«Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточность иннервации речевого аппарата"
методическая разработка по логопедии
Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата, отличаются трудностями в преодолении нарушения. В практике логопедической работы с детьми это часто встречающиеся различные дизартрические проявления, которые требуют более длительного логопедического воздействия на их устранение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
https://sites.google.com/site/vneklassa/obobsenie
«Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточностью иннервации речевого аппарата»
Номинация «Дошкольное образование (развитие речи)»
Курепина Нина Анатольевна,
учитель-логопед
МБДОУ детского сада №5 «Радуга»
г. Жердевка Тамбовской области
Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата, отличаются трудностями в преодолении нарушения. В практике логопедической работы с детьми это часто встречающиеся различные дизартрические проявления, которые требуют более длительного логопедического воздействия на их устранение.
Особенности фонематического нарушения речи у детей с недостаточностью иннервации речевого аппарата
Отмечаются: нечёткое звукопроизношение, смазанная речь, иногда сопровождающаяся назализацией, различные просодические и фонационные расстройства, наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляционного аппарата, разнообразие и особенности фонетических нарушений.
Для детей с дизартрическим проявлениями в речи характерно полиморфное нарушение звукопроизношения.
Страдают обычно три группы звуков: свистящие, шипящие и соноры:
На первом месте – свистящие,
На втором – шипящие,
На третьем месте – нарушения произношения соноров.
Среди нарушений свистящих, шипящих – межзубное произношение.
Среди искажений звуков р-л – велярный ротацизм.
Нарушения просодики сказываются на разборчивости и внятности речи. Из-за нечеткого произношения у детей нечеткое восприятие звуков. Получается замкнутый круг – фонематический слух не развивается.
Основную сложность представляет диагностика дизартрических проявлений.
Основные критерии диагностики
- Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных движений. В частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также ассиметричное положение кончика вытянутого вперед языка. Его тремор и беспокойство в этом положении, изменение конфигураций.
- Наличие синкинезий – движение нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при движении языка.
- Замедленный темп артикуляционных движений.
- Трудность удержания артикуляционной позы.
- Трудность переключения артикуляционных движений.
- Стойкость нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков.
- Наличие просодических нарушений.
В ряде случаев для диагностики дизартрических проявлений применяются так называемые функциональные пробы:
1. Открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии, одновременно следить глазами за перемещающимися в боковом направлении предметом. Проба считается положительной, если в момент движения глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
2. Ребенка просят выполнять артикуляционные упражнения языком, положив при этом руки на его шею, при наиболее тонких, дифференцированных движениях языка, ощущается напряженность шейной мускулатуры, а иногда и видимые движения с закидыванием головы.
Нарушения общей моторики
При наличии дазартрических проявлений всегда отмечается моторная неловкость. На физкультурных занятиях отмечается нарушение координации и переключаемости.
Проверочные задания: «Покажи, как пилят, рубят», «Покажи, как ходит солдат», «Пройди по мостику», «Постой на одной ножке»
Если у ребенка нет, каких либо дизартрических проявлений, то моторная неловкость отмечаться не будет.
Нарушения мелкой моторики рук.
Для детей с дизартрическими проявлениями в речи характерно позднее и не очень успешное овладение навыками самообслуживания.
На занятиях по рисованию дети плохо справляются с заданиями. Главный показатель – аппликация. Работы таких детей небрежны, нет чувства центра и симметрии, не ориентируются на листе бумаги и пространственно.
У детей, не имеющих дизартрических проявлений, нарушения мелкой моторики рук отсутствуют.
Особенности артикуляционного аппарата
а) наличие патологии артикуляционного аппарата: гиперсаливация, девиация, нарушение мышечного тонуса, асимметрия при улыбке и речи, гиперкинез (насильственные движения);
б) особенности моторики артикуляционного аппарата. Все движения у ребенка есть, но качество движений нарушено. Движения недостаточной силы, страдает ритмичность. Недостаточный объем движений, неточность движений, утомляемость, может быть девиация языка (отклонение от средней линии), нарушения переключаемости с одного движения на другое, гиперкинез (насильственные движения языка), тремор (дрожание кончика языка, посинение при нарушении кровообращения). У детей, не имеющих в речи дизартрических проявлений, эти проявления не наблюдаются.
Нарушения звукопроизношения
1.У ребенка нарушено произношение: искажение, замены, пропуски, смешения. Звуки ставятся по общему принципу, но чаще всего работа останавливается на автоматизации в слогах, дальше в речь звуки не вводятся.
2. У ребенка изолированно все звуки есть, но в речи искажаются даже б,п,д,т,н. Это случается также у детей с нарушением слуха из-за плохого контроля.
Особенности просодики
а) голос слабый, монотонный (не модулируется по высоте и силе);
б) дыхание: ослаблен речевой выдох, ребенок тихо произносит окончания слов, фразы, темп речи ускоренный;
в) интонация: речь невыразительная, тусклая, неправильные паузы, страдает логическое ударение, дикция. Нарушения возникают из-за парезов, параличей мягкого нёба, голосовых связок. Страдает сила, высота голоса, звонкие согласные звуки.
В анамнезе асфиксия, не сразу принесли кормить, позже развивался, лежал в неврологическом отделении, до года массаж, вскрикивал по ночам от головных болей.
Особенности эмоционально-волевой сферы.
Отмечается эмоциональная возбудимость, истощаемость. Дети плохо адаптируются к новой ситуации. Они раздражительны, характерны резкие перепады настроения, агрессивны, упрямы.
Психолого-педагогическая работа
а) сенсорное развитие, зрительные дифференцировки, слуховое восприятие, слуховые дифференцировки, развитие положительной кинестезии (ощущение мышц своего тела);
б) развитие стереогноза – высших корковых умений: нащупать и определить предмет по форме, величине, фактуре;
в) развитие пространственных представлений (знаний схемы человека, животного, понимание предлогов, выполнение задания по пространственному расположения, умение раскладывать разрезную картинку, кубики с картинками;
г) развитие конструктивного праксиса, выполнение заданий по образцу, по инструкции, по памяти (конструирование из природного материала);
д) развитие мелкой моторики рук (подготовка руки к письму);
г) психологическая подготовка к школе (развитие внимания, памяти, мышления).
Коррекционная работа с дизартрическими проявлениями ведется комплексно: медицинское, психолого-педагогическое и только потом логопедическое воздействие.
Индивидуальные занятия для ребенка с различными проявлениями дизартрии 15-20 минут, 3 раза в неделю по схеме:
- Оргмомент
- Массаж
- Артикуляционная гимнастика
- Работа над голосом
- Работа с дыханием
- Просодика
- Пальчиковая гимнастика
- Фонематический слух
- Грамматические категории, словарь.
Краткая аннотация статьи Лопатиной Л.В.
Дети с различными проявлениями дизартрии делятся на три группы:
I группа –у детей нарушены звукопроизношение и просодика, все остальное сохранно, это дети для группы с ФФН
II группу – составляют дети, у которых не закончен процесс формирования фонематического слуха, также нарушена просодика, лексика и грамматика – это группа с ФФН Также этим детям необходима индивидуальная работа по устранению дизартрических компонентов в речи.
III группа – это дети, у которых нарушено звукопроизношение, просодика, недостаточно развит фонематический слух, грубо нарушен грамматический строй, словарь. Также без специальных занятий недостаточно формируется связная речь. Это группа с ОНР, и индивидуальная работа по устранению дизартрических проявлений.
Задачи работы с I группой.
- Развитие общей и речевой моторики
- Логопедический массаж и специфическая артикуляционная гимнастика.
- Развитие речевого дыхания и голосовых модуляций.
- Регуляция просодики
- Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
Задачи работы со II группой.
Актуальны все задачи для первой группы, дополнительно работа по обогащению словаря, развитию грамматического строя речи, уточнению и развитию фонематического слуха, отработка слов сложной слоговой структуры, развитие связной речи.
Задачи работы с 3 группой.
Необходимы все задачи для первой и второй группы, плюс развитие психологической базы речи: зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, мышления.
Причины возникновения у взрослых
- Нарушение мозгового кровообращения и сосудистые расстройства
- Черепно-мозговые травмы
- Менинго-энцефалиты
- Опухоли
Причины возникновения у детей
- Родовая травма (в результате родовспоможения)
- Асфиксия (красная – самая лёгкая, в результате различные проявления дизартрии, синяя – 1-2, минуты (есть микро патология), белая –реанимация от нескольких минут до суток. В результате тяжелые двигательные и психические расстройства.
- Резус-фактор – конфликт плода и матери. Возникает у матери с резус-отрицательным фактором. У таких детей страдают подкорковые образования. В результате нарушения двигательной сферы, интеллект сохранен.
- Менингоэнцефалиты.
- Поствакцинальные менингоэнцефалиты.
- Черепно-мозговые травмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. "Организация оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата".
На сегодняшний день самой актуальной проблемой жизни в 21 веке является проблема сохранения здоровья.В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе в...
Этапы коррекционной работы при нарушениях произносительной стороны речи
Этапы коррекционной работы при нарушениях произносительной стороны речи...
Презентация на тему: "Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"
Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ: ДИЗАРТРИЕЙ.
Методическая разработка....
Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. 1.Нарушение речи – достаточно распространённое явление среди дете...
Портфолио логопедических технологий для коррекции нарушений произносительной стороны речи
Портфолио логопедических технологий направлено на коррекцию нарушений произносительной стороны речи у дошкольников. В данном портфолио описаны технологии, позволяющие корригировать нарушения артикуляц...