Организация и содержание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике

Успешная реабилитация  и социализация детей с ограниченными возможностями будет максимально эффективной только при условии активного включения родителей в этот процесс. 
Задача специалиста передать свой опыт, знания и умения семье и ближайшему окружению ребенка.
Работа с родителями ребёнка с проблемами в развитии – процесс очень тонкий, деликатный.
Необходимо создать очень доверительную атмосферу в ходе работы с родителями, которая будет позволять разрешать многие трудные вопросы до того, как они перерастут в неразрешимые проблемы и конфликты.
Главное – родители должны оценить возможности ребенка с ОВЗ и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и содержание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ Тима Полина Павловна- учитель-логопед ДС №12 г.Еманжелинск

Слайд 2

1. Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии Коррекция эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных проблем у детей с нарушениями развития осуществляется в зависимости от уровня интеллектуальных возможностей и выраженности нарушений в психической сфере. Основными целями психо-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, в рамках психологической помощи семьям являются: коррекция нарушений в эмоционально-волевой, коммуникативной и личностных сферах развития детей; формирование эмоционально теплых взаимоотношений детей с их родителями и другими близкими лицами; развитие у детей адекватной установки на доброжелательное восприятие окружающего социального мира; формирование у детей нравственных установок и адекватных поведенческих навыков.

Слайд 3

Коррекция эмоционально-волевой, поведенческой, личностной и межличностной сфер детей с нарушениями развития имеет несколько направлений. Поставленные цели требуют решения перечисленных ниже задач: коррекция аффективной сферы детей (агрессии, тревожности, отгороженности), формирование положительных эмоциональных реакций и установок; формирование навыков регуляции эмоционального состояния; формирование коммуникативных навыков социально-адаптивного взаимодействия детей с близкими и родственниками, социализация ребенка; развитие творческих форм сотрудничества детей с их родителями, другими членами семьи, включая сверстников; снижение психоэмоционального дискомфорта, проявляющегося в тревожности и неуверенности, различных формах страхов;

Слайд 4

коррекция скрытых и явных форм негативизма, агрессивного поведения, дезадаптивных поведенческих состояний; формирование самоконтроля и адекватного поведения как с близкими, так и чужими людьми; повышение самооценки и критичного отношения к себе и другим; преодоление внутренних конфликтов и переживаний. Коррекция эмоционально-личностных особенностей и поведенческих девиаций у детей с нарушениями развития осуществляется с помощью известных приемов арт-, игро- и сказкотерапии в индивидуальной и групповой формах. Коррекция детско-родительских и родительско-детских взаимоотношений проводится под руководством психолога в процессе совместных занятий и тренинговых игр.

Слайд 5

Для реализации психо-коррекционных целей используются индивидуальные и групповые занятия, которые имеют следующую структуру: установочный этап, коррекционный этап, релаксационный этап, завершающий этап.

Слайд 6

2. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей Коррекция нарушении в личностной и межличностной сферах родителей осуществляется в двух направлениях: •психолого-педагогическом •психокоррекционном ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ: Цель - переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери ребенка-инвалида. Оно направлено на оптимизацию ее самосознания и позволяет сформировать адекватные способы взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии.

Слайд 7

ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Цель- психологической коррекции в рамках поведенческого подхода является выработка у ребенка нового адаптивного поведения или преодоление дезадаптивного поведения . Это достигается с помощью торможения и ликвидации старых форм поведения и обучение ребенка новым формам поведения с использованием приемов самоконтроля и саморегуляции.

Слайд 8

МЕТОДЫ РАБОТЫ И ПСИХОТЕХНИКИ: демонстрация матери ребенка с отклонениями в развитии в развитии методических приемов работы, направленных на коррекцию нарушений его развития, формирование навыков адекватного поведения, формирование гармоничной личности; конспектирование матерью занятии, проводимых психологом; самостоятельное проведение отдельных занятий или части занятия под контролем психолога; выполнение домашних заданий со своим ребенком; изготовление наглядных пособий для проведения занятий с ребенком; чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом; холдинг-терапия; арттерапия; вокалотерапия; музыкотерпия; хореотерпия; эстетотерапия; библиотерапия; сказкотерапия;

Слайд 9

Этапы работы в психолого-педагогическом направлении. В работе психолога с матерями можно выделить следующие этапы: привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка: психолог убеждает мать ребенка в том, что именно в ней нуждается ее ребенок, что именно она может оказать ему самую необходимую помощь; формирование у матери интереса к процессу развития ребенка: демонстрация ей возможностей существования «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижений; родительница должна научиться отрабатывать дома с ребенком задания психолога; развитие у матери чувства успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком; демонстрация матери возможностей личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ее ребенка, своего участия в изучении его возможностей и реализации творческих замыслов в работе с ним.

Слайд 10

Холдинг-терапия Холдинг-терапия — очень распространенный метод ранней помощи детям с нарушениями аутистического спектра и в нашей стране, и за рубежом. Этот метод обычно применяется при установлении контакта между матерью и аутичным ребенком. Метод холдинг- терапии (от англ, hold — держать) разработан доктором М. Велш (США) и основан на тесном телесном и зрительном контакте ребенка и матери. Специалистами предложен ряд правил, которые необходимо выполнять при проведении сеансов холдинг-терапии: 1) терапия должна проводиться каждый день, хотя бы в течение первых двух месяцев жизни ребенка; 2) на сеансах должны присутствовать не менее двоих взрослых; 3) присутствие специалиста (психолога, педагога-абилитолога) считается необходимым в первые три — четыре месяца; 4) положительным эффектом сеанса считается полное расслабление ребенка, особенно на первых трех — четырех сеансах.

Слайд 11

Сказкотерапия Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Цели сказкотерапии: - Снятие эмоционального напряжения; - Создание игровой доверительной атмосферы в группе; - Установление межличностных контактов между детьми; - Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям; - Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок; - Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах; - Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Слайд 12

Библиотерапия Библиотерапевтическое чтение отличается от чтения вообще своей направленностью на нормализацию нарушенных состояний и свойств личности. Корректирующее воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, мысли, желания, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заполняют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Это особенно важно для детей, которые в силу физических особенностей оторваны от общества сверстников и ведут замкнутый образ жизни. В зависимости от благоприятного влияния чтения на состояние ребенка, оно может быть разных видов: Упреждающее чтение поддерживает и укрепляет здоровье. Текущее или постоянное чтение способствует психическому оздоровлению, снятию психического напряжения, улучшению настроения. Вспомогательное или выборочное чтение используется как составная часть определенных комплексных лечебных мероприятий. В библиографической деятельности используются тексты : обычные, любых литературных жанров; обычные, но адаптированные, отрывки из произведений; специально созданные для терапевтических целей

Слайд 13

Музыкотерапия Использование музыкальной терапии для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребенка-дошкольника, создает условия для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии. Коррекционное воздействие методом музыкальной терапии включает в себя следующие направления: — коррекция отклонения психоэмоциональной сферы; — оказание помощи детям с ОВЗ при социально-адаптивных нарушениях; — коррекция психосоматических нарушений (вегетативная система, дыхательные нарушения, сердечно-сосудистая деятельность, зрение и др.); — помощь в самореализации ребенка через активизацию творческих процессов и повышение его художественно-эстетических потребностей. Основной целью музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ, является гармонизация личности ребенка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.

Слайд 14

Вокалотерапия Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший». Эстетотерапия Это невербальная психотерапия, основанная на терапевтическом, корригирующем действии художественной формы и эстетических чувств. Эти воздействия могут быть пассивными (пациент – успокаивающийся художественными образами зритель) и активными (пациент действует, опредмечивая свое эмоциональное напряжение, трансформируя его в целенаправленную эмоцию вплоть до катарсической разрядки). Это вариант эмоционально-стрессовой психотерапии, формирует на бессознательном уровне глубинные психологические установки оптимистического, жизнеутверждающего характера и обеспечивает мобилизацию внутренних защитноприспособительных резервов организма, повышение уровня его деятельности.

Слайд 15

Арт-терапия Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты: Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ. Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе.

Слайд 16

Туротерапия Туротерапия – как эффективная социокультурная реабилитационная технология детей с инвалидностью и ОВЗ. Возможность путешествовать приводит человека к физическому и психическому здоровью, восстанавливает и повышает уровень работоспособности, развивает и усиливает познавательные интеллектуальные и коммуникативные способности личности, поэтому туризм является наилучшим способом реабилитации, адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями. Создает среду полноценного общения, в которой человек с проблемами взаимодействует с разными людьми, устанавливает социальные контакты и имеет возможность выполнять различные социальные роли. Туризм устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует пожилых и инвалидов в общество. Спорт и туризм создают возможность устанавливать независимые и разнообразные контакты, помогающие получить уверенную и эффективную жизненную поддержку.

Слайд 17

4 . Роль специалиста в работе с родителями Целью взаимодействия специалистов с родителями является осознание родителями особенностей своего ребёнка и их активное включение в процесс воспитательной и коррекционно-развивающей работы. Работа с родителями воспитанников с ОВЗ включает несколько направлений: 1. Изучение педагогами группы условий семейного воспитания детей и отношения родителей к дефекту ребёнка. На практике нередко приходится сталкиваться с тем, что родители не видят проблем у своего ребёнка, необъективно относятся к состоянию его психического развития. 2. Предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, содержание индивидуально-образовательного маршрута и динамики развития их ребёнка. 3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Успешная реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями будет максимально эффективной только при условии активного включения родителей в этот процесс . Задача специалиста передать свой опыт, знания и умения семье и ближайшему окружению ребенка. Работа с родителями ребёнка с проблемами в развитии – процесс очень тонкий, деликатный. Необходимо создать очень доверительную атмосферу в ходе работы с родителями, которая будет позволять разрешать многие трудные вопросы до того, как они перерастут в неразрешимые проблемы и конфликты. Главное – родители должны оценить возможности ребенка с ОВЗ и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам. Таким образом, семья в жизни любого человека играет очень значительную и огромную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого начинает формироваться. Для него семья – это самые родные люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от его состояния здоровья, социального статуса и индивидуальных особенностей. Это место, где можно попросить о помощи, поддержке и найти понимание, сочувствие, любовь.

Слайд 18

С помощью этого чувства, которым человека наградила природа, терапия позволяет преодолевать проблемы ребёнка. 2) Название данной терапии характеризуется так: мать берет ребенка к себе на колени или сажает рядом, прижав к себе (телесный контакт обязателен). 3) Терапия, которая осуществляется с помощью экскурсий, походов, поездок к морю, в санаторий, на базу отдыха и др. 4) Эта деятельность человека является основой терапии, которая позволяет сформировать у ребенка потребность к выполнению посильных ему заданий. 5) Название терапии, главным компонентом которого являются разнообразные мелодии и звуки. 6) Терапия, основанная на чтении ребенку детских литературных произведений. 7) Итоговый продукт арттерапии. 8) Терапия, заключающаяся в совместном пении матери и ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому.

Приказ, положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому....

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьям воспитывающих детей с нарушением зрения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая  помощь семьямвоспитывающих детей с нарушением зрения»...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

«Консультативно –профилактической помощь семьям, воспитывающих детей с ОВЗ. Сотрудничество со специалистами ДОУ».

Целью консультативно - профилактической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ является: получение детьми квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной...