. Б. Филичева,

Г. В. Чиркина

Вариант 5.2 предназначен для обучающихся, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и письма. Этот же вариант рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения в первом классе не предусматривается.

Парциальные программы

(дополнение к основной программе)

От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В. Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с.

«На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой и др.

Какие коррекционно-образовательные задачи реализуются в ОУ.

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • формирование основ учебной деятельности;
  • создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями. Развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
  • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту

Формы организации коррекционно-образовательного процесса.

№ п/п

Форма логопедических занятий

Характеристика

1

Фронтальные

Фронтальные занятия — коллективная форма работы.

Основная цель: устранение нарушений средств языка, характерных для разных форм речевой патологии (ОНР, ФФН).

Задачи:

 развитие понимания речи

развитие лексико-грамматических средств языка;
развитие произносительной стороны речи;
развитие  самостоятельной развернутой фразовой речи;
 подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей.

 Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю.

Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Они тесно

связаны между собой и взаимообусловлены.

  • по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
  • по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
  • по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний.

Каждое из этих видов занятий имеет свою структуру!

2

Индивидуаль-ные

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия.

 Основная цель:  

выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой  патологии; алалии, дислалии, дизартрии, ринолалии.

Задачи:

  • Установление эмоционального контакта с ребенком,
  • овладение правильной артикуляцией каждого изучаемого звука ; автоматизация звука в облегченных фонетических условиях;
  • активизация контроля за качеством звучащей речи;
  • подготовка к усвоению содержания подгрупповых занятий;
  • коррекция некоторых личностных особенностей дошкольника: речевого негативизма, фиксации на дефекте,  невротических реакций.

В задачи индивидуальных занятий входит прежде всего работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения (произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д).

На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

 Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут, проводятся дважды в неделю. По договорённости с логопедом родителям разрешается присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняетразвивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые ...

«Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточность иннервации речевого аппарата"

Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата,  отличаются трудностя...

Курс повышения квалификации "Первая (доврачебная) помощь в образовательной организации

Курс повышения квалификации "Первая (доврачебная) помощь в образовательной организации...

Презентация на тему: "Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"

Организация  и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....

04.08. 2021год краткосрочное повышение квалификации "Оказание первой помощи в образовательной организации".- Обьем 72ч.

Повышаю свой профессиональный уровень, через специально организованные курсы повышения квалификации педагогических работников:04.08. 2021год краткосрочное повышение квалификации "Оказание первой ...

Организация и содержание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ

Успешная реабилитация  и социализация детей с ограниченными возможностями будет максимально эффективной только при условии активного включения родителей в этот процесс. Задача специалиста пе...