Организация и содержание логопедической помощи в образовательных организациях
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_logoped._pomoshchi_v_tablitsah.docx | 49.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплина Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи
Тема II.1 Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях
Выполнила Неделько О.В. (2 курс ФИиКО, СДО, ППСЛсНР, гр. ЗФ-206/173-2-1)
Изучаемые вопросы:
- Основные документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ДОО для детей с нарушениями речи.
- Составить перечень основных документов
- На основании изучения ФГОС ДО и ПАООП для детей с ТНР определить последовательность зачисления ребёнка с ТНР в ДОУ
- Определить какие виды групп для детей с ТНР в ДОУ, и какие образовательные программы в них реализуются
- Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Составьте краткий конспект:
- Документ, в котором определяются задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
- Определите виды образовательной деятельности в ДОУ
- Какие коррекционно-образовательные задачи реализуются в ДОУ.
- Формы организации коррекционно-образовательного процесса.
Используем ПАООП и методические рекомендации, изложенные в следующих источниках:
- Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
- Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки- на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008.
- Организация и содержание логопедической помощи в образовательных учреждениях.
- Основные документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ОО для детей с нарушениями речи.
- Составить перечень основных документов
- На основании изучения ФГОС НОО с ОВЗ и ПАООП НОО для детей с ТНР определить последовательность зачисления ребёнка с ТНР в ОУ
- Определить образовательные учреждения и классы, в которых могут обучаться дети с ТНР и какие образовательные программы в них реализуются
- Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Составьте краткий конспект:
- Документ, в котором определяются задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
- Определите виды образовательных программ в ОУ
- Какие коррекционно-образовательные задачи реализуются в ОУ.
- Формы организации коррекционно-образовательного процесса.
1.Основные документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ДОО для детей с нарушениями речи.
Перечень основных документов
Коррекционно – педагогический процесс в ДОУ направлен на:
- освоение детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи основной образовательной программы;
- на развитие ребенка с нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Основные международные и федеральные документы |
1.Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. – ООН, 1990. 2 . Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 6. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761 н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 7. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08–249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7. |
Организационно-содержательные аспекты обеспечения инклюзивного образования определяются локальными актами дошкольной организации |
|
Документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ДОО для детей с нарушениями речи. |
Основная образовательная программа ДОО разрабатывается на основании «Примерной основной образовательной программы» и «Примерной адаптированной основной образовательной программы». Программа определяет содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. Выбор образовательного маршрута ребенка с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется исходя из рекомендаций ПМПК. Рабочая программа разрабатывается с учетом требований ФГОС и основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Коррекционно-педагогический процесс осуществляется на основе рабочих программ и «Примерной адаптированной образовательной программы» учителями-логопедами, воспитателями, дефектологами. |
На основании изучения ФГОС ДО и ПАООП для детей с ТНР определить последовательность зачисления ребёнка с ТНР в ДОУ
Диагностика индивидуальных особенностей развития ребенка, включающая комплексную оценку соотношения дефекта и компенсаторного фона; | Комиссия ПМПК Обязательно согласие родителей, законных представителей |
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление ребенка с ТНР | ДОУ. Решение о зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР выносится приказом заведующего на основании заключения ПМПК Обязательно согласие родителей, законных представителей |
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ по адаптированной программе | Специалисты ДОУ (на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии). |
Мониторинг образовательного процесса | Специалисты ДОУ |
Определить какие виды групп для детей с ТНР в ДОУ, и какие образовательные программы в них реализуются
Согласно российскому закону об образовании, ТНР причисляют к ограниченным возможностям здоровья (ОВЗ). Все дети с ОВЗ должны в детском саду обучаться по адаптированной программе. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) может дать рекомендации и направить ребенка
- В группу комбинированной направленности, в которой реализуется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ. Рекомендуемое количество детей: до 3 лет – не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи); старше 3 лет – не более 15 детей, в том числе не более 4 детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
- группы компенсирующей направленности, в которых обучаются дети с нарушениями речи. Рекомендуемое количество детей не должно превышать: для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей (до 3 лет и старше 3 лет, соответственно); для детей с фонетико-фонематическими нару-шениями речи в возрасте старше 3 лет -12 детей.
В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
В группах комбинированной направленности существуют две программы:
- для детей с ОВЗ на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию;
- дети с нормой развития группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.
2.Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Составьте краткий конспект:
- Документ, в котором определяются задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
- Определите виды образовательной деятельности в ДОУ
- Какие коррекционно-образовательные задачи реализуются в ДОУ.
- Формы организации коррекционно-образовательного процесса.
Документом, в котором определяются задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с ТНР является Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образо-вательным областям. Соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Который представляет собой, совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Коррекционно – образовательные задачи, реализуемые в ДОУ
- общее развитие дошкольников с ТРН, коррекция их психофизического развития, подготовка их к обучению в школе;
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»;
- разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
- поддержка ребенка, сопровождение его по образовательной траектории;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей с ТНР.
Основной формой реализации коррекционно-образовательного процесса являются индивидуальные, фронтальные (подгрупповые) занятия.
- Организация и содержание логопедической помощи в образовательных учреждениях.
- Основные документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ОО для детей с нарушениями речи.
- Составить перечень основных документов
- На основании изучения ФГОС НОО с ОВЗ и ПАООП НОО для детей с ТНР определить последовательность зачисления ребёнка с ТНР в ОУ
- Определить образовательные учреждения и классы, в которых могут обучаться дети с ТНР и какие образовательные программы в них реализуются
Составить перечень основных документов
Основные международные и федеральные документы |
|
Организационно-содержательные аспекты обеспечения инклюзивного образования определяются локальными актами школьной организации |
|
Документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ОУ для детей с нарушениями речи. |
|
На основании изучения ФГОС НОО с ОВЗ и ПАООП НОО для детей с ТНР определить последовательность зачисления ребёнка с ТНР в ОУ
Диагностика индивидуальных особенностей развития ребенка, включающая комплексную оценку соотношения дефекта и компенсаторного фона; Изучение заключений ДОУ. | Комиссия ПМПК Обязательно согласие родителей, законных представителей |
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление ребенка с ТНР | ДОУ. Решение о зачислении ребенка в классы с различными вариантами обучения выносится приказом директора ОУ на основании заключения ПМПК Обязательно согласие родителей, законных представителей |
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ | возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, |
Мониторинг образовательного процесса | Учителя, педагог-психолог, соц.-педагог ОУ |
Определить образовательные учреждения и классы, в которых могут обучаться дети с ТНР и какие образовательные программы в них реализуются
Для обучения детей с ОВЗ в школе разрабатывается АООП НОО (адаптированная основная образовательная программа). АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Ребёнок с ОВЗ может прийти учиться в любой общеобразовательный класс. Для этого ребёнка разрабатывается АООП, в которой предусматривается создание индивидуального учебного плана с учетом его особых образовательных потребностей.
Возможно обучение ребенка по варианту 5.1 и 5.2
Вариант 5.1 | Вариант 5.2 |
Обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием | обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития |
среда и сроки обучения – общеобразовательный класс | в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями (школа для детей с ТНР) или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах). |
Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. | более пролонгированные календарные сроки обучения. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), во II отделении 4 года (1-4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса, предусматривается 1 дополнительный класс. |
Контингент обучающихся
(дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия))
| Контингент обучающихся I отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием. имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях. II отделение - для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи. |
Обязательными условиями реализации АООП НОО (5.1) логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. | Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных и (или) подгрупповых логопедических занятиях. |
- Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Составьте краткий конспект:
- Документ, в котором определяются задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
- Определите виды образовательных программ в ОУ
- Какие коррекционно-образовательные задачи реализуются в ОУ.
- Формы организации коррекционно-образовательного процесса.
Документ, в котором определяются задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Дошкольные учреждения | ОУ |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" | Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
Включает в себя: условия, ориентиры, цели, программно методическое обеспечение | АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. |
Примерная адаптированная основная Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС ДО | АООП НОО для обучающихся с ТНР – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. |
| Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (обучающиеся с ОВЗ). |
| Стандарт является основой для
осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации |
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом
детей с ОВЗ
| Коррекционно-образовательная работа строится с учетом
детей с ОВЗ заключений психолого-медико-педагогической комиссии |
Определите виды образовательных программ в ОУ
Программы дошкольного образования для детей с ТНР | Программы начального общего образования для детей с ТНР |
Комплексные программы (охватывают все образовательные области)Размещены на сайте Федерального института развития образования - http://Navigator.firo.ru | |
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. Л.В.Лопатиной Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности Н.В. Нищева | АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Вариант 5.1 предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Предназначен для обучающихся с ФФН или ФН речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития (выделенных Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой |
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. // Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина | Вариант 5.2 предназначен для обучающихся, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и письма. Этот же вариант рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения в первом классе не предусматривается. |
Парциальные программы (дополнение к основной программе) | |
От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В. Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с. | |
«На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой и др. |
Какие коррекционно-образовательные задачи реализуются в ОУ.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями. Развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту
Формы организации коррекционно-образовательного процесса.
№ п/п | Форма логопедических занятий | Характеристика |
1 | Фронтальные | Фронтальные занятия — коллективная форма работы. Основная цель: устранение нарушений средств языка, характерных для разных форм речевой патологии (ОНР, ФФН). Задачи: развитие понимания речи развитие лексико-грамматических средств языка; Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю. Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Каждое из этих видов занятий имеет свою структуру! |
2 | Индивидуаль-ные | Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия. Основная цель: выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии; алалии, дислалии, дизартрии, ринолалии. Задачи:
В задачи индивидуальных занятий входит прежде всего работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения (произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д). На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут, проводятся дважды в неделю. По договорённости с логопедом родителям разрешается присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняетразвивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые ...
«Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточность иннервации речевого аппарата"
Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата, отличаются трудностя...
Курс повышения квалификации "Первая (доврачебная) помощь в образовательной организации
Курс повышения квалификации "Первая (доврачебная) помощь в образовательной организации...
Презентация на тему: "Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"
Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....
Особенности организации и содержания логопедического обследования детей с моторной алалией.
Моторная алалия....
04.08. 2021год краткосрочное повышение квалификации "Оказание первой помощи в образовательной организации".- Обьем 72ч.
Повышаю свой профессиональный уровень, через специально организованные курсы повышения квалификации педагогических работников:04.08. 2021год краткосрочное повышение квалификации "Оказание первой ...
Организация и содержание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ
Успешная реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями будет максимально эффективной только при условии активного включения родителей в этот процесс. Задача специалиста пе...